Урок русского языка в 5-м классе : «Художественное описание натюрмортра П.П. Кончаловского «Сирень»»

Разделы:

Данный урок проводится в 5 классе . Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают

  1. Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике.
  2. Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
  3. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
  4. Составление плана. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
  5. Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

Цели урока : Дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формирование умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

Объяснительный диктант.

Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная (сирень); голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные грозди; зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная; чудесная, очаровательная.

  • Укажите слова с суффиксами –оват-, -ист-, -еньк-.
  • Назовите прилагательные, обозначающие цвет, величину, запах, выражающие оценку.
  • Обозначьте безударную гласную в корне.
  • Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию сирени, которую нарисовал Петр Петрович Кончаловский. Данный диктант нам в этом тоже поможет.

Сообщение о художнике.

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

5 стр., 2326 слов

По картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По ...

... Об этом напоминают ее скромные бусы. Вопрос: Сочинение по картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По плану 1.Сведения об авторе 2.О картине (описание) 3.Конец Ответы: Все серые, карие, синие ... экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций! «Жнецы» 1825 На картине представлена сцена из крестьянской жизни, ...

  • Что такое натюрморт?

Словарно-орфографическая работа., Натюрморт

Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

Кончаловский был признанным мастером этого жанра.

(Знакомство с натюрмортами художника).

Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”. Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.

Беседа по картине.

  • Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского “Сирень”, одновременно прослушивая прекрасную пьесу П.И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица”.
  • Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?
  • Созвучно ли настроение музыки и картины?
  • Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.
  • Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?
  • Какого цвета, каких оттенков сирень?
  • С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).

  • Очевидно, такая сирень ароматная.

Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь.

  • Опишите грозди сирени. (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.)
  • Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.)
  • С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.
  • Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)

— Послушайте древнегреческую легенду о сирени.

Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

8 стр., 3714 слов

Описание картины п. кончаловского “сирень в корзине”

... цветов. 4. Короткое сочинение Среди художников первой половины ХХ века Петр Петрович Кончаловский выделялся особенным отношением к цветам, и часто мастерски изображал их на своих полотнах. Знаменитую «Сирень ... схема наших работ? О чем напишем? С чего начнем сочинение? Запишем заголовок: Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Проводится обсуждение плана-схемы и запись ...

  • Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?

— Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

Составление плана сочинения

Вариант плана учитель может дать в готовом виде, но возможно и составление его вместе с учащимися на уроке. Примерный вариант плана может быть таким.

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

II. Чудесный букет сирени.

  1. Цвет
  2. Гроздья.
  3. Листья
  4. Корзина

III. “В букете все живет, цветет и радуется”.

Выразительное чтение стихотворений о сирени.

Сирень.

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлебнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Вс. Рождественский.

Сирень.

Вставал обыкновенный вешний день,

Парил туман, заря траву косила,

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко, не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде,

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как в половодье.

М. Бекетова.

  • Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворениях?

Художник передает красоту цветов при помощи красок, композитор — при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художественной выразительности.

  • Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского.

Домашнее задание.

Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.

3 стр., 1063 слов

Сочиненин по картине Кончаловского “Сирень в корзине” 5 класс

... сирени на полу. Петра Кончаловского нередко называют «живописцем сирени». В сезон цветения, по воспоминаниям внучки художника Катерины, он писал сирень каждый день. Мало кого из школьников минула участь писать сочинение по картине Кончаловского «Сирень ...