Как трудно и интересно сочинять сказку вдвоем со сверстником

Только вошли во вкус сочинительства, только разобрались с карточками, привыкли к вопросам взрослого-слушателя, а тут вдруг появился Конкурент! Разве можно уступить ему такое важное и интересное дело – сочинение волшебной сказки!

Конечно, большинство дошкольников негодуют. Кто вслух, а кто про себя. Вырывают из рук «соперника» красивые карточки, дерутся, даже плачут от бессилия: меня «задвинули».

Явно не хотят сочинять вместе: «Моя сказка!». Не хотят уступить роль рассказчика-сочинителя и удовольствоваться ролью просто слушателя. Ведь раньше слушателем был взрослый, а он, ребенок-рассказчик, был в центре внимания.

«А теперь ты будешь задавать вопросы рассказчику, как взрослый, — утешаю я. – И двое помощников у тебя есть – Добрый и Злой волшебники, помнишь? Ты теперь будешь Повелитель волшебников». Слезы высыхают. Повелителем волшебников, в принципе, тоже быть неплохо.

И вот один дошкольник выбирает картинки (уже из нового набора) и начинает рассказывать свою историю. Другой ребенок… а другой ребенок в это время ведет себя по-разному: может демонстративно отвернуться («Подумаешь, я лучше сочиняю!»), может молча слушать, а может и критически реагировать на чужую сказку, даже сбивать рассказчика.

Маша: Катя, ты что смотришь журнал? Взрослый: Она не хочет быть помощницей, а всегда хочет быть главной. Катя: Нет. Маша: Я смотрю, когда ты сочинишь. Взрослый: Наша сказка остановилась. Катюша, помоги нам! Маша: Давай, помогай! Взрослый: Сказка остановилась. Маша: Да! Взрослый: Придумай что-нибудь. Катя /Маше/: Сама придумай! Маша: Конец, все.

Катя ревнует. Катя переживает.

Такого не было, когда первоначально в паре работали ребенок и взрослый. Взрослый тогда выступал в роли слушателя, задающего сочинителю-рассказчику различные вопросы (а мы помним, что, по Сократу, роль вопрошающего наиболее сложна – это роль ведущего, помогающего родиться чужой мысли).

Во многом именно вопросы такого заинтересованного партнера-адресата способствовали продвижению юного сочинителя по событийной канве — выстраивали сказку. Это были вопросы 1) помогающие продолжить текст: «А что было потом?» и т.п.; 2) уточняющие мотивы героя, место действия, позицию других персонажей и пр.: «Почему он так сделал?», «Где это происходило?», «А чем в это время занимались остальные?» и т.д.; 3) вопросы, показывающие альтернативу, заставляющие сделать выбор между разными возможностями развития сюжета: «А, может быть, он пошел в лес? Или остался?».

2 стр., 637 слов

В чем проявляется жестокость взрослых по отношению к ребенку

... здоровье. Самое жестокое время для любого народа, любого человека, в том числе и ребенка – это ... к немцам. Он разведчик. Один, без помощи взрослых не в первый уже раз он должен ... жестокость способна не просто наложить отпечаток на будущее ребенка, а исковеркать, сломать саму жизнь. Психологическая, ... меры воспитания были античеловеческими: мальчиков с семилетнего возраста держали в черном ...

В случае же затруднения сочинителя взрослый переходил на позицию соавтора (сам давал ответ на вопрос или начинал инициировать новый кусочек текста: «И вдруг…»), то есть происходила смена ролей «рассказчик – слушатель». (Предпочтительней, все же, подсказка сочинителю в вопросительной форме: «А, может быть, она превратилась в мышку?»)

Теперь в роли такого «умного» (рефлексивного) слушателя и соавтора выступает второй ребенок. В паре «автор – адресат», таким образом, уже работают сверстники-дошкольники, а взрослый только наблюдает за ходом взаимодействия и помогает в случае необходимости.

Здесь важна задача согласования замыслов двух детей-соавторов (или автора и слушателя-редактора).

Как придти к подлинному диалогу, сотрудничеству, как преодолеть неизбежные поначалу конфронтацию, конфликт между детьми (ведь каждый из дошкольников хочет быть главным – то есть сочинителем, а не слушателем)?

Приемов организации культурной дискуссии между детьми много (иногда их подсказывает сам сказочный сюжет).

Очень помогают карточки с волшебниками: можно ведь вести «воспитание» не впрямую капризного ребенка, но Злого волшебника (по принципу: «Маша хорошая, а это Злой волшебник вредничает»).

Выдержка из протокола одного из последующих парных занятий: «Теперь девочки впрямую не жалуются на поведение «соперницы» друг другу и взрослому. Соперничество опосредовано работой над текстом и обращением к взрослому по поводу своих инициатив, а не по поводу запрещения действий другого ребенка. Катя Т. не прямо, а в образе Злого Волшебника сбивает рассказчицу, разрывает текст, не дает развернуть сюжет. (Зато в роли помощника-редактора она работает старательно и без подвоха, который углядывает в ней рассказчица.)

Сочинительский запал к концу занятия у девочек не иссяк — они хотят сочинять другие сказки, но в одиночку (Катя Х.) или с другими помощниками (Катя Т.)».

Да, многое зависит и от ранее сложившихся отношений между детьми – не каждый годится в партнеры. Ильф и Петров, братья Гонкуры, братья Стругацкие, супруги Голон… Не так уж много в мире писателей-соавторов.

Дети учатся придумывать альтернативные варианты развития событий, возникает не только соревнование – кто интереснее придумает, но и взаимопомощь, сотрудничество, согласование вариантов (ведь сказка – общая).

Интересно, что некоторые «трудновоспитуемые» дошкольники, оказавшись в главной роли в паре со сверстником-ассистентом, показывают прямо-таки «образцовое» поведение.

К концу наших занятий дети начинают ориентироваться на партнера, помогают друг другу, поддерживая и развивая версии товарища.

Совместное сочинение сказки Вадиком К. (рассказчик) и Насти Г. (слушатель, Повелитель Волшебников):

Взрослый: Как эта история начинается? «Давным-давно…». Вадик: Давным-давно… Взрослый: И что? Вадик: Пошел мальчик в лес погулять. Потом… он увидел: на дереве какие-то человечки. Настя: И вдруг идет волшебник, страшный. И хочет этих человечков забрать. Вадик: Нет, мальчика! Потом еще один мальчик идет. Встретились они, повернулись назад. И говорит: «Смотри, волшебник идет!». /Настя вытаскивает карточку с Добрым Волшебником/. Вадик — Насте: Злого покажи! /Настя показывает Злого Волшебника/: Один увидел доброго волшебника, в другой — злого. Взрослый: Там шли два волшебника? Крадутся за ними /ребятами/? Вадик: Да. Настя: Они разошлись в другую сторону — волшебники. Взрослый: Мальчики увидели, что волшебники разошлись в разные стороны? Вадик: Пошли они дальше. Увидели: зайчик-поскакайчик. Настя: А на зайчиков охотники! Они еле спаслись. Вадик: Лиса побежала за зайчиком. Настя: А волк отогнал лису — добрый! Потому, что это был человек! Он переоделся — в волшебную одежду с такой маской. Взрослый: Звери подумали, что это настоящий волк? Настя: Это был папа мальчика. Вадик говорит себе, мне и Насте одновременно торжественным голосом: Мы долго будем рассказывать, да? Настя: Да. Вадик: Потом они шли долго назад, увидели потом собачья шкура… собачья кожура валяется. Взрослый: И что? Настя: А потом пришел какой-то волшебник и унес эту кожуру. Это Добрый Волшебник! Взрослый: Это волшебная кожура? Настя: Нет. Вадик: Нет, обычная. Взрослый: Зачем унес эту кожуру? Вадик: Чтобы дети не испугались. Настя: Нет, в мусорку. Вадик: Чтобы дети не испугались! Настя: Да, чтобы не испугались, выбросил в мусорку! Взрослый: Сказка закончилась? Настя: Нет! Вадик: Нет! Потом пошли дальше гулять и увидели, какая-то луна на небе висит. Потом они ее отстригли ножницами (она висела на нитке).

15 стр., 7032 слов

Анализ рассказа мальчики чехова

... делает человек. Сочинение по произведению Мальчики Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было ... настоящих семейных ценностей, рассуждая о взаимоотношениях детского и взрослого миров. Сюжетно-композиционные особенности рассказа Экспозиция рассказа – представление главных героев (Володи Королева и ...

И она улетела на небо. Настя: А потом она спряталась в небе. И они отстригли веревки Солнца, и стало не так жарко Взрослый: Так как Солнце улетело подальше? Настя: Да. Взрослый: И вдруг… Настя: И вдруг пошел волшебник какой-то, взял этого мальчишку и унес! В плен! Взрослый: А второй мальчик? Настя: А второй мальчик остался в лесу. Взрослый: Надо спасать мальчика! Настя: Да. Вадик: Потом приехали полицейские. Настя: И мальчик все рассказал. Вадик: И того в тюрьму посадили. Настя: А Злой Волшебник всех заколдовал — полицейских. А потом мальчик бежал. Вадик: А мальчик сам себя заколдовал, всех побил. Настя: Он нажал на Бога /показывает на свой нательный крестик/, и он превратился в невидимку. Взрослый: И Злой Волшебник не мог его увидеть? Вадик: А добрая /волшебница/? Настя: А добрая его спасла.

В сказке отчетливо выражена линия борьбы Добра и Зла; текст остросюжетен, в нем постоянно что-нибудь случается (иногда катастрофическое); но все обязательно заканчивается хорошо: помогают либо волшебники, либо сами герои справляются с трудными обстоятельствами.

И сочинять в паре со сверстником оказывается так интересно!

© Все права защищены