Конспект Коллективное по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»3кл

«Конспект урока Тема: Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»3кл»

Сивцева Людмила Ефимовна, учитель начальных классов

Предмет : русский язык.

Класс : 3.

УМК : «Школа России» (автор учебника В. П. Канакина)

Тема : Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Педагогическая цель, Задачи урока:

воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа,

последовательность в его изложении, устанавливая связь между частями текста и отдельными его предложениями,

Тип урока:

Планируемые результаты, Предметные

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Универсальные учебные действия (метапредметные):, Познавательные:

общеучебные

логические

постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные, Коммуникативные, Формы организации деятельности детей, Основное содержание темы, понятия и термины, Оборудование:, Образовательные ресурсы, Сценарий урока:

Учитель:

Подровнялись.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

Учитель:

Где работают дружно,

А спорят по делу,

Там и сказке можно

Появиться смело!

  • Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся? (в сказку).

  • А поможет нам попасть в сказку художник — иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.
  • Где вы слышали это имя? (на уроке литературного чтения, когда читали «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)
  • Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно отгадать загадку:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял её кто-то.

2 стр., 502 слов

Образ Мороза Ивановича в сказке Одоевского «Мороз Иванович»

... готовить обед. Наверное, те три дня показались тяжелыми именно для Мороза Ивановича. Ему приходилось убирать за «помощницей», стирать и готовить еду. ... правду и делать все по совести. И тогда не придется плакать от стыда и собственной беспомощности. Понравилось сочинение? А вот еще: ... когда к нему в колодец попала , старец действовал совершенно по другому. Ему сразу не понравилось, то, что девчушка не ...

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (лягушка, из сказки «Царевна-лягушка»)

  • Предположите, что будет являться предметом нашей с вами работы? (иллюстрации к сказке «Царевна — лягушка»)
  • Сегодня мы будем писать сочинение по картине художника – иллюстратора

И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

  • Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (учиться описывать картину, правильно строить предложения, составлять текст и др.)
  • Давайте сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем о нём.

Слайд 2

  • ..Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин. Он родился 4 августа 1876года в с. Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.

Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.

Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.

Работал Билибин над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.

Слайд 3

Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».

Художник прожил долгую жизнь. Его увлечение красивой Древней Русью подарило нам прекрасные иллюстрации, в которых соединились народные традиции и профессиональное искусство.

Умер Билибин в Ленинграде во время блокады 7 февраля 1942 года.

Слайд 4

по страницам

Дети очень кратко перечисляют основные события сказки. )

Слайд 5

  • Рассмотрите более внимательно репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.
  • Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.

по щелчку появляются строчки из сказки)

«Пустил свою стрелу младший брат — улетела стрела — никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».

  • Чем интересна картина? Поделитесь своими впечатлениями.
  • Опишите место, где происходит действие.
  • Как попал сюда Иван-царевич?
  • Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.

( длинный (народный русский) кафтан, подпоясан кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит лук… )

  • Кого Иван – царевич увидел перед собой?
  • Как выглядит лягушка?

(удивлён, смотрит с грустью, опечален…)

2 стр., 731 слов

Напишите -рассуждение по прочитанному тексту. (1)Большая часть ...

... так любил… (11)Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, ... текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы ... … (По Д. Гранину) Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную ... (37)Исчезало — неизвестно куда, как будто автор жил меньше своего ...

яркие краски, много света…)

  • Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? ( похожа на причудливый яркий ковёр;
  • сказочно — праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами… )
  • Какие виды текста вы знаете? (текст — повествование, текст – рассуждение, текст – описание)
  • Какой текст у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)
  • Почему?
  • Какие вопросы можно поставить к тексту — описанию? (какой? Какая?…)
  • С чего всегда начинаем работу над сочинением? (с составления плана)
  • Сколько частей должно быть? Какие? ( Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.)
  • О чём будете писать во вступительной части? (Какая картина перед нами; куда отправился Иван-царевич и т. д.)
  • Как можно озаглавить эту часть? (удачные предложения детей записываются на доску)
  • Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)
  • На сколько пунктов вы бы разделили основную часть? (можно на две: описание главных героев и описание красок картины)
  • Как можно озаглавить эти части? (запись на доску)
  • Чем закончите сочинение? (можно выразить своё отношение к картине)
  • Как озаглавите последнюю часть? (запись на доску)

Слайд 6

Примерный план:

  • Составьте примерный текст по плану. (заслушиваются 1-2 ученика)

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

1.Сочинение по картине.

Самостоятельная работа над сочинением. (Письмо по плану и опорным словам)

2.Проверка работы. Дети читают свои сочинения.

  • Чья работа вам больше понравилась? Почему?

Слайд 7

Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

  • Оцените свою работу на уроке (смайликом)

Д.з. Повторение падежей имён существительных

Примерное содержание основной части сочинения:

В центре картины изображён Иван-царевич посреди болота. Кругом лесная глушь. Иван одет в народный русский кафтан, который подпоясан кушаком. На Иване сафьяновые сапоги, шапка с отворотом. Весь его облик говорит об его не простом происхождении. В руках у царевича лук. Стрелу, пущенную Иваном-царевичем, держит в лапках лягушка. Она сидит на болотной кочке. Лягушка-квакушка внимательно смотрит на Ивана-царевича, словно хочет ему что-то сказать. Иван-царевич удивлён и опечален.

10 стр., 4886 слов

Описание картины в. м. васнецова “алёнушка”

... Сочинение по картине В.М. Васнецова « Аленушка». Цели: учить составлять рассказ по теме, искать логику в передаче содержания текста, научить читать картину, осмысливать её содержание, выбирать точные слова для её описания ... окончания академии Васнецов уехал в Париж (1876). Через год вернулся в Россию. В 1878 г. поселился с женой в Москве. В это время очень много работает, пишет картины «Иван Царевич ...

Картина написана яркими красками, в ней много света. Необычный затейливый орнамент из жуков, стрел и растительности обрамляет картину. Она похожа на яркий сказочный ковёр.

Используемые источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/skazka-na-temu-lyagushka-klass/

стихотворение «Где работают дружно…»

материал о И. Я. Билибине

http://kid-game.ru/riddle/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0 — загадка о лягушке

Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (« Школа России») Москва∙ Вако ∙ 2013.