Конспект русского языка : «Обучающее по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». 2 класс

«Конспект урока русского языка по теме: «Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». 2 класс»

Методическая разработка

урока русского языка по теме:

«Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова

«Зима пришла. Детство».

2 класс

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№49»

Марченко Евгения Александровна., Новокузнецк, 2019г.

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Планируемые результаты:

познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»;

  • Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;

  • Личностные

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея), портрет художника; по 1-2 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи); опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине; запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова), орфографический словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

    5 стр., 2227 слов

    Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича ...

    ... детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» ...

  2. Подготовка к восприятию картины.

  • Прочитайте на доске слово первый. Какие воспоминания вызывает у вас это слово?
  • Послушайте, с чем ассоциируется слово первый у поэта И.А.Бунина

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ночью буря бушевала, А с рассветом на село,, На пруды, на сад пустынный, Первым снегом понесло.

  • С чем ассоциируется слово первый у поэта Бунина И.А.?
  • Каким вам вспоминается первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

2.Постановка задач урока.

  • Художник Сергей Андреевич Тутунов сохранил свои воспоминания о первом снеге в памяти, пронёс их через всю жизнь и став взрослым, перенёс их на полотно. И получилась замечательная картина.
  • Откройте картинную галерею в учебнике.

3.Рассматривание картины.

  • Рассмотрите картину.

4.Беседа по содержанию картины.

  • Какое время года изобразил художник?
  • Как вы догадались, что это именно начало зимы?
  • Какое время суток изображено? Почему вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро. Мальчик проснувшись, увидел снег и подбежал к окну).

  • Какая деталь интерьера занимает большую часть картины? (окно)
  • Почему окно занимает столько места? (именно через него мальчик видит изменившийся мир)
  • Кого художник изобразил на переднем плане? (Мальчика лет 6-7)
  • Где он стоит?
  • Опишите его внешний вид.
  • Что привлекло внимание мальчика?
  • Посмотрите на руки мальчика. (Положил на стекло).

  • Зачем?( хочет потрогать)
  • Можно ли сказать, что мальчику нравится первый снег? Как это показал художник? (Смотрит не отрываясь, прильнув к стеклу).

-Посмотрите на слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение мальчика.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

  • Почему его восхищает и удивляет первый снег?
  • Какой снег?
  • Как он падает с неба?

5.Выявление изобразительных средств.

  • Обратите внимание на цвет картины. Какой цвет главный? Почему?

(Белый. Он везде: на земле, на крышах, в воздухе, на деревьях. Снег очень чистый )

  • Какое настроение он создаёт?

(Настроение праздничное, радостное)

  • Какой ещё есть цвет на картине? (Тёмный цвет комнаты)
  • Какое настроение он создаёт? (угрюмое, мрачное)

-Как вы думаете, зачем художник использовал такие контрастные цвета: темные и светлые? ( Хотел показать, что вчера всё было тёмное: голые деревья, сырая тёмная земля. Всё темное и мрачное. А утром стало очень ярким. Аж, больно глазам).

6.Составление плана сочинения.

  • Чтобы получился рассказ, нужно описать картину в определённом порядке. Давайте наметим этот порядок.
  • О чём будем сначала писать? Как можно назвать эту часть?
  • О чём дальше расскажем?
  • Как озаглавить эту часть?
  • Как закончить сочинение? О чём надо сказать в заключительной части? ( о настроении)
  • Как озаглавить эту часть?
  • Что мы сейчас составили? (план)
  • Для чего он нам нужен?

План

1.Зима пришла.

2.Радость мальчика.

3.Моё отношение к картине.

8.Запись текста на черновик.

Сочинение от лица мальчика.

  • При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.

Я проснулся рано. В комнате было светло. Я удивился и посмотрел в окно. Чудо! Всё покрыто белым снегом. Даже смотреть больно.

Я стоял у окна, прильнув к стеклу. Долго не мог оторвать взгляда., Как изменилась природа от первого снега!

Другой вариант.

Я проснулся утром. В комнате было очень светло. Яркий свет шёл из окна. Что это? Я подбежал к окну.

Во дворе всё было бело. Ночью выпал снег. Он покрыл землю, дома, деревья., Как волшебно всё изменилось!

9. Запись рассказа по картине с опорой на план.

10. Итог урока.

  • Что было интересным в работе с картиной?
  • А что трудно?

7