Интегрированный урок «Сердце», «Я – сердце»

Разделы:

Интеграция предметов:

  • окружающий мир,
  • русский язык

Цель: создать условия для:

  • образовательная: закрепить знания, полученные раннее о сердце и получить новые;
  • развивающая: развивать творческие способности;
  • воспитательная: применения здоровьесберегающей технологии;

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел опять звонок

Мы начнём сейчас урок

Время знанья получать

Громко, чётко отвечать.

Чтобы сдать урок на пять,

Нужно очень много знать.

II. Актуализация знаний

  • Сейчас я хочу проверить ваши знания и предлагаю поработать в парах. У вас на столах находятся кроссворды. Предлагаю вам разгадать эти кроссворды, помощником вам может быть учебник «Окружающий мир».
  • Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

III. Сообщение новой темы урока.

Если вы решили правильно кроссворд, то у вас должно появиться в клеточках слово «сердце».

Тема нашего урока «Сердце».

1слайд.

А теперь ответьте на такой вопрос:

  • Что произойдёт, если стук сердца прекратиться?
  • А как узнают — жив человек или умер?

2 слайд.

  • Сердце человека невелико, как можно определить его размер?

Сердце человека, немного больше кулака. ежедневно оно прокачивает примерно 10 тонн крови, т.е целую цистерну, равную весу 2-х огромных слонов.

  • Почему же оно не устаёт?

Сердце наше умеет отдыхать. Протолкнёт сердце кровь и отдохнёт, и т.д. А иначе оно бы оно не выдержало круглосуточной работы на протяжении всей жизни. Сердце наше имеет очень сложное строение, четырехкамерное, т.е, состоит их 4-х отделов — двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» — клапаны, которые открываются в одну сторону.

Вот как о работе сердца говорит поэтесса Кнушевицкая:

В груди у каждого из нас

15 стр., 7234 слов

Описание внешности человека (друга 7 класс)

... с ним знакомы» Цель урока: систематизировать и проверить выработанные у учащихся навыки описания внешности человека. ... по русскому языку в 6 классе на 1988-89 учебный год. Русский язык в школе. №5. 1988, с.115 Интернет. Слайд 3 Тема урока: «Сочинение-описание внешности человека на тему «Вы ...

И день, и ночь, и всякий час

Мотор стучит чудесный

Конечно, вам известный,

Любой его назвать бы мог

Лишь только жизни огонёк

Однажды разгорится —

Начнёт тут сердце биться.

Оно как маленький насос,

Совсем не в шутку, а в серьёз

Качает кровь, качает

И устали не знает.

И если кто из вас сидит,

Читаем или пишем.

Оно тихонечко стучит,

И мы его не слышим.

Но если быстро побежать,

Иль сказку стоит услыхать

Про злого Бармалея, —

Забьётся посильнее

Моторчик наш, он непростой

Он не железный, а живой

Он тосковать умеет,

И любит, и жалеет.

А теперь попробуйте ответить на вопросы:

  • Когда сердце бьётся тихо? (Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу)
  • Когда сердце бьётся сильнее? (когда человек переживает, выполняет тяжёлую работу, быстро бежит:)
  • Было ли у вас состояние, когда сердце «готово выскочить из груди»? Приведите примеры.

Так, что же такое сердце, если оно не только «качает кровь», но «тоскует», и любит и жалеет. Если бы я вас попросила дать объяснение этому слову, к какому источнику вы бы обратились?

Совершенно правильно, мы обратились к толковому словарю.

Вот как об этом написано у Сергея Ивановича Ожегова, значение слова «сердце»

Слайд 3

Внимание на экран , прочитайте все четыре значения «сердце»:

Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка., Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений., Важнейшее место чего-нибудь, средоточие.

4- Символическое изображение средоточия чувств, в виде вытянутого по бокам овала, мягко разведенного сверху, книзу сужающегося и

  • Какое значение слова подойдёт, если бы мы разбирали это слово на окружающем мире?
  • Какое значение слова чаще используют поэты?

В стихах, в прозе используют эпитеты, т.е образное художественное определение, например : «золотое сердце»

Слайд 4

  • Какие эпитеты можете назвать вы?

Слайд 5

Доброго, отзывчивого человека, часто называют сердечным, подарки дарят от чистого сердца: Много в русском языке устойчивых сочетаний со словом «сердце», наверное, потому что русские люди многое воспринимают душой, сердцем:

Мы их часто слышим, но всегда ли правильно воспринимаем их значение. Я предлагаю сейчас в группах выполнить следующие задание.

Слайд 6

— Соедините фразеологизм и его значение:

Положа руку на сердце понравилось
От чистого сердца искренне
Сердце кровью обливается забыть кого-либо
Сердце не камень откровенно
Вырвать из сердца почувствовать облегчение
Отлегло от сердца пожалел кого-либо
По сердцу пришлось чувствовать сострадание, горесть

А теперь давайте проверим вашу работу.

Слайд 7

  • Положа руку на сердце — откровенно,
  • От чистого сердца — искренне,
  • Сердце кровью обливается — чувствовать сострадание, горесть,
  • Сердце не камень — пожалеть кого-либо,
  • Вырвать из сердца — забыть,
  • Отлегло от сердца — почувствовать облегчение,
  • По сердцу пришлось — понравилось.

IV. Физкультминутка

Слайды 8,9

V. Продолжение работы над темой «Сердце»

Сердцем человек реагируют на окружающий мир, а как и что чувствует само сердечко?

Если бы оно могло говорить, что бы оно рассказало бы нам?

Слайд 10 (звучит спокойная, тихая музыка)

Положите руки на сердце, закройте глаза и представьте, что это ты стучишь в груди.

Ты сердце.

Откройте глаза и всё, что вы сейчас чувствовали, запишите в тетради.

Слайд 11

(Дети пишут мини-сочинение)