Статуева Валентина Викторовна
г. Могилев, 2017
Все мы видели: словно кто-то запустил его
живым метеором, выстрелил им,
и он пронесся по нашему небу,
прогудел
не вымаливая никаких взяток,
а страстно желая одного-единственного:
не взять — отдать, одарить.
Не от людей — людям, нам…
Ю. Карякин
Что в нашем понимании борьба? Это схватка, сражение, иногда -кровопролитие. Борьба может быть и с самим собой, своими страхами, чувствами, предупреждениями. Высоцкий назвал свое произведение «Баллада о борьбе», но какой же смысл он вложил в него?
Все мы в детстве играли в игры, в которых представляли себя героями, а потом повзрослели. Некоторые из нас примерили эту роль героя уже не в мечтах, а в реальной жизни. И именно об этом «Баллада о борьбе»: о связи поколений и войне, войне, павшей тяжелым грузом на плечи людей. Именно борьбе, борьбе за возвращение чести, совести, достоинства, посвятил свою балладу удивительный поэт, талантливый актер и музыкант Владимир Высоцкий. Стремительность и противоречивость семидесятых годов 20 века помогли поэту-барду взглянуть на прошлое и будущее с особой внимательностью.
«Баллада о борьбе» была написана В. Высоцким в 1975 году для кинофильма «Стрелы Робин Гуда». Эта баллада является неким мостом между прошлым и будущим, читатель незаметно для себя возвращается из условного прошлого в настоящее.
Главные образы произведения — люди и война. Книга же в его балладе служит для передачи знаний из поколения в поколение: «И пытались постичь,//мы, не знавшие войн…». Книга — учитель. Дети пытаются понять войну через бумагу, у них не получается полностью познать смысл кровопролитий и смертей.
Картина мирной жизни оттеняется рифмой-противопоставлением «
Эссе смысл моей жизни рекомендации в презентации
... своим принципам http://mus10-1962.blogspot.com/2014/01/blog-post.html Сочинение: В чем смысл жизни? В чем смысл жизни? смысл жизни Мы не можем говорить, что кто-то не прав в выборе цели своего существования. ... в жизни каждый человек задумывается над тем, в чём смысл жизни, для чего и как он живёт. Сколько в мире людей, столько и смыслов жизни. И у каждого он свой. Для одного человека смысл жизни ...
В спокойном мире живут «
Шестая строфа содержит ещё одну развернутую характеристику этой второй действительности: « следам — остыть — дам — любить — успокоив — любя-героев — себя» . Ещё одно предупреждение: в мире игры и подвиг — игра; понятия игры грозят проникнуть в реальность « успокоив — героев ».
И реальность восстанавливает свои права. Рифма «
Десятая строфа содержит момент прозрения: тройное «
Две последние строфы песни подводят итог: никчемная жизнь оборачивается служением злу: « с палачом — ни при чём , мечом — почём» .
В результате содержание песни развивается по спирали: мирная реальность — уход в яркий книжный мир — вторжение бурной действительности. В финале же реальность вновь осознаётся похожей на книги, но из книжных ценностей остаются лишь те, что действительно имеют реальный вес: «И злодея следам // Не давали остыть, // И прекраснейших дам // Обещали любить».
Уже с первых строк Высоцкий погружает нас в свое стихотворение. «Средь оплывших свечей» — и перед глазами встает комната, уставленная свечами и освещенная приглушенным темно-красным цветом. Взгляд скользит дальше, «пожелтевших страниц» — и в комнате сразу представляется множество старых и потертых книг, испытанных временем. И если в начале произведения цвета теплые, пастельные, то в последующих строках представление меняется. И вот уже «И всегда позади — // Воронье и гробы», которые задают тексту более мрачный и темный тон. Автор опирается не только на зрительную образность, но и на слуховую. Он — главный герой, но в то же время и рассказчик. Он описывает и комнату, где дети читали книги: «Средь оплывших свечей и вечерних молитв,//Средь военных трофеев и мирных костров». Он воссоздает перед глазами картину со смертью друга, товарища, описывая досаду и боль от его утраты и понимания того, что смерть — это навсегда.
Автор баллады явный мастер слова. Он создает картины мирной жизни и показывает всю жестокость войны, опираясь на эпитеты: «вечерние молитвы», «мирные костры», «мелкие катастрофы», «вспотевшие лбы», «воинственный клич», «боевые колесницы» и многие другие. Помимо эпитетов, Высоцкий также использует метафоры: «убежать в грезы», «попробуй на вкус борьбы».
Рассуждение «Роль книг в жизни человека» по тексту Бондарева
... людей из многих веков. В одной из таких книг он нашел записи о Белых Ходоках, грозивших всем жителям Семи Королевств, нашел способ их убить. Благодаря ему Братья Ночного Дозора смогли узнать, ... на усвоенном через книги знании. Без читательского опыта, по мнению автора, человек лишен важного умения ... 6. Автор убежден, что жизнь человека невозможна без книг и любви к чтению. Чувства этого человека ...
Перекрестная рифмовка придает произведению некую гибкость: «молитв — битв», «катастроф — костров», «досаден — ссадин». Она продолжается на протяжении всего текста, наполняя его своей выразительностью и подвижностью.
Кто же может быть главным лирическим героем в таком произведении, если не сам автор? Он — рассказчик. Высоцкий говорит от первого лица, постоянно делая акцент на местоимении «мы»: «И дрались мы до ссадин», «Мы же книги глотали», «Мы, не знавшие войн», рассказывая о том, что он не просто зритель в этой истории. Как рассказчик, он передает свои мысли нам, читателям, непосредственно рассуждая о книгах, о грезах, о погибших.
Уже с первой строфы мы наблюдаем характерные для поэзии В. Высоцкого звуки, знаменитый «рычащий» [р], который придает стихотворению, чеканный ритм, отрывистое звучание, не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать динамику борьбы, преодоления трудностей, твердые [в], [д], [т], [с], помогающие читателю и слушателю представить и услышать свист стрел над головой, звон меча, ощутить дух борьбы. Гласный [о] окунает нас в бесконечность, где мы чувствуем умиротворенность и спокойствие, [и], [а] с помощью которых мы слышим стон сожаления тех, кто выбрал неправильный жизненный путь для себя.
Интенсивность действия показывается с помощью обилия глаголов: «жили книжные дети», «дрались мы», «одежды латали …матери», « книги глотали…» В трех первых примерах используется инверсия: сказуемое предшествует подлежащему, что усиливает общее впечатление динамизма.
«Баллада о борьбе» Владимира Высоцкого напомнила мне об удивительном высказывании еще одного великого человека – Михаила Пришвина. Напомнила о высказывании, которое как нельзя лучше передает суть жизненного взлета, жизненной трагедии Владимира Высоцкого – Поэта, Певца, Человека: «Бывает, погасшая для себя на небе звезда, для нас, людей, горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово, написанное им, остается и летит из поколения в поколение, как след угасшей звезды во вселенной…»