Карнавал животных

История создания

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник . Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель , кларнетист Шарль Тюрбан , контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер .

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено в доме в присутствии Ференца Листа . В других исполнениях в разное время участвовали Габриэль Пьерне , Альфред Корто , Альфредо Казелла (фортепиано), Марен Марсик (скрипка), Анатолий Брандуков (виолончель), Филипп Гобер (флейта), Проспер Мимар (кларнет).

Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «» для виолончели и фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922. Музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.

«Карнавал животных» наполнен , иногда переходящим в сатиру — в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.

«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме , в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» — о «Карнавале животных» [1]

Музыка различных частей «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках.

11 стр., 5195 слов

Карнавал. Сущность и история

... и магия, мистика и колдовство. Венецианский карнавал имеет богатую историю и глубокие корни. Ещё Доже Витале Фалиеро (властитель города) в 1094 году занёс его в официальные ... чтобы категория школы не была понижена. Музыку для каждой колесницы пишут лучшие композиторы, ведь именно музыкальное сопровождение - один из главнейших критериев в оценке школы. Самбадром ...

Инструментальный состав

Изначально композитор задумывал исполнение «Карнавала» небольшим камерным ансамблем, однако впоследствии его нередко играли даже , увеличивая количество струнных инструментов. Существуют также многочисленные переложения отдельных частей сюиты для разных инструментов.

Оригинальная авторская инструментовка такова:

Музыка

Le Carnaval des Animaux de Camille Saint-Saëns (1886)
Seattle Youth Symphony Orchestra, conducted by Vilem Sokol,1980
Помощь по воспроизведению

«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:

  1. Вступление и Королевский марш льва — Introduction et Marche Royale du lion . В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва.
  2. Куры и петухи — Poules et Coqs . Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена.
  3. Антилопы (быстрые животные) — Hémiones (animaux véloces) [2] . Два фортепиано исполняют быстрые пассажи.
  4. Черепахи — Tortues . Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект.
  5. Слон ― Eléphant ).

    Контрабас и два фортепиано. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.

  6. Кенгуру — Kangourous . Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру.
  7. Аквариум — Aquarium . Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума.
  8. Персонажи с длинными ушами — Personnages à longes oreilles . Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик.
  9. Кукушка в глубине леса — Le coucou au fond des bois . Кларнет и два фортепиано.

    На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука.

  10. Птичник — Volière . Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение.
  11. Пианисты — Pianistes . Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Ганона или Черни . Эта часть без перерыва переходит в следующую.
  12. Ископаемые — Fossiles . Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman » и «Au clair de la lune », а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник ».
  13. Лебедь — Le Cygne . Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой . Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.
  14. Финал — Finale . Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.

Примечания

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sen-sans-karnaval-jivotnyih/

  • Кремлёв Ю. А. Камиль Сен-Санс. — М.: Советский композитор, 1970
  • Sabina Teller Ratner Camille Saint-Saëns, 1835-1921: a thematic catalogue of his complete works, Volume 2. — Oxford University Press, 2002. — С. 185―192.

Ссылки