Работа над м – рассуждением

«Работа над сочинением – рассуждением». (11 класс)

Цель:

Показать навыки поэтапной работы над экзаменационным сочинением – рассуждением.

Сформировать умение редактировать, систематизировать материал к сочинению.

Продолжить формирование навыков работы в группе.

Оборудование:

Ход урока.

Сегодня нам предстоит совместная и очень важная работа. Мы должны показать умение писать сочинение – рассуждение. В наших справочных тетрадях уже наработан большой материал, есть алгоритмы, использование которых поможет выйти на высокий результат; есть критерии оценки, применяя которые, вы сами сможете оценить уровень своей подготовки.

Работа будет проходить в группах, каждая из которых должна продемонстрировать один из этапов создания сочинения – рассуждения.

Итак, на столах тексты, над которыми вам предстоит работать.

Первая группа.

Наша задача состоит в определении проблематики текста.

Проблема – это основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения. Чтобы сформулировать используем алгоритм – клише.

Тест о влиянии…

об ответственности… + ключевое слово

о значении…

о роли…

В рассказе В.Ганичева поднято несколько проблем, но только основная проблема вызывает самые глубокие авторские размышления. Внимательно прочитав текст, мы поняли, что основной является проблема исторической памяти ( надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в какой -либо профессии, таких например, как Федор Ушаков.) Именно эта проблема вызывает самые глубокие размышления автора. Ее можно отнести к категории проблем нравственно – этического содержания, т.к. она касается человеческой души, т.е. внутреннего мира человека, его сознания. Эта проблема традиционна для общества. Человек должен ощущать себя звеном в цепи поколений, чувствовать свою ответственность за будущее, за сохранение памяти, традиций. Великий Гете писал: «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит». Потеря уважительной памяти, чувства сохранения своих корней ведет к нравственной деградации.

Вторая группа.

Задача нашей группы состоит в формулировке авторской позиции.

Авторская позиция – отношение создателя текста к поднятой проблеме (это то, что думает, обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы.

Существует много способов выражения авторской позиции .

26 стр., 12987 слов

Эволюция форм выражения авторской позиции в рассказах и публицистике ...

... и публицистика А.И. Куприна. Предметом исследования данной работы будем считать способы проявления авторской позиции в произведениях. Степень изученности. Творчество А.И. Куприна изучало множество ... Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. История изучения способов выражения авторского сознания Проблема авторского начала, по ...

Автор посвящает свою статью…

эмоционально воздействует на читателя…

заставляет читателя самого решать сложные,

жизненные вопросы…

В данном тесте автор четко заявляет о том, что история должна сохранять имена людей, прославивших свое Отечество; особенно бережно должна сохраняться в последующих поколениях память о защитниках Отечества.

Федор Ушаков, легендарный русский флотоводец, одержавший великие победы и воспитавший славных командиров русского флота.

Точка зрения В.Ганичева на выдвинутую проблему обозначена им прямо:« Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нем постарались забыть…». Это предложение звучит как гневное обвинение в безнравственности.«Неуважение к предкам, есть первый признак безнравственности», — писал А.С.Пушкин. И с этим нельзя не согласиться.

Третья группа.

Задача нашей группы аргументировать тезис «человек должен помнить и свято чтить тех, кто был до нас на этой земле».

Аргумент – довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать – приводить доказательства.

В качестве аргументации можно использовать жизненный и читательский опыт.

Жизненный опыт — совокупность знаний и практически усвоенных навыков и умений.

Читательский опыт–совокупность знаний, полученных в результате прочтения научной и художественной литературы.

Аргументируя свою собственную позицию, свой взгляд на проблему

можно использовать клише.

Я впервые задумался…, Текст заставил меня оценить собственную позицию…

серьезно размышлять…

переосмыслить свое отношение к …

с позицией автора трудно не согласиться…

Я впервые задумался над проблемой сохранения, бережного отношения к исторической памяти. Человек должен помнить и свято чтить память о тех, кто, одерживая блестящие победы, защищал Родину.

Федор Ушаков один из великих русских флотоводцев, его победы принесли русскому флоту славу непобедимого. Он не потерпел поражения ни в одном из сражений. Его имя – это наша гордость.

Уж если таких людей забывают, что же говорить о простых тружениках, изо дня в день выполняющих свой долг перед Родиной, семьей.

Проблема памяти традиционна для русской литературы, она звучит в произведениях В.Г.Распутина в «Прощание с Матерой».Героиня повести Дарья Пинигина свято чтит память об ушедших и тем самым достигает внутреннего ощущения исполненности долга перед ними, ибо знает, что «…живешь то всего ничего, пошто бы ладом не пожить, не подумать какая об тебе память останется». Для нее память – это нравственная норма, возведенная в абсолют.