По портрету пианиста, дирижёра и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина

Валентин Серов написал портрет знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн в 1910 году. Современниками картина была принята весьма неоднозначно, и многие критики выдавали комментарии вроде «Тело стальное и худощавое, напоминает кузнечика. Обаяние девушки, изображенной на полотне, очень странное, красота граничит с уродством, а очарование является ядовитым».

Многие также называли портрет «Зеленой лягушкой» или «Грязным скелетом», однако сам автор был иного мнения о собственном творении.

Будучи реалистом, работая над картиной он нарочито придавал многим элементам чуть ли не карикатурные черты, не слишком присущие его стилю. Однако делал он это для того, чтобы максимально точно передать для следующих поколений образ женщины-бунтарки, оказавшей влияние на многие умы и перевернувшей с ног на голову устои и правила своей эпохи.

Портрет Иды Рубинштейн картина написанная в 1910 году в Париже. Холст, темпера, уголь. Санкт-Петербург, Русский музей.

[править] Антон Григорьевич Рубинштейн

Братья Антон Григорьевич и Николай Григорьевич Рубинштейны являются выдающимися русскими музыкантами. Выходцы из культурной купеческой семьи, они вложили столько сил в русскую музыкальную культуру, что без их влияния невозможно говорить о русской музыке.

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) — выдающийся русский музыкальный деятель, основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории в Петербурге; директор основанной им Петербургской консерватории[2][3][4]

Он прославился как выдающийся пианист; его исполнительская манера положила начало мировой славе русского пианистического искусства[1][5].

Кроме того он прославился и как дирижер, и как композитор, автор нескольких музыкальных творений, вошедших в классику мирового искусства, в том числе 13 опер, среди которых «Демон» (1875), «Купец Калашников» (1880), «Нерон» (1877), «Фераморс» (1862), «Горюша» (1889) и др.

14 стр., 6580 слов

Два портрета пушкина: кипренского и тропинина

... Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому. Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и ... сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Слайд 13Описание слайда: Возможное начало сочинения Пушкин не любил позировать ...

Краткая биография

Когда маленькой Иде было пять лет, то умерла Эрнестина Исааковна, ее матушка. Через два года она стала круглой сиротой, потому что умер и ее батюшка, Лев Рувимович. На ребенка свалилось огромное состояние. Ее опекуном стал родной дядюшка. Но и он прожил недолго. Всего на два года он пережил брата.

Девятилетнюю девочку забрала к себе в Петербург старшая двоюродная сестра. Это была тоже очень состоятельная семья. Сиротку любили и баловали, но не забывали, что ее надо учить. Впоследствии Ида Львовна владела четырьмя языками. В Петербурге Ида окончила гимназию. Она выросла, имея яркую необычную внешность, была высокой и худощавой. Ида просто просилась на фото, но позже будет написан портрет Иды Рубинштейн.

Сама Ида мечтала о карьере актрисы и сделала попытку выступить в главной роли в спектакле «Антигона». Но критики дали отрицательные отзывы о начинающей актрисе. Тогда она уговорила Михаила Фокина давать ей частные уроки. Он скептически к этому отнесся, поскольку так поздно в балет не приходят. Однако настойчивость девушки сломила все преграды. Так она пришла в балет. Да не в какой-нибудь, а в самый современный, о котором все говорят «идущий против течения». И роль, которую она себе «выбила», всех повергла в шок. Фокин буквально слепил из дебютантки невероятный образ. Она впервые выступила на публике в «Танце семи покрывал».

[править] История создания картины

Русский художник Илья Ефимович Репин (1844—1930) создал портреты многих своих современников, в том числе большого числа музыкантов[6].

И это неслучайно — он был известным меломаном[7], тонко чувствующим музыку, его родной младший брат Василий Репин был сам музыкантом, а среди знакомых и близких друзей оказывалось немало профессиональных музыкантов. Одним из них был Антон Григорьевич.

Художник И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна (1881) Художник И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна (1887)

Всего И. Е. Репин написал три разных портрета А. Г. Рубиштейна.

Данный портрет своего друга художник Репин написал уже после смерти Антона Григорьевича. До того он создал два его портрета. Это был третий портрет Рубиштейна, написанный И. Репиным.

Первые картины-портреты были созданы художником при жизни его друга-музыканта, который позировал при их создании.

Картина 1881 года представляет собой портрет-анфас[5] — художник точно и четко зафиксировал характер Антона Рубинштейна: энергичность, страстность, сила, нуспокоенность.

«… Интересная голова, на льва похож, жаль времени у него мало, и позирует он скверно»

[8].

А вот спустя годы, уже после смерти выдающегося пианиста и дирижера[6], И.Репин вернулся к теме. Очевидно, те два первых произведения его самого перестали устраивать как художника. А может быть, его тревожили воспоминания о выдающемся маэстро и требовали нового воплощения понимания его творчества.

Как бы то ни было он взялся за создание новой картины. Теперь он хотел показать Антона Григорьевича Рубинштейна в полный рост и в зале, наполненном слушателями. На этот раз художник вынужден был работать по памяти.

Над этим своим произведением художник работал несколько лет, с 1909 по 1915 гг., регулярно возвращаясь к созданию полотна[6][9].

2 стр., 666 слов

По картине Портрет дочери художника Оли Сурикова

... Семейный, полный чувственности портрет. Суриков никогда не писал портреты на заказ. Произведения обычно писались с родственников, в момент вдохновения художника. Портрет дочери Василий Иванович написал в период своего самого ... к теплому кафелю печи. В такой позе однажды и застал ее отец. Миловидность дочери вдохновили Сурикова, и через месяц в гостиной стоял портрет, где была изображена Оленька ...

История одного шедевра: «Портрет Иды Рубинштейн» Серова

Сюжет

Собственно, о сюжете говорить в данном случае довольно сложно. На картине изображена известная балерина Ида Рубинштейн. Обстановка небрежная, как если бы Ида только что проснулась, а Серов решил сделать фото для инстаграма.

Мать Серова собирала кружок нигилистов, а отец — музыкантов и художников

Зеленая шаль, опутывающая ноги, похожа на змею. От ее укуса по сюжету популярного в те время балета погибла Клеопатра — одна из ролей, которые сделали Рубинштейн звездой. В портрет оказывается вписана тема смерти, поэтому взгляд Иды кажется прощальным.

Контекст

Ида Рубинштейн была скандальной звездой. На сцене она появлялась почти обнаженной, лишь едва прикрытая прозрачным покрывалом. «…царица Египта… постепенно лишалась всех своих покровов и затем предавалась любовному экстазу у всех на глазах, причем лишь в самый критический момент являлись услужливые придворные дамы, окружавшие занавесками ложе любовников», — вспоминал Бенуа, как Рубинштейн исполняла роль Клеопатры.

Ида Рубинштейн в образе Шехерезады

И вот тут парадокс: на балете изящно раздетой Иде рукоплескали, а в галерее, глядя на ту же Иду те же люди недоумевали. Да, публика повидала немало обнаженных и мужчин, и женщин на полотнах и на сцене. Но то все мифологические персонажи, а тут Ида Рубинштейн — живая женщина, которую все знали. Это уже не «прекрасная нагота», а раздетость. «Декадентщина» и «уродство» — так отзывались о картине современники. Сам же Серов, которого Рубинштейн чрезвычайно вдохновляла, портретом городился.

Серов часто уничтожал почти завершенный портрет и заново брался за работу

У Иды Рубинштейн не было ни балетного, ни специального театрального образования. Но она выглядела так, как в начале XX века было выглядеть модно: длинная, тоненькая, с восточными чертами. В глазах Серова она была Венерой XX века.

Судьба художника

Серов рос в доме, где царил хаос. Творческий, но все же хаос. Мать — Валентина Семеновна Бергман — была убежденной нигилисткой, боготворила Чернышевского с его идеями о свободе и равенстве, а про этикет эта дама и слышать не желала. Отец — Александр Николаевич Серов — был популярным в то время композитором. Кстати, разница в возрасте у супругов составляла 26 лет: 43-летний Александр Николаевич женился на своей 17-летней ученице.

Семья и друзья называли Серова ласково Антошей

Дом на ушах стоял: к матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу — писатели, скульпторы, музыканты, художники. А до маленького Вали руки особо не доходили. Ребенок рос замкнутым, угрюмым. Когда Вале было 6 лет, отец скончался. Мать, осознав, что сын увлечен рисованием, отправилась с ним в Париж, где тогда жил Репин. Последний уже был знаменит своими бурлаками, да и Валентина Семеновна хорошо его знала. В дальнейшем, когда и Репин, и Серовы вернулись в Россию, они возобновили занятия. Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом семьи.

6 стр., 2894 слов

По картине Серова «Портрет Драгомировой»

... Клеопатры Александровны Обнинской создал Серов в 1904 году. Это «Портрет К.А.Обнинской с зайчиком». В 1897 году Клеопатра ... сердечный приступ. Сочинение по картине Серова «Портрет Драгомировой» Среди портретов, написанных в конце 1880-х годов, портрет Софьи ... Валентин Александрович Серов писал этот портрет, он уже был автором прославивших его Девочки с персиками и Девушки, освещенной солнцем. ...

Академию художеств Серов бросил через пять лет: попросил отпуск якобы по болезни, а на самом деле его скука одолела. Стены, говорит, коридоры — все то же изо дня в день, надоело.

Валентин Серов

Уже в 1875 году Серов познакомился с Мамонтовыми. В Абрамцеве он у них часто и подолгу гостил. И именно Савва Мамонтов был первым продюсером Серова: находил заказчиков на портреты, в основном, знаменитостей, которые приезжали в Россию на гастроли. Одна из таких работ попала на выставку Московского общества любителей художеств в 1886 году. Это был дебют — не громкий, но и не провальный, в целом, все одобрили молодое дарование.

Серов считал, что ему удалась только «Девушка, освещенная солнцем»

Знаменитым Серов стал после той самой «Девочки с персиками», которая и сегодня первой приходит на ум при имени художника. После этой картины (и еще «Девушки, освещенной солнцем») от него ждали таких же солнечных, «позитивных» портретов. Но не тут-то было.

Портреты заказывали в основном буржуа и аристократы — люди, которые знали, как принять выгодную позу, правильно улыбнуться и многозначительно взглянуть. Но хватало их ненадолго — после долгого позирования у них сдавали нервы, немели члены, и лицо искажали истинные эмоции. Вот тут-то их и подлавливал Серов, за это его портреты часто называли шаржистскими, позировать ему боялись, но все это только добавляло ему популярности.

«Девушка, освещенная солнцем», 1888

Серов чувствовал себя универсальным художником, а ему заказывали сплошь портреты. Это его немало удручало, но что поделать?! На отдыхе он писал пейзажи, из путешествия в Грецию вернулся с античными идеями (которые реализовал незадолго до смерти).

А в остальном — портреты.

Незадолго до смерти — в конце 1911 года — рассматривая в Третьяковке свою «Девушку, освещенную солнцем», сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

[править] Сюжет

2 стр., 955 слов

По картине Репина Стрекоза 4, 6 класс

... и сделал Илья Ефимович Репин, написав картину «Стрекоза». Много картин написал за свою жизнь Илья Репин, но, должно быть, одной ... картиной, заставляют меня размышлять о ней глубже и проанализировать увиденное произведение. Как известно, на полотне изображён портрет маленькой дочери Репина, ... может, у этой картины есть своя предыстория. Смею рассуждать, что Илья Репин прогуливался по даче в поисках ...

Новая картина И. Репина изображает Антона Григорьевича Рубинштейна тоже за дирижерским пультом, но уже в полный рост и возвышается в центре картины[4].

Фоном является огромный Петербургский концертный зал[6], где проходит концерт под управлением Рубинштейна. Зал полон. Мы не видим самих лиц слушателей, они слиты в одну массу. Для художника важны не личности зрителей, они и поданы в одной общей массе, но художник каким-то удивительным образом сумел передать единство зала и оркестра. Причем оркестр как таковой в картину не вошел, но его присутствие ощущается во всем — и в уверенном дирижерском взмахе, и в использовании яркой краски, и во всей патетике репинского произведения.

Особое внимание приковывается у музыканту — он выведен в момент вдохновения, он весь в полете музыки, ее звуков; вся его фигура выражает энергетику[6][4].

Лицо музыканта — с резкими складками у губ и пристальным, пронизывающим насквозь, взглядом — отражает его нервную трепетность, экзальтированность, погруженность в музыку[6].

Поза, запечатленный жест, глаза — всё отражает порывистый, сильный характер музыканта. Художник достигает такого эффекта собственными энергичными мазками краски, летящими на полотно, словно это тоже музыкальные звуки… Этой манерой художник словно нашел соответствие своего творчества и творчеству того, кому он посвятил этот портрет.

Эта картина И. Е. Репина представляет интерес как позднее произведение мастера — в этот период ему исполнялось 70 лет, — активно использующего в своем творчестве достижения современной живописи. Репин по-импрессионистически высветляет краски, смягчает контуры, передает свечение толщи воздуха. Эффект парадности усилен за счет низкой точки зрения и подчеркнутой торжественности золотисто-красного колорита[1], и монументальностью фигуры дирижера за пультом[6].

Творчество Рубинштейна как пианиста

Антон Рубинштейн был уникальным самобытным пианистом, покорившим сердца многих своих современников. Его игру отличала большая мощь и необычайное умение создавать яркий художественный образ произведения. При этом созданию яркого целостного образа не мешали даже технические неточности, которые, по его собственному признанию, Рубинштейн во множестве допускал, — «полконцерта под рояль», как он иногда говорил про свою игру.[17]

Бельгийский композитор Анри Вьётан признавался: «Его власть над роялем — это нечто невообразимое; он переносит вас в другой мир; все механическое в инструменте забыто. Я всё ещё нахожусь под влиянием всеобъемлющей гармонии, сверкающих пассажей и грома сонаты Бетховена op.57 [Appassionata], которую Рубинштейн исполнил для нас с невообразимым мастерством»[18].

Так отозвался о его творчестве С. В. Рахманинов:

Рубинштейн был чудом в смысле техники, и всё же он признавался, что делал промахи. Возможно, они и были, но при этом он воссоздавал такие идеи и музыкальные картины, которые смогли бы возместить миллион ошибок. Когда Рубинштейн был чересчур точен, его исполнение теряло какую-то долю своего восхитительного обаяния. Я помню, как однажды на одном из концертов он играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы. Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память. Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение — далёким от совершенства машины.[19]

7 стр., 3267 слов

Рассуждение на дискуссионную тему по картине И. Е. Репина Бурлаки на Волге

... изображен на переднем плане картины? ( Это бурлаки) А кто знает, кого называли бурлаками? (Это люд и, которые тянули суда с грузом) Когда жил Репин, по рекам уже ходили пароходы, но богатым ... бы он не заявил о себе: портреты, портреты-типы, портреты-картины. Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная. В бытовой живописи Репиным создано монументальное полотно «Крестный ход в ...

[править] Дальнейшая история произведения

Еще во время работы над полотном Репин познакомился с купеческой семьей Шихобаловых из Самары; члены этой богатой семьи заинтересовались творчеством художника и договорились с ним о приобретении двух картин. Их заинтересовали два произведения Репина: «Бельгийский король Альберт» и «Портрет дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна», и они терпеливо ждали завершения работы. Обе эти картины Репин закончил в 1915 году, и тогда же они были проданы Шихобаловым[1][4].

Эти две картины находились в особняке Шихобаловых в Самаре. Они благополучно пережили первые месяцы после Октябьской революци 1917 года, но уже в апреле 1918-го богатый купеческий особняк был разграблен (пардон — национализирован).

Вся коллекция Шихобаловых — вместе с картинами Репина — была передана в Самарский городской музей (ныне Самарский художественный музей).

Ныне обе картины И. Е. Репина являются основой постоянной экспозиции Самарского художественного музея[1].

Личная жизнь

О личной жизни Антона Рубинштейна известно совсем немного. Основные факты связаны с Петергофом, где пианист с молодой женой Верой Александровной Чикуановой впервые появился в 1866 году.

В дальнейшем семья, в которой появились трое детей, приобрела дом в этом живописном городке под Санкт-Петербургом и разместилась в деревянной постройке с башней, террасой и фруктовым садом.

Документальный фильм «Антон Рубинштейн. Истории из жизни российских музыкантов»

Кабинет Рубинштейна находился на 2-м этаже и был оборудован согласно его скромному вкусу. Там находились черный рояль, диван и этажерка с нотами, а на стенах висели фотографии жены и детей: Якова, Анны и Александра. Именно там композитор сочинил мелодию «Стрекот цикад» и другие произведения, наполненные звуками природы.

Гостеприимная хозяйка Вера Александровна окружала мужа уютом и не давала скучать, приглашая в гости членов культурного общества России. На даче Рубинштейнов часто бывали московский голова С. М. Третьяков, художник Э. К. Липгарт, музыкант К. Ю. Давыдов и поэт Я. Полонский.

[править] Источники

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-kartine-repina-portret-rubinshteyna/

  1. ↑ 1,01,11,21,31,41,51,61,7 Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна
  2. Музыкальный справочник // АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ РУБИНШТЕЙН /1829—1894/
  3. Рубинштейн Антон Григорьевич
  4. ↑ 4,04,14,24,3 Сочинение по портрету пианиста, дирижёра и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина
  5. ↑ 5,05,1 Коллекция: мировая художественная культура // Портрет А. Г. Рубинштейна. 1881. ГТГ
  6. ↑ 6,06,16,26,36,46,56,6 Описание картины И. Е. Репина «Портрет А. Г. Рубинштейна»
  7. Репин и музыка
  8. И. Е. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна. 1887
  9. Илья Ефимович Репин: Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. 1909—1915

Смерть

В 1893 году Рубинштейн потерял младшего сына Якова Антоновича, умершего в 20-летнем возрасте. Утрата, усугубленная серьезной простудой, подхваченной на гастролях в Дрездене, подкосила здоровье пианиста.

14 стр., 6556 слов

Кончаловский петр «а.н. толстой в гостях у художника» описание картины, анализ,

... как узор ковра…». Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941 Петр Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника», ... данного периода, в сиенском портрете просматривается влияние ... образа. Вот как описывает картину Всеволод Иванов: ... сочинения Пушкина, Лермонтова с иллюстрациями лучших художников. Таким образом, Кончаловский смог общаться с Суриковым, Коровиным, Врубелем и другими. В ...

Вернувшись на дачу в мае 1894 года, Антон Григорьевич с головой окунулся в работу и окончательно «добил» измотанный организм. Врачи и близкие просили его изменить образ жизни и уделить время отдыху, но музыкант никого не слушал.

Могила Антона Рубинштейна / Алекс Бахарев, Википедия

В итоге к концу осени Рубинштейн постоянно пребывал во взбудораженном состоянии и начал страдать от бессонницы и боли в левой руке. Вечер 19 ноября пианист провел за картами в компании друзей и близких, а ночью у него возникли трудности с дыханием, едва позволившие дожить до приезда врачей.

Растирание и подача кислорода не спасли великого музыканта, и причиной его смерти 20 ноября 1894 года стал острый сердечный приступ.

В течение недели гроб с телом Рубинштейна стоял в зале петергофской дачи, а затем его перевезли в Троицкий собор столицы и после отпевания похоронили на кладбище Александро-Невской Лавры.