«Евгений Онегин» в критике (А. С. Пушкин)

Сочинение: «Евгений Онегин» в критике (А. С. Пушкин)

(388 слов) На сегодняшний день «Евгений Онегин» является, наверное, самым известным произведением А. С. Пушкина. Роман в стихах часто называют вершиной творчества поэта, но в то время, когда его главы только выходили в свет, общественность считала немного иначе.

В основном, критики указывали на разрозненность событий, нестройность сюжета. По их мнению, эпизоды романа не были логически соединены между собой, что только затрудняло восприятие, а многочисленные лирические отступления отвлекали внимание читателя от центрального действия. Эту проблему Б. М. Фёдоров подробно рассмотрел в журнале «Санкт-Петербургский зритель».

«…поэт нисколько <�…> не хотел обдумывать, а писал все, что приходило на мысль…»

Также, из-за того, что «Евгений Онегин» выпускался периодически, по частям, некоторые отмечали, что к ближе к финалу Пушкин начал уставать от собственной работы. Насчет этого высказался популярный среди современников Н. И. Надеждин в своей газете «Телескоп».

«Блистательная жизнь «Евгения Онегина» <�…> оканчивается почти насильственно, перескоком через целую главу: и это не производит никакого движения, не возбуждает никакого участия…»

Схожую точку зрения имел и другой знаменитый на тот момент издатель, владелец «Московского телеграфа» — Н. А. Полевой.

Довольно удивительно, но осуждали за манеру и стиль произведения. Например, поэт и журналист А. Ф. Воейков в литературном журнале «Атеней», рассуждая о слоге, упоминал про «…заметную во многих стихах небрежность, употребление слов языка книжного с простонародным, без всякого внимания к их значению…»

Кто-то уличал автора в подражании Байрону с его «Дон Жуаном». Подобные сравнения проводятся до сих пор, ведь известно, что в этой поэме Пушкин искал вдохновение для создания основного персонажа. Поэтому нападкам подвергся и образ главного героя — Евгения Онегина. Многие называли его пустым, никчёмным, совершенно скучным. Зато положительно, хоть и далеко не все, оценили Татьяну Ларину и Владимира Ленского. Так, В. Г. Белинский назвал их «благороднейшими натурами». Стоит отметить, что именно Белинский дал роману наиболее полную характеристику и первым определил его как «энциклопедию русской жизни».

Помимо хорошей работы над второстепенными персонажами, Пушкина хвалили за точное описание национальной души, характера. В частности, Полевой, несмотря на общую отрицательную оценку, все же сказал: «…мы видим свое, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды…».

8 стр., 3786 слов

Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин» Пушкина А.С

... свооеобразие романа «Евгений Онегин» Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, ...

Таким образом, можно сделать вывод, что современники не оценили новое произведение великого поэта. Либо высказывали крайне противоречивые мнения. Кому-то не хватило романтического начала, кому-то наоборот, реалистического. Кто-то признавал «народный» дух «Евгения Онегина», а кто-то обвинял автора в излишнем следовании за мыслями и идеями зарубежных творцов. Тем не менее, сегодня этот роман в стихах считается одним из лучших творений Пушкина.

Автор: Инна Колокольникова

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Пушкинский роман в зеркале критики

Сегодня на уроке мы:

  • разберёмся, почему роман «Евгений Онегин» называют энциклопедией русской жизни;
  • познакомимся с оперой Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»;
  • узнаем, как оценивали роман Пушкина современники и критики.

Роман Александра Сергеевича Пушкина называют первым реалистическим романом русской литературы и энциклопедией русской жизни. Давайте посмотрим, почему.

Онегин

  • это романтический герой байронического типа,

Ленский

  • романтик немецкого типа, и даже

Татьяна Ларина

  • романтическая героиня.

Разве могут быть в реалистическом романе романтические герои? Могут! Мы говорили и о том, что образы главных героев типичны для дворянской среды

XIX века.

увлечение романтизмом

  • тоже типичная черта времени. А типизация – это признак реализма. Типичны образы и помещицы Лариной, и дуэлянта Зарецкого. И действуют герои в типической обстановке, а не в исключительных обстоятельствах.

Быт и нравы столичного или поместного дворянства, светского общества Петербурга и Москвы Пушкин воспроизводит с детальной точностью. Мы можем узнать из романа, какие спектакли смотрели в театре, что ели на ужин, что читали, как наряжались и в котором часу вставали люди той эпохи. На страницах романа также упоминаются имена современников Пушкина и кумиров его времени. Если говорить словами Пушкина, в романе «Евгений Онегин» «отразился век и современный человек».

Петра Александровича Плетнёва

, которому поэт посвятил роман. Плетнёв писал Пушкину: «Онегин» твой будет карманным зеркалом русской молодежи». Также в романе Пушкина нет характерной для романтизма идеи разделения реального и идеального мира. Да и сам поэт над романтизмом частенько иронизирует.

3 стр., 1252 слов

Роман о русской революции (Борис Пастернак «Доктор Живаго»)

... миром. Так и теперь я до сих пор под впечатлением "Доктора Живаго". Я сама выбрала тему сочинения. Революция мне открылась с новой, очень важной стороны, с позиции прав ... к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза". Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не "праздник угнетенных", а тяжелая и кровавая полоса ...

Вот и получается, что Пушкин написал реалистический роман с романтическими типажами.

Поэтический гений Пушкина стал источником вдохновения для музыкального гения.

марте 1879

года состоялась премьера

оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»

лирическая опера

  • Так что новаторский роман в стихах стал основой для новаторской оперы. Использовать сюжет пушкинского романа для оперы композитору подсказала певица

Елизавета Андреевна Лавровская

Поначалу эта идея показалась Чайковскому дикой, ведь для классическая опера подразумевает мифологические или исторические сюжеты, возвышенность, трагизм, пышные декорации и много действия.

Но магия романа взяла своё, и композитор увлёкся работой. Интересно то, что Чайковский был уверен, что его опера не годится для постановки на сцене, поэтому позволил себе полную свободу творчества. То есть он оказался в ситуации Пушкина!

«Пусть опера моя будет несценична, пусть в ней мало действия! Но я влюблён в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет. Я совершенно погружен в сочинение оперы»,

  • писал Пётр Ильич в письме.

Композитор сначала даже хотел назвать оперу «Татьяна Ларина», но в итоге отказался от этой идеи. В отличие от романа, где образы Онегина и Татьяны равнозначны, опера сосредоточена на образе Татьяны.

Перенести роман на сцену целиком, конечно же, нельзя. Множество лирических отступлений, размышлений героев, описаний природы и быта сыграть и спеть невозможно. Поэтому сначала пишется либретто

  • своего рода сценарий для оперы.

Константин Шиловский

Он старался сохранить дух гениального романа, но всё-таки сделал несколько очень важных отличий.

Чем же отличалось либретто от романа?

Во-первых, вызов на дуэль Ленский бросает Онегину прямо во время бала на именинах Татьяны. Гости подогревают их ссору своими замечаниями. В опере у Онегина нет даже призрачного шанса предотвратить дуэль.

5 стр., 2418 слов

Роман «Евгений Онегин»

... Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Евгений Онегин (Роман ... в стихах, 1823--1831; публ. главами) Владимир Ленский Онегин прибывает в дядину деревню из Петербурга, где ...

Во-вторых, изменился и характер Татьяны. Отправив письмо, она жалеет об этом. Любопытно, что в первоначальном варианте финала Татьяна уступала любовным мольбам Онегина.

«Позор!.. Тоска!..О жалкий, жребий мой!»

Третье отличие касается мужа Татьяны. Князь N из романа получил в опере фамилию Гремин. Его ария «Любви все возрасты покорны» очень популярна, но написал эти стихи вовсе не Пушкин. В опере Гремин – благородный и мужественный человек, который безумно любит свою жену:

Онегин, я скрывать не стану

Безумно я люблю Татьяну., Тоскливо жизнь моя текла,, Она явилась и зажгла., Как солнца луч среди ненастья, И жизнь, и молодость, да молодость и счастье.

Музыка оперы тоже необычна. Чайковский привнёс в неё элементы народных песен и бытового романса. В опере есть трагические и лирические мелодии, очень ярко передающие эмоции героев. Опера в одночасье стала популярной. Её до сих пор ставят ведущие оперные театры всего мира.

Помимо оперы Чайковского, музыку к «Евгению Онегину» писали композиторы Сергей Прокофьев и Родион Щедрин, был даже создан мюзикл.

Роман не раз экранизировали, он переведён на многие языки мира и давно признан шедевром мировой литературы. Но как воспринимали его современники и критики?

Василий Андреевич Жуковский

пришёл от романа в восторг. В письме Пушкину он писал:

«Ты имеешь не дарование, а гений… Читал «Онегина»… несравненно».

Рылеев

не раз писал Пушкину, что считает «Евгения Онегина» хуже поэм «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан».

Бестужев-Марлинский

даже оставил Пушкину поэтическое воззвание, в котором говорил, что негоже растрачивать талант «

для песней любви и забавы».

Декабристы ждали от Пушкина патриотических стихов и гражданского пафоса, поэтому герои романа казались им слишком мелкими, а темы – недостойными великого поэта.

Евгений Баратынский

восхищался романом Пушкина.

В одном из писем к поэту он объяснил причины негативных отзывов тем, что читатели слишком поверхностны и привыкли во всём искать романтизм: «Ищут романической завязки, ищут обыкновенного и, разумеется, не находят. Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностию вымысла, они не замечают, что старая и новая Россия, жизнь во всех ее изменениях проходит перед их глазами».

Виссарион Григорьевич Белинский

тоже писал, что Пушкин опередил свой век.

Главной заслугой Пушкина Белинский считал то, что поэт смог воссоздать подробные реалистичные картины из жизни всех слоёв русского общества. Надо сказать, что в своей критической статье Белинский в основном обращает внимание на социальный подтекст романа и бичует пороки современного общества.

Например, он говорит о бесправном положении женщины и утверждает, что Татьяна должна была выбрать не долг, а любовь. Критик уверен, что быть верной человеку, которому женщина отдана кем-то другим, безнравственно. Онегина Белинский называет страдающим эгоистом, эгоистом поневоле, которого испортило общество.

13 стр., 6485 слов

Анализ романа пушкина евгений онегин

... Татьяны 8 Дуэль 9 Столица 10 Встреча Татьяны и Евгения Анализ романа Пушкина «Евгений Онегин» на Сёзнайке.ру «Евгений Онегин» роман в стихах, который Пушкин писал на протяжении восьми лет своей жизни. Он стал ...

Аполлон Григорьев

утверждал, что в хандре Онегина общество не виновато.

Просто для умного талантливого человека нормально быть скептиком и разочаровываться в жизни и людях.

Дмитрий Иванович Писарев

в статье «Пушкин и Белинский» принялся громить и поэта, и критика.

Писарев заявил, что Пушкин ошибся с выбором героя, ведь Онегин – пустой и никчёмный человек, который скучает от пресыщенности и безделья.

« Татьяна и Онегин друг друга стоят: оба они до такой степени исковеркали себя, что совершенно потеряли способность думать, чувствовать и действовать по-человечески

». Критик обвиняет Пушкина в том, что поэт не поднимает в романе острых социальных проблем, таких как крепостное право

«Исторической картины вы не увидите; вы увидите только коллекцию старинных костюмов и причесок, старинных прейскурантов и афиш, старинной мебели и старинных ужимок»

, – негодовал Писарев. В статье он очень зло и грубо высмеял Пушкина и его героев, так как видел в поэте главного представителя дворянства.

Антон Павлович Чехов

дал такую оценку статье Писарева:

«Прочёл опять критику Писарева на Пушкина. Отношение к Татьяне, в частности, к ее милому письму, которое я люблю нежно, кажется мне просто омерзительным. Воняет от критики назойливым, придирчивым прокурором».

Фёдор Михайлович Достоевский

точку зрения Писарева не разделял.

Достоевский назвал Татьяну апофеозом русской женщины, а её отповедь Онегину – смелым и нравственным поступком сильного человека. «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок?»

тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве».

Поэтому Онегин не в силах узнать и понять Татьяну:

  • «она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им; в том и трагедия романа».

А внутреннюю трагедию скитальца Онегина можно разрешить смирением, считал писатель:

«Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве… Не вне тебя правда, а в тебе самом: найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, и узришь правду».

Дмитрий Сергеевич Мережковский

написал, что «Евгений Онегин» –

«это русская, в других литературах небывалая, попытка развенчать демонического героя…Онегин не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к созерцанию, ни к подвигу… Он вышел целиком из ложной, посредственной и буржуазной культуры. Он

чужой, нерусский, туманный призрак, рожденный веяниями западной жизни. Татьяна вся – родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка…»

И в XX веке страсти вокруг романа не утихали.

17 стр., 8116 слов

Особенности романа «Евгений Онегин»

... особенности романа «Евгений Онегин»; 3.Представить и проанализировать соцопрос, который позволит читателю посмотреть на то, как воспринимается роман нашими современниками; 4.Обобщение собранной информации, позволяющее сформировать собственную точку зрения по этому вопросу; - Актуальность темы ...

Идеи романа и образы героев не раз пересматривались. И Онегина, и Татьяну то принижали, то объявляли идеалом. Критики спорили о том, насколько изменились Онегин и Татьяна и можно ли вообще говорить о нравственной эволюции героев Пушкина. Эти яростные дискуссии длятся до сих пор.

Дело в том, что лирика Пушкина только кажется простой и понятной.

Николай Николаевич Страхов

:

«До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину».

Вариант 2

Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал целых восемь лет. В письмах Вяземскому Александр Сергеевич с долей иронией сообщает, что написание обычного романа в прозе и написание романа в стихах — дьявольская разница. Данный роман написан в непростое для Пушкина время — это произведение символизирует своеобразный переход от романтизма в творчестве великого писателя к реализму.

«Евгений Онегин» был очень читаемым произведением в то время. Отзывы о нем были очень своеобразными — роман бранили и хвалили, на произведение обрушился шквал критики, однако все современники Пушкина им зачитывались. В обществе обсуждали литературных героев из «Евгения Онегина» и спорили над трактовками образов персонажей.

Сам главный герой читателям представлялся по-разному. Кое-кто не видел в образе Евгения Онегина ничего выдающегося. Например, Булгарин заявил, что людей, подобных Онегину, он в Петербурге встречал «пачками». Не каждый из критиков мог полностью проникнуться духом романа того времени и оценить литературную находку А. С. Пушкина, а также вникнуть в особенности написания этого литературного произведения. Пушкин писал это произведение с нарочитой небрежностью, вызвавшую не восхищение, а порицание некоторых критиков. Некоторые из критиков и литераторов, к примеру, Полевой и Мицкевич, тут же уличили Пушкина в «байронизме» и отнесли роман к «литературному capriccio» — шутливой поэме. Белинский же посчитал роман современной трагедией и назвал его грустным произведением.

Значение романа «Евгений Онегин» открывалось читателю постепенно. Каждое новое поколение, в отличие от современников Пушкина, видели в образе главного героя все новые и новые грани его характера. Для истории литературных типов и для истории мировой литературы роман «Евгений Онегин» имеет грандиозное значение. В нем приоткрывается завеса для наших современников и они могут хотя бы частично понять мировоззрение самого великого поэта, изучив в деталях характеристику героев романа и проанализировав их действия. В романе «Евгений Онегин» можно увидеть отражение жизни отдельной эпохи — пишет в своей статье Р. В. Иванов-Розумник в 1909 году.

И. В. Киреевский характеризовал главного героя одноименного произведения, как «существо обыкновенное и совершенно ничтожное». Однако характер Татьяны был удостоен похвалы Киреевского и назван лучшим созданием поэта.

Пушкин при написании романа «Евгений Онегин» использовал литературный прием, не очень понятный для его современников. Описания и диалоги критики того времени посчитали слишком уж простыми и «народными», едва ли не граничащие с примитивными оборотами. Нарочитая легкость и небрежность изложения в романе и смешивание поэтом литературных слов с народными вызвали праведный гнев среди его современников. Однако все современники зачитывались «Евгением Онегиным» и герои этого произведения никого не оставляли равнодушными созерцателями всех страстей, описанных в романе.

2 стр., 802 слов

Образ Онегина, Евгений Онегин

... намеки, коварные замечания могут легко уничтожить жизнь человека. Пушкин не обвиняет Онегина, а лишь поясняет причину его поступков. Неумение думать ... и Татьяной потом, не случайность, а обусловлено предыдущей жизнью Евгения. Ведь когда-то юноша был искренним, ему близки ... в людях и жизни. Когда в романе появляется Ленский, противоречивая душа Онегина проявилась с особой силой: Они сошлись. ...

Этот факт доказывает мастерство великого писателя вызывать способность сопереживания у читателя героям своего романа. Образы Онегина и Татьяны не оставили без гаммы эмоций как современников Пушкина, так и читателей разных эпох, в том числе, и в наши дни.