Е. Л. Шварц. «Дракон»: «Драконы живут там, где им позволяют…»

Цель: познакомить восьмиклассников с новым писательским именем; помочь в понимании аллегорического характера пьесы-сказки, а также умения автора говорить завуалированно об очень серьезных вещах; закрепить навыки участия в спонтанной дискуссии и работы с эпиграфом и акростихом. Оборудование: на доске или отдельном стенде размещены репродукции: иконы «Чудо Георгия о змие» и картины Питера Брейгеля Старшего «Слепые»; раздаточный материал: карточки с различными афоризмами и фрагментами литературных произведений.

ХОД УРОКА

Постановка целей и задач урока II. Работа над темой урока 1. Беседа Почему придает своему произведению форму драматической сказки? (Еще А. Пушкин писал: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». На тему, вынесенную в название нашего урока, всегда было непросто говорить, поэтому приходилось обращаться к намекам и недомолвкам, в этом мы убеждаемся, и читая пьесу Шварца. Кроме того, именно театр быстрее и надежней других родов литературы способен был достучаться до сердца и разума зрителя.

Что сказочного в пьесе, а что явно принадлежит реальному миру? «Дракон» — пьеса, а спектакль по пьесе предполагает наличие афиши. Что бы вы предложили на ней изобразить?

(Может быть: некий средневековый город с высоты птичьего полета и дракон, тень от крыльев которого зловеще накрыла этот город. Или: высокий пустой трон, на подлокотнике которого висит, как бы ожидая кого-то, корона.

Судя по предложенным вами изображениям на афише, видно, что данное произведение воспринимается вами аллегорически. Что же, по-вашему, олицетворяет собой , чьим именем названа пьеса? (Диктаторскую власть) Как бы вы определили место и время действия сказки Е. Шварца? (Город у Серых скал — своеобразная модель некоего государства в миниатюре; время — любое, не ограниченное рамками определенного (Учащимися не принимается обычно вторая формулировка. Однако, не ставя все «точки над і», учитель может поделиться с восьмиклассниками своими сомнениями: нельзя упрощать те идеи, которые лежат в основе того или иного произведения; нельзя заученно искать в нем положительного героя и слепо верить якобы авторской подсказке. Видимая однозначность может быть очень лукавой и непростой.

4. Слово учителя Слова, слова… Зачастую мы, народ, любим власть… ушами. И особенно это опасно и чревато печальными последствиями, когда мы любим ушами тех, кто вдруг вознамерился править нами. Трудно различить подлинные намерения претендентов на власть: где — искреннее желание облегчить жизнь народа, а где — корыстное стремление обогатиться за его счет. Поэтому трудно однозначно утверждать, кем для жителей города из пьесы Е.

10 стр., 4756 слов

Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского

... пьесой Островского, отображающей быт и нравы «темного царства», является «Гроза». Здесь читатель переносится в маленький городок Калинов, знакомится с его обитателями, с их нравами, обычаями и порядками. Жители города Калинова ... им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая ...

Шварца является Ланцелот (обращение к репродукциям): освободителем от тирании подобно Георгию Победоносцу или лидером, который поведет подвластный ему народ к бездне и окончательно его погубит, как это происходит в картине П. Брейгеля «Слепые»… И тогда, может быть, в качестве эпиграфа к пьесе логично взять высказывание древнегреческого поэта?.. Выбор эпиграфа из материала на карточке: 1) Надо по капле выдавливать из себя раба. А.

П. 2) «Несчастна страна, которая постоянно нуждается в героях». Б.

3) Крепко пятою топчи простодушный народ, Беспощадно острою пикой коли, Тяжким ярмом придави. Древнегреческий поэт 4) Мы в ответе за все, что было при нас.

П. Нилин 5) Когда чувство коровьей тоски, обреченности сменилось режущим Ощущением ужаса, на помощь людям приходил бессмысленный Опиум — оптимизм. В. Гроссман 6) Чувствуя нутром, не глядя в лица, Пряча отношение свое, Власть не любит тех, кто не боится, И не любит любящих ее. И. Губерман 7) «Сильна Россия чудесами И не устала их плести: Здесь овцы выбирают сами Себе волков себя пасти».

И. Губерман 8) Великие кажутся нам великими лишь оттого, что мы сами стоим на Коленях.

Г. Плеханов 9) Опыт гнусных режимов ХХ века обнаружил, что с человеком может Происходить кое-что похуже, чем превращение в робота. Он оста Ется человеком, но он делается плохим человеком. И чем жестче И беспощаднее режим, тем хуже и опаснее делается массовый чело Век.

Он становится злобным, невежественным, трусливым, подлым, Циничным и жестоким. Он становится рабом. Братья Стругацкие 10) В сердцах царили сон и мгла. А.

Как бы вы ни решили этот вопрос для себя, думается, стоит прислушаться к словам поэта А. Галича (1918–1977): Не бойтесь золы, не бойтесь хулы, Не бойтесь пекла и ада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!

» Кто скажет: «Всем, кто пойдет за мной, Рай на земле — награда!» 5. Продолжение беседы

Что можно считать кульминацией пьесы? (Сцену из II действия — эпизод «Бой Дракона с Ланцелотом».)

Почему же пьеса, названная «Дракон», не заканчивается смертью Дракона? (Потому что Дракон продолжает жить в душе каждого горожанина тем чудовищным посевом зла, который за несколько столетий дал большие всходы во многих поколениях безропотных, безвольных, лишенных чувства собственного достоинства горожан.

Следовательно, власть, тот или иной режим не проходит бесследно для души человеческой, а обязательно накладывает на неё определенный отпечаток. Чем цинично гордится Дракон, рассказывая о подвластном ему народе? 6. Чтение фрагмента монолога Дракона о «дырявых» и прочих душах С объяснением смысла некоторых определений «Дырявые» — пустые, ничем не заполненные; «легавые» — души, принадлежащие людям, не гнушающимся доносить на ближнего; «цепные» — людям, сидящим на поводке у хозяина и готовым перегрызть горло тому, кто хозяину будет угрожать. 7. Работа со схемой Совместная работа с классом: дополнение уже имеющейся на доске Схемы иерархии власти по принципу акростиха. Вопрос классу: что же конкретно — какие качества, «семена» — посеял Дракон в своем народе? Двуличие, деспотизм Разобщенность, равнодушие Аморальность Коварство, карьеризм Опустошение, омертвение Низкопоклонство, неискренность Учитель. И такой чудовищный посев в людских душах совершается не только в сказках. Вот исторический : XVI век, после разгрома восстания под предводительством Степана Разина его привозят в Москву. Обратите внимание на описание людей, собравшихся на Красной площади. Сначала это типичная толпа, зеваки.

16 стр., 7938 слов

Беликов в рассказе человек в футляре (образ и характеристика) 9 класс

... боятся и слушают коллеги и даже директор гимназии. Вокруг героя формируется удушающая атмосфера, «как в полицейской будке». Некоторые коллеги считают Беликова доносчиком. Кадр из экранизации «Человек в футляре» ... Николай Хмелев. Рассказ «Человек в футляре» Беликов — пожилой учитель греческого языка, чье полное имя неизвестно. Герою давно за сорок, у него бледное маленькое лицо, похожее на морду ...

Но наступил момент, когда в этих людях что-то вдруг принципиально изменяется… 8. Чтение фрагмента поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС» Двумя учащимися КАЗНЬ СТЕНЬКИ РАЗИНА (в сокращении) Он молчал, Не утирался, весь оплеванный толпой, только горько усмехался, усмехался над собой: «Стенька, Стенька, Ты как ветка, Потерявшая листву. Как в Москву хотел ты въехать! Вот и въехал ты в Москву… Приводятся конкретные примеры из текста. Ладно, Плюйте, Плюйте, Плюйте все-то радость задарма. Вы всегда плюете, люди, в тех, Кто хочет вам добра… Над Москвой колокола гудут. К месту Лобному Стеньку ведут. Перед Стенькой, На ветру полоща, бьется кожаный передник палача, а в руках у палача Над толпой голубой топор, Как Волга, голубой. И плывут, серебрясь, По топору струги, Струги, Будто чайки поутру… И сквозь рыла, Ряшки, Хари целовальников, Менял, словно блики среди хмари, Стенька ЛИЦА Увидал… Стоит все терпеть бесслезно, быть на дыбе, Колесе, если рано или поздно прорастают ЛИЦА Грозно у безликих на лице… И спокойно (не зазря он, видно, жил) Стенька голову на плаху положил подбородок в край изрубленный упер И затылком приказал: «Давай, топор…» Покатилась голова, В крови горя, прохрипела голова: «Не зазря… »… Что, народ, стоишь, не празднуя? Шапки в небо — и пляши! Но застыла площадь Красная, чуть колыша бердыши… Площадь что-то поняла, площадь шапки сняла, и ударили три раза, клокоча, Колокола. 9. Слово учителя с элементами беседы — Одно внушает оптимизм, когда слушаешь описание сцены казни: оказывается, процесс уродования, калечения душ — не такой уж необратимый. Поэт пишет: «…рано или поздно прорастают лица грозно у безликих на лице… » Кстати, о лицах. Почему дракон в пьесе предстает перед Ланцелотом, нами, читателями, в человеческом облике? (Дракон олицетворяет в пьесе диктаторскую власть, и наличием человеческой ипостаси как бы подчеркивается человечность, гуманность власти — перед нами, так сказать, власть с человеческим лицом. )