Сочинение – описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»
Урок русского языка в 5 классе. Составила: Климова Александра Владимировна. Цели урока:
- — научить писать сочинение – описание по фотографии;
- — сформировать умение выражать основную мысль (идею) прямо сформулированной или провести её с помощью соответствующего отбора деталей;
- — воспитывать любовь к слову.
- — обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.
Структура текста типа описания предмета.
- Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека).
Поэтому среди описаний выделяют описание места, состояния, описание предмета.
Структура текста типа описания предмета.
- В описании предмета говорится о признаках предмета. Сообщение о признаках является «новым», основной информацией. В «данном» же сам предмет или его части.
- В научном стиле описание предмета бывает предельно полным. В художественном стиле выделяются самые яркие его признаки, создающие его образ.
Структура текста типа описания предмета.
- В описаниях предмета научного стиля признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлеченным значением. В художественных описаниях предмета используются более разнообразные языковые средства. Это и прилагательные с конкретным значением, и существительные, и глаголы, и наречия. В художественных описаниях предмета встречаются сравнения, употребление слов в переносном значении.
Изучение репродукции фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»
- -Что изображено на фотографии?
- -Какова тема и основная мысль фотографии?
- Как вы будете выражать основную мысль: прямо сформулируете или проведете ее с помощью соответствующего отбора деталей?
Работа с эпитетами.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ
... языка для развития речи младших школьников. Объект исследования – развитие речи младших школьников на основе работы над функционально – смысловым типом текста «описание». Предмет исследования – приемы работы ... структуру» [24, с. 94]. О.М. Казарцева [13] дает такое определение описания – это сообщение об одновременных признаках предмета. Их можно увидеть сразу все вместе, на одной фотографии, ...
Детали. |
Художественные средства выразительности к этим деталям |
Стволы сосен. |
Кривые, искореженные, торчащие вверх; заостренные, как клюв дятла; серые, мрачные, высохшие; причудливые. |
Трава. |
Зеленая, желтоватая, яркая, сочная. |
Стволы деревьев в лесу. |
Стройные, тонкие, устремленные вверх, светлые. |
Небо. |
Голубоватое, нежное, светлое. |
Камень. |
Серый, мрачный, темный, огромный. |
Работа со словарем.
- ничего живого
- все искорежено
- корни торчат вверх
Составление плана сочинения-описания.
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Напишите сочинение-описание запечатленной фотографом картины. Озаглавьте текст. Работа с черновиком.
- Напишите сочинение-описание запечатленной фотографом картины. Озаглавьте текст. (Работа с черновиком. )
Рефлексия.
- Удалось решить поставленную задачу?
- — Каким способом?
- — Какие получили результаты?
- — Что нужно сделать ещё?
- — Где можно применить новые знания?
- — Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Домашнее задание:
- Повторить ЗСП – 5, 7, 10