Проблематика полемики А. С. Пушкина и Булгарина

Огромное количество доносов, поступивших туда за этот период, написано Булгариным. Булгарин никогда не гнушался состоять на жалованье в тайной полиции и писать доносы на писателей.

Булгарин был неглуп, мог писать, но по характеру своему был продажный, злой, низкий, совершенно бесстыжий человек. Пушкина временами он травил, то явно, своей пасквильной, недобросовестной критикой, то тайно, как секретный доноситель. «Но вначале, когда Пушкин только что вернулся из ссылки, Булгарин старался завязать с ним дружеские отншения. Возможно, что он действительно любил его стихи. Во всяком случае, ему очень хотелось заручиться ими для „Северной пчелы“».

Первоначально газета «Северная пчела» положительно отозвалась о творчестве Пушкина. Поэт опубликовал в ней послание к «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья?»).

Стихотворение было опубликовано на последней четвертой полосе 27 января 1826 года в № 12 с подписью А. П. и пометой: «1820

Морской берег Тавриды».

В скучной и беспринципной статье «Рассмотрение русских альманахов» Булгарин развивает свое понимание «нравственного» и «безнравственного», восходящее еще к морально-дидактической эстетике XVIII века «Нравственное сочинение» для Булгарина «есть то, где порок представлен в таком виде, что возбуждает к себе омерзение».

В противоположность этому «безнравственное сочинение есть то, где самыми благовидными формами автор скрывает пороки, и хотя избегает нескромных сцен и речей, но одними похождениями своего героя в свете доказывает, что и порочный может избежать всеобщего презрения и укрыться от наказания» («Северная пчела», 1828, № 4).

А. С. Пушкин

Против этой теории Булгарина возражал в своем предисловии к поэме «Цыганка» Баратынский, который указывал, что эти требования ведут к отказу от истины, от реального изображения жизни.

Дидактическая схема Булгарина лишь искажала действительность, подчиняла литературу требованиям той «нравственности» и религии, которые проповедовались с охранительно-благонамеренными целями.

После закрытия «Литературной газеты» и обиды на Пушкина за «Дмитрия Самозванца», Булгарин стал подло мстить поэту.

Основным требованием, которое предъявлял к художественным произведениям Булгарин, было требование «нравственности» и моралистической нравоучительности. Агент охранки в декабре 1832 года (№ 123) написал в «Северной пчеле», что «Повести Белкина» — просто набивание кармана Пушкина ассигнациями. Любовь в текстах «Метель» и «Барышня крестьянка» наиграна. Произведения безнравственны. В это время Пушкин испытывал большие денежные трудности. Молодая жена Наталья Николаевна не могла быть для него обузой. Наглая выходка Булгарина сделала не некоторое время положение семьи Пушкина тяжелым.

2 стр., 704 слов

Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» ...

... упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И — может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. В отличие от других элегий (например, "Погасло дневное светило"), в стихотворении "Безумных лет ... элегии, на мой взгляд, отражена одна из главных поэтических традиций А. С. Пушкина, которую творчески развили не только Лермонтов, но и вся классическая русская поэзия. ...

Дела поправила распродажа в лавке А. Смирдина тиража «Маленьких трагедий» в 1833 году.

А. С. Пушкина

Мирная тишина длилась до сообщения об издании «Современника».

§ 2. Пушкин в центре полемики с Булгариным

В начале января 1836 года Пушкин получил официальное разрешение на издание «Современника». Мечта об издании осуществилась, но не полностью: «Современник» был разрешен как журнал чисто литературный. И все же поэт не отказался от издания, дававшего ему возможность сказать свое собственное слово в создавшейся литературно-общественной ситуации. Среди сотрудников журнала были такие известные лица, как П. Козловский — дипломат, популяризатор естественных наук; Д. Давыдов — герой Отечественной войны 1812 года, поэт. Появились и новые имена: Гоголь, Дурова, Кольцов, Тютчев. Эти писатели и поэты обратили на себя внимание Белинского, указавшего на их несомненных талант.

Структура «Современника» строилась по жанровому принципу. В журнале было два отдела: «Стихотворения» и «Проза». Кроме них в каждый номер «Современника» входили литературная критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, экономике, истории просвещения. Издание предназначалось передовой, просвещенной публике.

В феврале 1836 года подписка на «Современник» была объявлена в «Северной пчеле», но уже до этого атаку на Пушкина в печати начал Булгарин. Наглая ерническая рецензия Сенковского на «Вастолу» Виланда («Северная пчела», № 38, 1836), изданную Пушкиным, была точно рассчитана: она опережала объявление подписки на «Современник», показывала, в каком тоне можно писать о Пушкине, и вызывала недоверие к поэту как тех, кто мог думать, что бездарные стихи Люценко действительно принадлежат Пушкину и что талант его иссяк, так и тех, кто понимал, что стихи Пушкину не принадлежат и что поэт опустился до того, чтобы давать свое имя напрокат бездарности.

В отделе «Разные известия» апрельского номера «Библиотеки для чтения» была напечатана статья Булгарина (без подписи), направленная против «Современника» Пушкина: «Александр Сергеевич хочет умножить средства к наслаждению читающей публики родом бранно-периодического альманаха по заглавием „Современник“, которого будет выходить четыре книжки в год… этот журнал, или этот альманах, учреждается нарочно против „Библиотеки для чтения“ с явным и открытым намерением — при помощи Божией уничтожить ее в прах… Не дело журналов судить друг о друге: их судья — публика… „Современник“ может быть уверен, что об нем никогда более не упомянут в „Библиотеке для чтения“, А Александр Сергеевич, что первые прекрасные стихи, которые он напишет, будут в ней похвалены с восхищением».

Но эти слова были ложью, перебранка двух крупных журналов продолжалась до гибели Пушкина.

2 стр., 876 слов

А. С. Пушкин — наш современник

... то новое, неведомое. У каждого возраста свой Пушкин. Он всегда оказывается ... Пушкин — наш современник, наш друг, учитель. Безгранично и преданно любя свой народ, Пушкин ... поэт, воссоздавший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть. Пушкин современен и сегодня. И будет современен завтра и всегда! Закончить сочинение ... годы... Мы становимся взрослее, и нам открываются в творчестве Пушкина ...

Смирдин, бесконечно уважавший Пушкина и дороживший его сотрудничеством, соблазнял поэта деньгами. В середине января 1836 года, Пушкин писал Нащокину: «Смирдин уже предлагает мне 15 000, чтоб я от своего предприятия отступился и стал бы снова сотрудником его „Библиотеки“, но хотя это было бы и выгодно, но не могу на это согласиться. Сенковский и Булгарин такие бестии, а Смирдин такая дура — что с ними связываться невозможно». Тяжело было конкурировать Пушкину с Булгариным и Сенковским, но он все равно решил выпускать журнал. В данной работе важно рассмотреть журнал Пушкина сточки зрения новизны и значимости для истории русской журналистики.

Цензурные тяготы Пушкин почувствовал уже при прохождении первого номера журнала из-за наветов Булгарина. Он открывался стихотворением «Пир Петра Первого». Стихотворение было программным для первого номера и служило камертоном для следующих номеров. Пушкин определил в нем свою нравственную и гражданскую позицию. Оно же продолжало тему, давно и настойчиво возникавшую в сознании и творчестве Пушкина: «поэт и царь», «поэт и власть». Особенно обозлила Булгарина статья в апрельском номере «О движении журнальной литературы». «Северная пчела» там сравнивала с мусорной карзиной. Булгарин писал вскоре, что «Современник» решил уронить честь его издания.

В течение многих лет Пушкин чувствовал огромную общественную силу своего поэтического дарования и порывался воздействовать своим воистину могучим пером на самодержца, чтобы побудить его следовать по пути декларированных им в начале царствования преобразований. Стихотворение было приурочено к определенному историческому моменту. Исполнялось десять лет, как на престол вступил Николай I. После появления в апреле 1836 года нового журнала «Современник», издателем которого был Пушкин, Булгарин, боясь конкуренции, начал нападать на Александра Сергеевича все яростнее. В это время тиражи газеты «Северная пчела» резко упали с 3500 до 2000 экземпляров.

Известно, что Дуэль с Дантесом спровоцировал критик Булгарин, помогавший писать клевету на жену Пушкина. Булгарин торжествовал:

«Жаль поэта, и великая, а человек был дрянной! Корчил Байрона, а пропал как заяц. Жена его, право, не виновата. Ты знал фигуру Пушкина: можно ли было любить, особенно пьяного?» (4 февраля 1837 года) Так закончилась литературная дуэль двух видных фигур в истории журналистики XIX века.

Заключение

Ф. В. Булгарин был тайным агентом Третьего отделения. Он в своей газете «Северная пчела» пропагандировал охранительную политику самодержавия и делал это искусно с энтузиазмом. Редакторские позиции Булгарина были ничтожны по сравнению с передовыми литераторами.

Он пытался поставить лишь те материалы, которые были одобрены царским правительством и самодержавием. В чужие тексты он вносил корректуру нераздумывая, и выбирал лишь то, что соответствовало духу газеты. Булгарин не хотел, чтобы его газету закрыли и старался всегда угодить императору Николаю I. Он не переживал смерть Дельвига, когда благодаря грязным доносам и клевете закрыли «Литературную газету» (1831).

Он никогда не вел честной игры. Поэтому Пушкин также вступил в острую полемику с Булгариным, чтобы защитить литературу и печатное слово от его посягательств. Поэт стремился сделать литературу более свободной от цензуры, которая уничтожала целыми главами ценные мысли и советы писателей.

2 стр., 555 слов

Пушкин А.С. — Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

... поэта, его великая роль и судьба! Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин ... блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай ...

Булгарин защищал самодержавие, чтобы получить больше гонораров и боролся с Пушкиным. Он слишком сильно завидовал этому талантливому человеку и его успехам. Кроме того, сама литературная ситуация середины 1830-х годов потребовала от Булгарина присутствия в Петербурге и активизации его литературной деятельности, поиска новых авторских стратегий: с 1836 началось издание пушкинского «Современника», в то время как тиражи периодического издания Булгарина резко упали. Агент охранки не мог этого вынести. Поэтому он решил уничтожить все начинания Пушкина и вместе с подельниками по перу довел дело до Дуэли с Дантесом. В полемике «торговой словесности» с пушкинским кругом окончательно сложилась негативная литературная репутация Булгарина. Смерть Пушкина навсегда закрепила за ним роль «злого» критика.

Список использованных материалов и литературы

Книги

А. Г. Политические

№ 2. Бурсов Б. Судьба Пушкина. — Л.: Изд-во Сов. писатель, 1997. — 512 с.

Вацуро В. Э.

Сквозь умственные плотины. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1986. — 384 с.

Ф. В. Булгарина

А. И. Рейтблата. — М.: Новое литературное обозрение, 1998. — 704 с.: ил.

№ 5. Гордин А., Гордин М. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. — СПб.: Пушкинский фонд, 1995. 414 с.: ил. — (Былой Петербург).

№ 6. Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция (Книжная лавка А. Ф. Смирдина) / Под ред.

Б. М. Эйхенбаума

  • 2-е изд., испр. — М.: Аграф, 2001. — 304 с.

№ 7. Из истории рус. журн. втор пол. XIX в. Статьи, материалы и библиография / Под ред. Проф. А. В.

Западова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 246 с.

Одиноков В. Г. И, Л. Е. Кошевая

№ 10. Проскурин О. Литературные скандалы пушкинской эпохи. — М.: ОГИ, 2000. — 368 с.

Д. П. История

Зерновой. — 3-е изд. — Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2007.

  • 872 с.

Н. Н. Пушкин

Русский гений. Научно-худож. биография А. С.

Пушкина. — М.: Издат. Центр Классика, 1999.

  • 592 с.: ил (https:// , 24).

№ 13. Труайя А. Пушкин: Биография в 2 т. Т. 2. / Пер.

М. И. Писаревой

А. В. Жизнь

  • 4-е изд. — М.: Мол. гвардия, 2004. — 514 с.: ил.

Д. П. История

Зерновой. — 3-е изд. —

Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2007. — 872 с.

Н. Ф. Критик

Г. И. Жизнь