Конспект по русскому языку: по картине В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег»)

формирование умения раскрывать тему;

  • отбор словаря по теме;
  • развитие речи детей, орфографической зоркости, наблюдательности и любознательности;
  • вызов желания делиться своими впечатлениями;
  • формирование умения строить предложения и связывать их между собой;
  • обучение построению связной письменной речи;
  • воспитание любви к родной природе;
  • Ход урока

    1. Сообщение темы урока.

    — Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Работать будем два урока. На первом уроке будем готовиться, на втором – писать сочинение.

    2. Подготовка учащихся к восприятию картины

    а) — Какой сейчас месяц? (ноябрь)

    • К какому времени года относится ноябрь? (к поздней осени)
    • Какие изменения происходят в природе, характерные

    Небо, солнце, осадки, почва – неживая природа, Деревья, люди – живая природа.

    б) Упражнения при подготовке к сочинению.

    • Подберите к словам признаки поздней осени.

    Осень: золотая, ранняя,

    Небо: яркое,

    Ветер: ласковый, резкий,, Снег: мокрый, серый,, День: солнечный,

    в) — Прочитайте отрывки из произведений о поздней осени, приготовленные вами дома. (6-7 человек).

    г) – Прочитайте стихи об осени, подготовленные дома. Обратите внимание на слова, которые характеризуют именно позднюю осень.

    д) – Чем поздняя осень отличается от золотой осени? (красками)

    • Вы хорошо поработали дома, ваш материал могут использовать другие дети в своих работах.

    3. Рассматривание картины под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь»

    • Молча рассмотрите картину, полюбуйтесь ею, подумайте над ее содержанием.

    4. Анализ картины. Беседа.

    • Какое время года изображает художник? Назовите признаки поздней осени. Опишите берега реки.
    • В каких красках нарисована картина?
    • Почему выбраны такие краски?
    • Какой день изображает художник? (пасмурный осенний день, тучи тяжелые, серые, мутные)
    • Какое настроение вызывает картина? (грустное, печальное, тихую грусть)
    • Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, что изображен первый день осени, а не

    последний день весны? (краски неба, кустов, берегов реки и т.д.)

    5 стр., 2273 слов

    Сочинение правда ли что осень лучшее время года

    ... даже в относительно пасмурный день, никакого случайного загара по форме майки и футболок, пропитанных потом. 2. Стало легче следить за своей формой Осень - лучшее время, чтобы наконец заняться ... засмеется. Вешняя пора - поел да со двора. Вешний день - что ласковое слово» . Русский дом. (Универсальный свод календарей 1994 - 2000 гг.) - Нижний Новгород: Нижний Новгород, 1994, с. 34-35. ...

    • Чем вам понравилась картина?

    5. Составление плана сочинения.

    — О чем напишем в начале сочинения? (о том, что на картине изображена… поздняя осень, русская природа поздней осенью)

    I. Скромная русская природа.

    — Какие признаки поздней осени можно увидеть на картине? Обратите внимание на передний план картины: на реку, на то, как она поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов, на ее берег, заросший небольшим лесом и кустарником, на дерево, одиноко стоящее в глубине.

    — Перечислите другие приметы поздней осени, характерные для пасмурного осеннего дня. Опишите небо, тучи, снег.

    • Озаглавьте второй пункт плана.

    II. Пасмурный осенний день.

    • Какое настроение вызывает эта картина? (тихую грусть вызывают картины поздней осени)
    • — Озаглавьте третий пункт плана.

      III. Настроение человека в дни поздней осени.

    6. Устное рассказывание по плану и словарная работа.

    Учащиеся подбирают слова, необходимые для точного описания картины. Учитель их записывает на доске, рядом с планом.