Быкова И.В. Технологическая карта русского языка в 5 классе « -описание по картине А.А. Пластова «Летом» (2 ) (Иркутская обл., г. Усть-Илимск)

Этап урока/ Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Результат

I. Организа-ция начала урока.

Стимулировать деятельность учащихся.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.

Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

Подготовка к работе

Личностные:

смысло-

образование

Включение в активную учебную

деятельность

II. Создание эмоционального фона урока

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Настраивает учеников на успешную работу. Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Звучит музыка (Чайковский «Времена года. Июнь. Баркарола» )

-Начать сегодняшний урок мне хочется строчками стихотворения Ф. И Тютчева.

— О каком времени года рассказал поэт?

— Какую картину вы представили?

— А каким чувством проникнуто стихотворение?

— Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди.

— Как вы думаете, как связаны эти стихи с темой сегодняшнего урока? О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Но не просто о лете, а о картине Аркадия Александровича Пластова, которая так и называется «Летом».

Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание

Ученики самостоятельно формулируют цель урока

Отвечают на вопросы учителя.

(Восторгом).

( О лете )

Записывают в тетрадь тему урока (слайд №1).

Регулятивные: волевая саморегуляция; постановка учебной задачи; определение последовательности действий;

  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение сотрудничать, анализировать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока

III. Актуали-зация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуаль-ной деятельно-сти каждого учащегося

Организует беседу по уточнению и конкретизации остаточных знаний

Работа по вопросам:

— Какие типы речи вы знаете? Чтобы рассказать о картине, какой тип речи более уместен?

— Чем описание отличается от других типов речи?

— Какова цель описания?

— Что вы знаете о композиции описания?

-Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

-Как называется картина, на которой изображена природа?

-Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя.

Описание – это ……..

Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Композиция описания:

1.Общее представление о предмете.

2.Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №2)

Регулятивные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Предметные:

  • извлечение необходимой информации;

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать

IV. Постанов-ка учебной задачи

Формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

— Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

— Как вы узнаете, что мы достигли цели?

Ученики самостоятельно формулируют цель урока

Составляют предложения:

Я хочу…

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу…

(слайд №3)

Планирование учащимися спосо-бов достижения намеченной цели

Определение критериев достижения цели

Регулятивные: определение последовательности действий; целеполагание, планирование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность

V. Построение проекта выхода из затруднения. Организация подготовки восприятия картины

Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Организует осмысление учебной информации

2. Беседа по картине «Летом».

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

А сейчас мы проверим, насколько вы внимательные.

В лес иду пустым — пусто,

а из лесу густым — густо.

(корзина с грибами)

Что за кустик у дорожки –

Белые цветочки –

Растопырил, как ладошки,

Листики – листочки,

Прячет ягоды тайком

Под тройняшкой, под листком?

Так и гнётся над поляной

Стебель с ягодкой румяной,

А пониже, рядом с ней,

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто – то бусы бросил –

Все поляны в синих точках

Мох не мох, в лесу перинка,

На перинке не малинка

И пригожа, и красна

Разрумянилась со сна…

(клюква)

Красненька Матрёшка,

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Ниток много – много,

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьёт,

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Побуждает к высказыванию своего мнения

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14) ?

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

-Какие они?

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

3. Понятие о цветовой гамме картины

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. Синий, зеленый, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Они вызывают чувство грусти и печали (слайд №15) .

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14) ?

Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание.

1 . Слово о Мастере

( сообщение подготовленным учеником сведений о художнике)

(Слайд 4 — слайд 13)

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя.

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

Познавательные:

— анализ с целью выделения главных признаков;

— умение струк-турировать знания

— осуществле-ние поиска и выделение конкретной информации

Коммуникативные:

взаимодей-ствие со сверстниками, обоснование своего мнения.

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с заданием учителя

Умение преобразовывать информацию, анализировать, систематизиро-вать.

Изучение искусствоведческой терминологии

VI. Работа над синонимами, изобразительными средствами (работа в группах)

Активизация творческой деятельности учащихся

Консультирует. Организовать мотивацию детей к осуществлению деятельности с использованием запланированных способов действий. Организует групповую работу учащихся

1. -Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный ? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

2 . Подберите как можно больше синонимов к словам художник и картина .

3. Словарная работа (труд. в орф. плане слова):

Тихая солнечная поляна, утомленные сбором ягод и грибов, неторопливо обрывает с веток, спелые ягоды, нежные цветы, просвечивающаяся на солнце листва берез, упругие грибы, притихший лес, богатство природы, радостная гамма красок, контрастные цвета, желтые венчики цветов, красота и жизнерадостность.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Наиболее удачные из составленных группами словосочетаний и предложений записываются.

Оценивают работу каждого члена группы (лист оценивания)

Вставляют пропущенные буквы (каждому обучающемуся выдается карточка с напечатанными словосочетаниями) Обосновывают выбор написания

Взаимопроверка по эталону (слайд 15) работы каждого члена группы (лист оценивания )

Предметные:

— анализ с целью выделе-ния главных признаков;

— умение стру-ктурировать знания

— осуществле-ние поиска и выделение конкретной информации

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с заданием учителя

Умение работать в группе

Обогащение словарного запаса

VII. Сбор и систематизации материала по картине (работа в группах)

Систематизация знаний

Организует групповую творческую работу учащихся

Результаты работы групп выводит на экран или доску

Организует взаимопроверку

Групповая работа по решению практических задач

Подберите словосочетания с прилагательными (причастиями), наиболее точно передающие увиденное на картине

Щедрые дары природы. Передний план слева.(слайд 16)-1 группа

Кувшин – ……

Корзина – ……

Ведро – …….

Трава – ……

Герои полотна. Передний план справа.(слайд 17)-2 группа

Девочка – …….

Женщина – …….

Собака – ……..

Задний план.(слайд 18)- 3 группа

Поляна – …….

Берёзки – ……..

Лес – ……..

Пень – ………

Осуществляют взаимопроверку ( лист оценивания )

Личностные:

  • развитие интереса к изучению русского языка; развитие навыков сотрудничества со сверстника-ми при работе в группах

Познавательные:

  • уметь ориенти-роваться в своей системе знаний, отли-чать новое от уже известного; уметь сравнивать, устанавливать аналогии

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, плани-ровать свои действия в соответствии с поставленной задачей .

формирование умения «читать» картину, отбирать и систематизиро-вать соответствующий материал

VIII.

Динамичес-кая пауза

Смена вида деятельности

Организует динамическую паузу

Выполняют упражнения, способствующие снятию усталости, профилактике перенапряжения

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Снятие напряжения

IX. Состав-ление плана сочинения

Создание плана сочинения-описания

Побуждает к составлению плана

Составляют план сочинения (слайд №19) .

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, обоснование своего мнения.

Построение плана

X.Устное описание картины

Применение нового знания

Побуждает к высказыванию своего мнения

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Зачитывают свои варианты сочинений (1-2 сильных ученика).

Приложение №2

Коммуникативные: высказывание своего мнения

Создание устного высказывания

XI. Дифферен-цированная самостоятельная работа учащихся

Создание осмысленного связного письменного высказывания

Формирует успешную ситуацию

— Оцените, насколько вы готовы к самостоятельной работе над сочинением.

Кто не испытывает никаких затруднений, тот может приступать к работе. Не забывайте следовать плану.

Если вы несколько не уверены в своих силах, то я вам могу оказать помощь. В моем листе – «помощнике» вы найдете вступление и заключение, вам необходимо написать только основную часть.

Если вы испытываете серьезные затруднения, то в моем листе — «помощнике» вы найдете текст сочинения, где вы сможете поработать над подбором подходящиех по смыслу имен прилагательных и эпитетов.

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Самоконтроль.

Самостоятельная работа по эталону для затрудняющихся учеников

Регулятивные: выполнение учебного действия

Умение рабо-тать самосто-ятельно по плану, сопос-тавлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность

Создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразитель-но-вырази-тельные средства языка

XII.

Рефлексия

Соотнести запланирован-ные и достигнутые результаты.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

— Какая была тема урока?

— Какая цель урока?

— Ответьте себе каждый на вопрос: «А добился я, чего хотел?»

— Получил необходимые знания?

— Как вы это определили?

— Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке и тот материал, который изучили на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности,

самооценка результатов своей деятель-ности на уроке

Анализ достижения цели.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность

XIII. Задание на дом.

Объяснение домашнего задания. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Выбирают задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя самооценку.

Предметные: умение при-менять знания в новой ситуации

Личностные:

способность самооценки

Регулятивные: осуществлять самоконтроль

Умение

объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание.