Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является сочинение-рассуждение. Именно его, как правило, пишут абитуриенты на вступительных экзаменах.
Инструкция
Сочинение любого из перечисленных видов является продуктом речевой деятельности человека и подразумевает создание оригинального текста – устного или письменного. Получившийся текст должен заключать в себе смысловую целостность, быть связным и соблюдать последовательность изложения.
Описание как тип речи требует предельно точного подбора слов. Употребляется для создания портрета человека или экстерьера животного, описания характера, повадок, а также при раскрытии признаков предмета и для характеристики явления. Повествование – это рассказ. Сочинение-повествование состоит из таких элементов как завязка, развитие действия, кульминация, развязка. И описание, и повествование могут быть, и в большинстве случаев являются, составными частями сочинения третьего вида – сочинения-рассуждения.
Рассуждение – это такой тип речи, в котором автор, выразив какую-либо мысль, в результате обдумывания, размышлений над ней выводит аргументированное суждение. Коммуникативная цель текста-рассуждения – объяснить предмет речи или убедить в своей точке зрения на него. Во время построения текста (написания сочинения-рассуждения) устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, приводятся факты, доказательства и аргументы, на основе которых строятся выводы. Структурировано текст-рассуждение выглядит так: тезис в">тезис – аргументы – вывод. Как правило, структурные границы совпадают с абзацным членением.
Урок развития речи сочинение начальная школа
... или о ком идет речь. Традиционно изложение в начальной школе пишут: сжатые, полные или выборочные. Для обучающихся писать изложение в начальной школе гораздо легче чем, написать сочинение. Но ведь и ... мышление школьников и тренирует память. Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи обучающихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им ...
Тезис – это положение, которое требуется доказать. Это основная мысль текста и тема рассуждения. Иногда для более точного выражения мысли может быть приведена цитата известного или авторитетного лица. После чего при помощи таких типичных выражений как: «докажем это…», «это объясняется следующим образом…», или используя вопросительные предложения, типа: «Что из этого следует?» – переходят к доказательной части.
Аргументов, подтверждающих основную мысль (тезис) должно быть не менее двух. Они последовательно соединяются друг с другом вводными словами и словосочетаниями («во-первых», «во-вторых»; «предположим, что…»).
В качестве аргументов могут использоваться конкретные
, которые также сопровождаются специфическими словами и словосочетаниями: «например», «обратимся к примеру…».
Заключительная часть (вывод) обычно содержит несколько итожащих предложений. Здесь наряду с обычными повествовательными предложениями с использованием слов: «поэтому», «следовательно», «из всего сказанного следует…», может присутствовать и риторический вопрос, и побудительное предложение.
Обратите внимание
Главный вопрос, на который должен отвечать весь текст сочинения-рассуждения — «Почему?».