Ответы на любые вопросы

Что значит риторический вопрос

Фигуры речи и риторика

Без использования красивых и образных речевых оборотов повествование выглядит «пустым» и трудным для восприятия. Чтобы придать красок своему безудержному потоку мыслей, можно применить уловки, известные еще древним грекам:

  • Изменение порядка слов в предложении, характерного для данного языка;
  • Противопоставление одной мысли другой;
  • Применение сходной композиции в начале или в конце нескольких предложений. Своеобразный грамматический рефрен;
  • Иерархическое расположение слов в предложении по мере усиления лексического значения признака;
  • Намеренный пропуск необходимого слова;
  • Разделение точками слов в предложении;
  • Применение слов с похожим или, наоборот, противоположным значением;
  • Собственные лингвистические изобретения;
  • Употребление в одном контексте несочетающихся определений;
  • Образное «оживление» объекта неживой природы;
  • Нарочитое преувеличение или преуменьшение (чаще всего применяются в сатире);
  • Задавание вопросов, на которые не нужно отвечать.

Фигуры речи

Определение фигур речи

по своей сути является утверждением и не требует от собеседника ответной реплики

Используя данную фигуру речи в своем тексте, автор подразумевает, что ответ слишком прост и очевиден, чтобы отвечать на него. Или, наоборот, что он слишком сложен и не может иметь односложного решения. Тем самым достигается передача настроения писателя и придание нарративу эмоциональной окраски.

Данная фигура чаще всего находит применение в таких сферах:

  • Проза и поэзия;
  • Журналистика;
  • Тексты на общественную тематику;
  • Выступления политиков.

Риторический деятель

Как понять риторический вопрос?

Не так уж редко встречается ситуация, когда слушатель не может вникнуть в суть словесной акробатики оратора.

Чтобы разрешить недопонимание, можно воспользоваться такими советами:

  1. Обратить внимание на контекст . Именно он играет решающее значение для понимания смысла фразы. Если предложение было вырвано из какого-либо литературного произведения, нужно ознакомиться с его содержанием. Также нужно сделать поправку на эпоху, в которой жил писатель или политик. Социальная несправедливость часто становилась объектом нападок мастеров слова;
  2. Попробовать вывернуть смысл фразы наизнанку. Одна из целей утверждений, сформулированных в вопросительной форме – обратить привычную ситуацию на 180 градусов. Например: «Рабы ли мы?» («Мы не рабы.»);
  3. Значительная часть риторических вопросов и восклицаний уже давно стали яркими крылатыми выражениями. Поэтому для разъяснения их значения можно обратиться к словарю фразеологизмов и идиом. Там можно получить справку не только относительно смысла предложения, но и этимологические данные.

Этимологические данные

5 стр., 2191 слов

Заимствованные слова в речи подростков

... заимствованные слова по сферам общения; 4. Выявить использование заимствованных слов в речи учащихся МБОУ «Карпогорская СОШ №118» 5. Составить словарь наиболее употребляемых школьниками заимствований. Объект исследования: заимствованные слова в речи современных подростков. Предмет исследования: употребление заимствованных слов в речи современных ...

Можно ли заканчивать сочинение риторическим вопросом?

Заключение для школьного сочинения является одним из важнейших элементов его композиции. Оно подводит черту под работой ученика и является логичным завершением его рассуждений над проблемой в произведении. Так же как и вступительная часть, заключение не должно отрываться от течения основного текста работы.

Основные правила для хорошего завершения сочинения:

  • Количество предложений в последнем абзаце не должно быть больше 5-6, в противном случае восприятие информации будет затруднено;
  • Задать про себя вопрос: стоит ли соглашаться с позицией автора. Условно разбить исходный текст на тезисы и поразмышлять, какие из них стоит поддержать, а какие – нет;
  • Если ученик не согласен с изначальным текстом практически по всем пунктам, то стоит сдержать себя от оголтелой и эмоциональной критики. Всякое утверждение должно быть подтверждено разумными аргументами;
  • Нужно стараться сделать завершение как можно более позитивным;
  • Повторять уже изложенные в сочинении идеи не стоит.

Одним из наиболее эффектных способов поставить точку в работе является риторический вопрос. Он может вызвать воображаемого оппонента на спор и как нельзя лучше обобщить суждение. Еще лучше, если фигура является классическим афоризмом, связанным с проблематикой текста.

Заканчивает сочинение

Риторический вопрос: примеры

Данная категория стилистических приемов неоднородна по своему составу и включает в себя:

  • Вопросительно-риторические. Основное их назначение – экспрессивная оценка происходящего. Тем самым человек передает свое индивидуальное и эмоциональное отношение к предмету разговора («Как я забыл положить деньги на телефон?» );
  • Побудительные. По сути своей имеют приказное и повелительное назначение, но имеют отвлеченную формулировку («Когда, наконец, вы прекратите это делать?» );
  • Отрицательные. Несмотря на свое название, они лишены отрицательной частицы «не». Путем использования данной фигуры указывается невозможность какого-либо события или явления. Так, например, Уильям Шекспир писал: «Вот Цезарь был: дождешься ли другого?» (т. е. никогда не будет личности с такими качествами);
  • Утвердительные. В отличие от предыдущего типа, наоборот, призваны усилить утвердительный посыл сказанного («Как можно не полюбить океан?» ).

    6 стр., 2657 слов

    Риторический канон_Шалаева_

    ... канонам. 1. Риторический канон Риторический канон - это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: ... основное содержание этих этапов. 1) Этап инвенции, или «изобретения» речи связан с отбором ... речи, б) ее цели. При подготовке реферата, доклада, выступления, написании курсовой или дипломной ...

«Полицейские снова требуют взятки. Кто бы мог подумать?»

Полицейский не берет взяток

Правила формулировки

Рассмотрим основным правила использования данного приема в «полевых условиях»:

  1. Проанализировать все возможные факты, могущие иметь отношение к проблеме;
  2. Изучить свои и чужие чувства к конкретной ситуации;
  3. Определиться с тем, чего именно хочет или должен хотеть обычный человек;
  4. Рассмотреть препоны и преграды на пути к желаемому;
  5. Какое количество времени необходимо на осуществление задуманного;
  6. Инструментарий, необходимый для движения к цели.

Риторические вопросы должны быть построены максимально кратно, но при этом смысловая нагрузка должна быть высокой. Их можно задавать как в начале речи (чтобы вывести аудиторию из состояния покоя), так и в конце (чтобы подвести яркий итог сказанному).

Положительная реакция слушателей на правильно сформулированную конструкцию выглядит как задумчивое молчание.

Как можно не знать, что значит риторический вопрос? Ведь это не только часть школьной программы, но и целый пласт культуры. «Быть или не быть?» Шекспира, «Что делать?» Чернышевского, «А судьи кто?» Грибоедова – все эти высказывания не требуют ответа, поскольку они сами по себе заставляют размышлять миллионы людей над насущными проблемами.

Бедный Йорик

Видео про риторические фигуры

В данном ролике филолог Георгий Кадетов расскажет про риторические фигуры и вопросы, синтаксические стратегии:

Это интересно: