Рассуждение «Смысл названия романа «Герой нашего времени»»

М. Ю. Лермонтов совершил прорыв в отечественном словесном искусстве, создав первый в русской литературе психологический роман «Герой нашего времени». Образ Печорина стал уникальным явлением, анализ личности такого человека занимал умы многих ученых-филологов. Сочинение «Смысл названия романа „Герой нашего времени“» встречаются на ОГЭ и ЕГЭ.

Почему произведение так названо

Суть его связана с модной и популярной в то время работой писателя А. Мюссе «Исповедь сына века». Находясь под сильным впечатлением творчества французского автора, М. Ю. Лермонтов первоначально решил назвать свое творение таким заглавием — «Один из героев начала века». Но перед тем как отдать роман в печать, писатель отсек прежнюю идею. Произведение вышло в свет под названием «Герой нашего времени».

Издание С. И. Ожегова приводит следующие значения:

  1. Человек, совершающий подвиги.
  2. Главное действующее лицо литературного произведения.
  3. [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/smyisl-nazvaniya-romana-geroy-nashego-vremeni/

  4. Человек, в котором отображены черты эпохи.
  5. Тот, кто привлек внимание, заинтересовал.

Учитывая личность Печорина и совершенные им поступки, среди которых порядочных мало, можно сделать вывод, что первое значение слова не применимо к этому роману. Как объясняет сам М. Лермонтов: главный герой произведения — это не просто какой-то центровой персонаж, житель литературного мира. Он являет собой определенный тип личности, сформированный эпохой, своим историческим временем. Печорин отражает в себе те качества, что господствовали в обществе, показывает проблемы поколения, трагедию людей. Этот герой — дитя своего времени, упорно стремящийся сломать систему и найти место в жизни. Печорин — своего рода история поколения.

Смысл названия «Герой нашего времени» — оно более емкое, содержательное и конкретное. Позже оно дало начало литературному термину, который обозначал выразителей качеств характера определенной эпохи. Героями времени стали называть тех, кто является лицом истории. Прежде всего, заглавие романа М. Лермонтова выполняло важную задачу: привлекало внимание читателей к проблеме личности, ее страданиям, внутренним переживаниям и трагедии.

Образ Печорина

Каким же было поколение 1830—1840-х годов, проблемы которого исследовал М. Лермонтов в своем романе? Для ответа на вопрос следует обратиться к личности главного героя произведения.

3 стр., 1137 слов

ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова ...

... искали : сочинение на тему образ печорина в романе герой нашего времени сочинение на тему герой нашего времени образ печорина сочинение на тему образ печорина сочинение образ печорина в романе герой нашего времени сочинение на тему ... против веками сложившихся устоев. Неумение же сблизиться с людьми других кру­гов общества приводит его к одиночеству, порож­дает в нем и эгоизм. Герой Лермонтова даже ...

Григорий Александрович Печорин — образ, который соединяет в себе индивидуалистическое начало с обобщенным историческим типом, поэтому односторонней оценке не подлежит:

  1. Во-первых, герой — это конкретный человек, обладающий сильным характером, определенными качествами, совершающий не всегда правильные поступки, с точки зрения морали.
  2. Во-вторых, он заключает в себе обобщенные черты поколения, которому не было места в обществе. Эти люди не могли найти себе применения, не имели смысла и цели жизни.

Печорин был внешне привлекателен, хорошо сложен, прекрасно образован. Собеседники находили его умным человеком. Но в то же время натура Печорина была противоречивой, странной и непредсказуемой: он то испытывал дискомфорт из-за какой-то незначительной мелочи, то проявлял бесстрашие в опасные, рискованные моменты.

Личностью он был незаурядной, способной на многие свершения, но в силу определенных причин герой не мог реализовать свой потенциал, потому что общество в этом не нуждалось. Поиски самого себя успехов не приносили. Он был откровенно скучающим и не имеющим глобальной цели в жизни человеком. Основной мотив поступков — заставить себя встряхнуться, развеять скуку, развлечься, так как Григорий, говоря простым языком, лишний в социуме.

Поступки героя

Оказавшись ненужным обществу в масштабном плане, он приносит горе конкретным людям, которые в принципе ничего плохого ему не сделали. Печорин играет чужими судьбами, чувствами, не задумываясь о моральной составляющей своих поступков.

Ему интересно завоевывать сердца женщин, наблюдать за их переживаниями, рисковать не только своей, но и жизнью другого человека. Печорин оказывается причиной смерти Бэлы и Грушницкого. Если в случае с кавказской девушкой он не сам забрал ее жизнь, но повлиял своими действиями на такой исход, то в истории с молодым человеком оказался убийцей, легко списавшим гибель юнкера на черкесов и ушедшим от ответственности.

Нереализованность, ненужность привела к тому, что Печорин пытался найти хоть какой-нибудь интерес в жизни и разнообразие. Скука и апатия ко всему сделали его человеком циничным, жестоким в какой-то мере. Это черты поколения, которые хотел изобразить писатель.

1830—1840-е годы — эпоха потерянных ориентиров

Когда в обществе господствует эгоизм, это приводит к страшным, непоправимым последствиям. Морально-этический стержень удерживает человека от неблаговидных поступков. Отход от них и уклон в сторону только своих интересов и желаний влечет за собой разрушенные, поломанные судьбы других людей. В жизнь Бэлы, Мэри, Веры и Грушницкого Печорин принес беду.

Любовная линия

От действий скучающего и развлекающего себя интригами Григория страдают женщины, которые искренне к нему относятся. Бэла, юная кавказская девушка, была украдена по желанию Печорина. Ему нравилось добиваться ее внимания, одерживать верх над ее неприступностью. Такая игра забавляла русского офицера. Когда же Бэла все-таки сдалась и полюбила его, он к ней охладел, девушка стала ему не нужна. Трагичный исход был неминуем.

2 стр., 550 слов

Взаимоотношения Печорина с другими героями романа Лермонтова ...

... Мэри» повествует о том, как Печорин бесцеремонно вторгается в отношения Мэри и Грушницкого, нарушает привычный покой Веры. Он осознает скуку и печаль, которые может утолить только возможностью завладеть душой другого человека. ... персонажем, и поэтому от Григория Александровича ожидается бунт и ... героя Чтобы получить очередной духовный опыт, в главе «Бэла» Печорин не раздумывая, жертвует знакомыми и ...

Даже если бы Бэлу не ранил Казбич, она не смогла бы ни жить прежней жизнью, ни вернуться бы домой. По традициям ее народа девушка была опозорена, поэтому создать семью и обрести счастье в браке у нее не получилось бы. Когда Печорин затевал эту историю, он не подумал о Бэле, он брал во внимание только свои желания. Офицер достиг своей цели и охладел, а ведь девушка полюбила его всем сердцем. На смертном одре она сожалела лишь об одном: они не смогут увидеться в раю, так как исповедуют разные религии. Вот так по своей прихоти Печорин стал причиной гибели юной девушки.

Разбитыми оказались и сердца двух других женщин, влюбленных в героя. Мэри пострадала от чар Григория, потому что тот хотел подразнить, поддеть своего приятеля Грушницкого. Печорина очень забавляла реакция молодого человека, злость, кипение страстей в нем. Интрига удалась: сердце Мэри было завоевано, а ее пылкий воздыхатель с ума сходил от ревности и ненависти к Печорину. Только вот снова накатила скука: вся эта история Григорию порядком надоела, поэтому он стал вести себя с влюбленной в него княгиней отвратительно.

Мэри часто проливала слезы от холодности и безразличия Печорина, но все равно не поменяла

своих чувств к нему. А в то же время Григорию скучно стало даже с Верой, в которую он был влюблен. В итоге закрученная Печориным история кончилась печально: Григорий убил Грушницкого на дуэли, сердце Мэри было разбито, а Веру увез муж подальше от Пятигорска, чтобы забыть обо всем этом.

Образ Печорина — это иллюстрация неоднозначных процессов

Душевное состояние

Внешне Печорин никогда не показывал своих переживаний. Со стороны может показаться, что он решительно, грубо и беспощадно вмешивается в судьбы других людей по своей прихоти и не выносит никакой морали из трагедий, которые происходят из-за него. На самом деле Печорин переживает и где-то сожалеет о содеянном. Чтобы это заметить, нужно внимательно вчитываться в текст.

Отдельными выражениями, действиями автор дает понять: Печорин — не такой уж циник, у него есть совесть, старательно подавляемая долгими философскими рассуждениями. Например, Григорий засмеялся после похорон Бэлы: это такая защитная реакция, нежелание обнажить душевную боль перед другими людьми. Также он готов был просить прощения у ног Мэри за ее страдания, но опять же не хотел показывать свою слабость.

Спустя 5 лет после истории с Бэлой Печорин холодно обращается с Максимом Максимычем не потому, что он не ценил прошлой дружбы с ним. Он чувствовал свою вину в смерти Бэлы, знал, что свидетелем тех событий был его начальник, и испытывал стыд перед ним.

Чтобы показать всю сложность личности героя эпохи, М. Лермонтов нарушает порядок следования частей романа. Сначала читатель оценивает Печорина с точки зрения Максима Максимыча, постороннего лица, а затем погружается в дневниковые записи самого Григория, где раскрываются все истинные черты характера, мотивы его поведения.

Сходство и различия Печорина и Онегина:

  1. Фамилия первого героя образована от названия реки Печоры. Второго же связана с рекой Онега.
  2. Первый является продолжателем второго. Они оба являются лишними в обществе и страдают от отсутствия реализации в жизни.
  3. Печорин более индивидуалистичен, чем Онегин. Все-таки в характере Евгения больше типических черт.

типажом эпохи 30—40-х годов был человек с огромным потенциалом

2 стр., 839 слов

Чацкий и Печорин. Эволюция героя (по комедии А.С. Грибоедова ...

... Именно таковы были будущие декабристы. Завсегдатаи балов. На них, подобно Чацкому, открыто и публично высказывали они вслух «крамольные» и обличительные мысли. Печорин закрыт для читателя. Он полностью спрятан от ... символы и движения. Все сводится к некой простой, а потому абсурдной сумме случайностей. Так два образа двух литературных героев позволяют увидеть две культуры разных исторических эпох. А ...