II. -миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

В класс. ЛИТЕРАТУРА. 18 ЯНВАРЯ 2013, Материал на понедельник, 21.01.2013., М.Ю.Лермонтов. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

«КНЯЖНА МЕРИ»

Перечитайте дневниковые записи Печорина от 11,13,16 мая, от 3,5,14 июня и последний абзац повести. Ответьте на вопросы : ( один вопрос письменно, остальные – устно)

А) Можно ли согласиться с Печориным, что в нём таились силы необъятные?

Б) Чем дорожит Печорин больше всего на свете?

В) Из какого жизненного принципа Печорина вытекает его взгляд на дружбу? «Их двух друзей один всегда раб другого»?

Г) Как Печорин своей жизнью опровергает собственный тезис? «Счастье – насыщенная гордость»?

Д) Докажите, что индивидуализм, эгоизм, равнодушие – это не врождённые качества Печорина, а сознательно выработанные им как своеобразный «моральный кодекс», как система убеждений, от которой он ни разу не отступил в своём поведении.

Приготовьте выборочный пересказ на тему «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?»

( НА 25 января 2013)

«Мертвые души». история создания,

особенности сюжета, система образов

Цели: познакомить с историей создания поэмы, рассмотреть особенности сюжета, систему образов, композицию.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

«Мертвые души» – вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, – подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».

Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (I том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (II том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (III том) изобразить их в «раю». однако законченным оказался только I том.

2. Прочитайте материалы учебника Стр.322 — 324

3. Беседа с учащимися.

– Как объяснить, что в творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», – попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать… «Мертвые души» – роман, названный писателем поэмой ? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием – «Мертвые души»!

2 стр., 840 слов

Над чем смеётся и о чём грустит Н.В. Гоголь в «Мёртвых душах» ...

... настоящие «мертвые души» в изображении Гоголя. Писатель ужасается тому, как низко могут опуститься люди. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» - восклицает автор. Несмотря на ... мертвых душ» «зверинцем из дворян и чиновников». В жизни мы вряд ли встретим подобных людей. В каждом герое «Мертвых душ» преобладает какое-нибудь одно характерное качество. За счет этого образы ...

«Гоголем невозможно начитаться!» – признался однажды Ираклий Андроников, посвятив статью одной странице Гоголя.

5. Прочитайте 1 главу поэмы.

Беседа.

«В ворота гостиницы губернского города NN…»

  • Превратите мысленно страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город NN, но особенно – бричка и ее владелец?
  • Почему сравнительно легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую мелочь?
  • В чем тайна искусства Гоголя?
  • И все-таки… самая интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке… Почему Гоголь «умолчал» его имя?
  • А как вы отнеслись к странному – ни к селу ни к городу – разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее… колесе? И существенно ли это уточнение?

Отмечаем неторопливое, завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».

Работа с опорной схемой.

– Какова же композиция «Мертвых душ»?

Композиционные звенья поэмы

Первое Второе Третье
2–6-я главы 7–10-я главы 11-я глава

1-я глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

2–6-я главы – изображение жизни российских помещиков.

7–10-я главы – изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место – мир чиновников.

  • Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»?

11-я глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.

8. Аналитический пересказ главы «Чичиков у Манилова».

Отметить построение главы, способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета, пейзажа, интерьера.

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

(Путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.)

Домашнее задание:

1) описание деревни;

2) описание господского дома;

3) описание внешнего вида помещика;

4) отношение помещика к предложению Чичикова;

5) отношение Чичикова к каждому из помещиков;

6) купля-продажа мертвых душ.

Обратите внимание! Что общего у всех помещиков? Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова и читателя7