Пособие для проведения уроков и консультаций по русскому языку в старших классах

(1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6) Кто…

(7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…»

(11) Пакость чаще всего творится скрытно.(12) Если бы ее «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

(14) Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

(16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (17) И что же, пакостник унялся? (18) Притормозил? (19) Засовестился? (20) Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизрь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая. (21) Но годится тут лишь одно средство, возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»

(22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную!

(В. Астафьев)

1. Какая мысль в тексте основная?

1) Пакость многообразна в своем проявлении.

11 стр., 5172 слов

Почему Н.В. Гоголь использует именно художественную деталь как ...

... от образа Манилова к образу Коробочки, раскрывается, прежде всего, как выражение грубого прозаизма и обыденности, расчетливого и цепкого практицизма. Все мысли и желания Коробочки сосредоточились вокруг хозяйственного упрочения ее поместья, ... с тем, на всем его жизненном укладе, начиная с деталей быта, лежит печать неуклюжести, уродливости. Мебель в доме Собакевича «имела какое — то странное сходство ...

2) Своим невмешательством мы сами потворствуем пакостникам.

3) Порядочных людей по сравнению с пакостниками все-таки больше.

4) Пакость нельзя терпеть, с нею надо бороться, и не словами, а делом.

2. Какова цель (коммуникативная задача) автора текста? Выберите правильный ответ.

Коммуникативная задача

1) Показать читателю одну из негативных сторон жизни нашего общества.

2) Объяснить читателю причины возникновения проблемы и назвать способы ее решения.

3) Призвать читателя к активным действиям для решения наболевшего вопроса.

4) Напомнить читателю о том, что изменение сложившейся ситуации зависит во многом от него (или решение проблемы зависит во многом от него).

3. Найдите в тексте слова, выражающие отношение автора к описываемому явлению.

4. Прочитайте еще раз варианты формулировок цели автора (коммуникативной задачи) из задания №2. Обратите внимание на глаголы, с помощью которых формулируется цель автора Подумайте, чем отличается цель {коммуникативная задача) от позиции.

5. Сформулируйте позицию автора данного текста.

Текст №2

Наедине с толпой

(1)Человек в условиях многолюдства — вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (З) Наедине с

Толпой.

(4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себячеловек-2003 в большом городе.

(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (б) Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8) Богатырское движение! (9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13) Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14)Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16) Нам предстоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. (18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19) Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23) А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

6 стр., 2574 слов

Добрый человек — это какой? Как стать добрым человеком?

... достоинств, которыми может обладать личность. Какими качествами обладает добрый человек? (319 слов) ... черта нашего времени. Каким должен быть современный человек Историк и социолог ... в которые люди вступают с целью оказания помощи ... Автор: Алёна Грошенкова Интересно? Сохрани у себя на стенке! Какое место занимает доброта в жизни? результат его личного выбора, Каждый человек имеет право сам решать, какое ...

(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25) Может быть, тут вообще неуместно говорить с воспитанности? (26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружаю­щим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По З. Паперному)

1. Какое утверждение, отражающее точку зрения автора, есть в тексте в виде прямого высказывания?

1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности. ,

2) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».

3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.

4) Сейчас воспитанных людей стало меньше, чем раньше.

Текст №3

(1) — Наденька, так: вы меня любите? — спросил я.

(2) — Люблю, конечно, люблю,— ответила Надя.

(3) От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4) Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6) «Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7) Грубая женщина. (8) Подумаешь, лужа!.. (9) Знала бы она, что меня любит Наденька!

(10) Во дворе малыши строили замок из песка. (11) Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» — зачирикали мальчишки. (33) Я даже не повернул головы. (14) Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16) На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17) Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» — раздалось мне вдогонку. (19) Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20) Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21) Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров.

(22) Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь.

(23) «Держи хулигана!» (24″» Эгоисты эти пенсионеры. (25) Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..

(26) Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27) Ах, какое это счастье — любить и быть любимым, какое счастье!

(28) Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29) Я мгновенно вскочил – и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30) Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31) Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32) «Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

4 стр., 1711 слов

Понятие стиля в искусстве

... Франции она оформляла в основном его наружные стены. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от ... Рис.36 Папа Иннокентий XII, собор св. Петра в Риме Классицизм - художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к ...

(33) Но что я мог сделать! (34) Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35) Оказывается, я был не одинок… (36) Любилии других.

(Ю. Котлярский)

1. В каком предложении автор использует экспрессивные оценочные слова, в которых проявляется его отношение к поведению героя рассказа?

1) 14 2) 18 3) 25 4) 34

2. Определите стиль и ведущий тип речи текста.

1) разговорный стиль; описание;

2) публицистический стиль; рассуждение;

3) художественный стиль; повествование;

4) художественный стиль; описание.

Блок № 2 Искусство и литература в нашей жизни. Проблемы культуры. Отношение современного человека к искусству и культуре

Искусство познает мир, отражая действительность в художественных образах. Это способ эстетического освоения мира. Именно художественность является главным свойством произведений искусства. Литература художественная — это искусство слова. Это результат художественного творчества и интеллектуальной деятельности творца в их единстве. Литература обогащает эстетический опыт человека. А знания?

Еще древнегреческие философы советовали: «Человек, познай самого себя!». Около ста шестидесяти лет тому назад один замечательный русский писатель Ф.М. Достоевский утверждал: «Человек есть тайна!».

Именно художественная литература помогает человеку познать эту тайну — самого себя, ибо литература в слове воссоздаёт движение, происходящее в духовном, интеллектуальном мире человека, раскрывает причины и следствия человеческих поступков и слов. В художественных произведениях герои рассуждают и совершают поступки, ими движет желание понять свои ошибки, познать самих себя, — и вместе с ними этот путь повторяет и читатель. Такое сотворчество с писателем, возможность для читателя такой формы познания жизни и самопознания и создают уникальность художественной литературы. Вместе с тем литература, оставаясь видом искусства, удовлетворяет и другие потребности человека — потребность в прекрасном, потребность в творчестве.

Вот почему существует такой феномен культуры — художественная литература. Вот почему не иссякнет интерес читателей к непреходящим ценностям литературы классической, и к творчеству писателей-современников.

Общественное предназначение литературы

Как соотносится творчество писателя с жизнью общества? Что оно может дать людям? «Зачем я?» — этот вечный для человека вопрос с особой остротой встает перед художником.

И ответ на него — убедительный, не очень убедительный — мы находим у каждого писателя. Он просматривается во всем творчестве и во всей жизни писателя.

Но есть и непосредственные ответы — раздумья по этому поводу, запечатленные в слове. Вспомним, например стихотворение А.Т. Твардовского

11 стр., 5112 слов

Роль искусства в жизни человека

... русского языка и литературы Роль искусства в жизни общества (эссе) Многие века складывалась культура народа. Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Оно тем и ... -iskusstva-v-zhizni-obshchestva-esse сочинение на тему: Искусство в жизни человека Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не ...

***

Вся суть в одном

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете-

Живых и мертвых,- знаю только я., Сказать то слово никому другому, Я никогда бы ни за что не мог, Передоверить. Даже Льву Толстому -, Нельзя. Не скажет, А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. Итак, как я хочу.

У писателя, создающего эпические произведения, результатом таких раздумий может стать философский трактат «Что такое искусство?» Л.Н. Толстого. У поэта — чеканный афоризм: «Цель творчества — самоотдача» (Борис Пастернак).

Это могут быть записи в дневнике и суждения, высказанные в письмах…

И есть редкие уникальные случаи, когда у писателя возникает потребность создать книгу о писательском труде. Такую книгу написал К.Г. Паустовский и назвал ее «Золотая роза»:

«Это просто заметки о моем понимании писательства и моем опыте… Но если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой».

Текст №4

(1) Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нём более трёхсот пассажиров. (3)Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4)Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьёт беда! (7) А ещё больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, ещё недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесённого под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это решительно всех, (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.

(14) Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждём немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.

(16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать своё значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но всё же добрая для окружающих.

(17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе.

(Д. Лихачёв)

1. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?

1) Забота о разрушающихся памятниках культуры — не позволительная роскошь для государства.

11 стр., 5145 слов

Тему памятник тульской архитектуры

... еще стоит включить в описание памятника архитектуры? Сочинение можно дополнить стихами великого поэта, ... заказ, итальянский мастер поехал Изучать искусство зодчих Владимира. Ему очень ... Дни, когда христиане празднуют их память, совпадают с датами решающих ... Церковь Покрова на Нерли – это величайший памятник архитектуры. Много художников изображали на своих ... знакомству с тем архитектурным стилем, ...

2) Памятники старины не имеют большого воспитательного значения.

3) Вид уходящей куль туры оставляет людей равнодушными.

4) Чтобы быть сопричастным истории, нужно хранить память о прошлом, интересоваться и м.