«Капит. дочка» . учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тема 1. Становление личности Петра Гринева

  1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
  2. Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
  3. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.
  4. История любви к Маше.
  5. История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяются взгляды на жизнь).
  6. Основные черты героя, оценка образа.

Тема 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

  1. История в творчестве А. С. Пушкина.
  2. Портретная характеристика Пугачева.
  3. Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?
  4. Пугачев и народ.
  5. Взгляды Пушкина на восстание.

Тема 3 «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

  1. Что общего у Гринева и Швабрина?
  2. Как каждый из героев относится к людям?
  3. Как поступают герои в ситуациях выбора?
  4. Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?
  5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?

Тема 4 Смысл названия повести «Капитанская дочка».

  1. Каким было первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?
  2. Какие черты характера проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева), Швабрину, Гриневу?
  3. Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?
  4. Как относятся к Маше другие герои повести?
  5. Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург к Екатерине II?
  6. Основная идея повести. Ее воплощение в образе Маши Мироновой.

Тема 5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».

10 стр., 4605 слов

Совесть в повести капитанская дочка. «Проблема чести и долга ...

... является главная героиня романа Маша Миронова. / / / Проблема чести и долга в повести Пушкина «Капитанская дочка» Повесть « » была ... Гринева. Здесь он впервые стал поступать по совести, здесь он встретил Машу и полюбил ее. Полнейшая противоположность Гринева ... Маши Мироновой, капитанской дочки. Путь нравственного становления Гринёва есть лишь ступени к пониманию её образа. Итак, «Капитанская дочка» ...

  1. Положение Савельича в семье помещиков Гриневых
  2. Как проявляется характер Савельича, его качества?
  3. Попадает ли Савельич в ситуации выбора?
  4. Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?
  5. Как характеризует Савельича его речь?
  6. Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?
  7. Мое отношение к Савельичу

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5 стр., 2177 слов

У какого человека богатый внутренний мир?

... богатство внутреннего мира? Во многом от того, как человек относится к жизни, к людям, какие книги читает, с какими людьми общается. Душевно богатым человеком можно ... тяжелые времена и они отчаялись уже выйти из нищеты, Соня находит выход из трудной ситуации, желая помочь своим близким. Каждый ... Он считал, что среди своего народа был бы «не из последних удальцов». Об этом говорит и его бой с барсом, ...

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.