Картина И.Е.Репина «Портрет Ф.И.Глинки»

Творческий диапазон художника И.Е. Репина необычайно велик: от величественных картин, изображающих русскую природу, до портретов великих людей, игравших значимую роль в развитии истории и культуры России.

Представление художника о духовной значимости человека, о красоте ее личности, внутреннего мира, нашли наивысшее художественное отображение в портретной галерее современников, что ее создал художник. Его любопытство в познании человека было неисчерпаемым. Увлечение натурой, острое ощущение неповторимости каждой личности, выраженная позой, жестом, движением – вот, что составляет силу портретов И.Е. Репина. Каждый его портрет – полный рассказ о человеке в целом, его манере держаться, его характере и взаимосвязи с миром.

Картина И.Е. Репина «М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» написана в 1887 году.

И.Е.Репин изобразил русского композитора Ф.И.Глинку, который расположился в своем кабинете и задумчиво смотрит в сторону окна. Мы, благодаря искусному перу живописца, становимся невольными свидетелями напряженной работы мысли. Глинка Ф.И. изображен сидящим в широком кресле с поджатыми ногами, слева от него, почти незаметен, аккуратно намечен рояль с раскрытыми нотами. Сейчас он не главный в работе музыканта, ведь процесс творчества только начался.

Композитор, одетый в уютный домашний халат, нервно кусает губы и смотрит вдаль, как мне кажется, ничего не видя вокруг, пытаясь поймать то «мимолетное мгновенье», которое зовется вдохновением. Карандаш плотно прижат к губам, как будто автор будущего шедевра боится пропустить мимо даже мимолетный шорох, который вскоре станет одним из образов. Левая рука крепко держит нотный лист, и чувствуется напряженность, сдержанность, как будто даже время замерло в ожидании.

Очень интересно, на мой взгляд, художник И.Е.Репин продумал цветовое решение картины. Именно это позволяет передать целую палитру чувств, которым охвачен музыкант. От этого полотна исходит волна напряженного спокойствия.

Она вся выполнена в темно — вишневых, коричневых тонах, основной фон – стена кабинета Ф.И. Глинки – серо — коричневый, и лишь несколько светлых цветовых пятен, которые как бы подчеркивают необычайную одухотворенность композитора. Белая подушка, по которой творческим вихрем растрепаны темные волосы, тонко подчеркивает величие этой минуты – ведь именно сейчас рождается одно из прекраснейших произведений Ф.И. Глинки.

14 стр., 6767 слов

И.Е. Репин в истории русской живописи (2)

... - он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни». И Репин ловил на лету каждое слово этого «передвижнического» катехизиса. Так ... удачные портреты близких ему людей: матери Т.С. Репиной, и брата, В.Е. Репина; своей будущей жены, В.А. Шевцовой, и другие. Однако во всех ... но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал ...

На переднем плане изображено бюро, на котором лежит нотный альбом, чуть в стороне аккуратно сложенная стопка бумаги для заметок, и лишь пустой стакан с одиноко торчащей ложкой напоминает о том, что процесс творчества настолько захватил музыканта, что он совершенно забыл о времени. И.Е. Репин такой тонкой деталью, как аккуратно сложенная бумага, подчеркивает собранность и серьезность Глинки.

Один из современников художника сказал, что этот портрет «удивительное сочетание великого», так как величайший художник эпохи запечатлел мгновение рождения величайшего музыкального произведения.

Картина И.Е. Репина произвела на меня необычайное впечатление, я как будто сам заглянул в мастерскую композитора и увидел сокровенную тайну рождения Музыки.