Возрожденные имена (ТВОРЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ В XX ВЕКЕ)

Возрожденные имена

(ТВОРЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ В XX ВЕКЕ)

Любое произведение литературы неразрывно связано с той страной, в которой родился и вырос его автор. Писа­тель творит национальный духовный мир с высоким созна­нием своей ответственности, своего писательского призва­ния и общественного долга. В этом заключается творчес­кая свобода.

Но если мы посмотрим на историю России, то увидим, что творческая свобода нередко оборачивалась для писа­телей преследованиями и даже изгнанием. Особенно когда писатель направлял свои обличительные стрелы против власти и тех, кто олицетворял эту власть. Уже в XI веке власть в лице великих князей ревностно воспринимала критику в свой адрес. И первым писателем, на которого обрушился княжеский гнев, был киево-печерский игумен Феодосий. Затем было смещение митрополита Иллариона — автора «Слова о законе и благодати», ссылка в Тмутара­кань летописца Никона.

Так служение литературе с момента своего зарожде­ния приобретает в России черты жертвенничества и мученичества. И последующие столетия лишь подтверж­дают это: автор «Моления» Даниил был заточен, Максим Грек переводился из одной монастырской тюрьмы в дру­гую, протопопа Аввакума и его друга Епифания сожгли за «великие на царский дом хулы». Эти примеры сами по себе уже как бы предсказывали будущие преследования за гневные обращения к власти Радищева, Пушкина, Ча­адаева, Лермонтова, Рылеева, Льва Толстого, Достоевс­кого и других. Писателей подвергали опале, отправляли в ссылку, заточали в тюрьмы.

Писатели всегда были олицетворением нации, лучшими представителями национальной интеллигенции. Но после октября 1917 года вождь большевиков Ленин сказал: «Ин­теллигенция — это г…но!». И этот вывод на многие годы определил отношение новой власти к писателям и их твор­честву.

Но были в России и другие писатели — те, кто оказал­ся в 1918 году на знаменитом «философском пароходе». Они вынуждены были покинуть родную страну, чтобы уже ни­когда не вернуться обратно. И новая власть пыталась вы­черкнуть их имена из истории страны. А сегодня мы зано­во открываем для себя имена, за которыми трагическая судьба, трагическое творчество и трагическое прошлое нашей родины.

Одним из них является имя Владимира Набокова. Его творческая и жизненная судьба во многом типична для тех русских писателей, которые оказались в эмиграции. Но есть в ней и отличительная особенность: почти никто из писателей русской эмиграции так и не стал французским, немецким или английским писателем. Набоков им стал — известным американским писателем, творчество которого до сих пор остается неразгаданной тайной. И как от траге­дии Софокла «Царь Эдип» существует понятие «Эдипов комплекс», так после романа Набокова «Лолита» в среде американских профессиональных психоаналитиков — «ком­плекс Лолиты».

2 стр., 846 слов

Творческий путь писателя (Михаил Александрович Шолохов)

... контрреволюционного восстания казаков. Эта страница гражданской войны до Шолохова была плохо изучена историками. Писатель проделал громадную работу, собрав большое количество подлинных документов, ... “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар” —произведения позже объединенные писателем в “Донские рассказы”. В них Шолохов покажет беспощадную правду гражданской войны, которая разделила вчерашних друзей, даже ...

Набоков пришел в русскую литературу на излете «се­ребряного века» как поэт. Его тогда называли «поэтичес­ким старовером» — за необыкновенную приверженность к классической поэтической традиции.

Несмотря на критику, Набоков и не думал меняться. Он оставался самим собой, хотя родился в один день с Шекс­пиром и ровно через сто лет после Пушкина. И это уди­вительное совпадение он любил подчеркивать на протяже­нии всей жизни.

Его отец был известным юристом и одним из основате­лей партии народной свободы — кадетской. До революции Набоков успел закончить Тенишевское училище, в котором царил дух внесословной демократичности и которое слави­лось высоким уровнем преподавания. А вскоре после рево­люции семья оказалась в Крыму, где отец некоторое вре­мя был министром юстиции. Но весной 1919 года на грузо­вом греческом судне «Надежда» семья Набоковых покида­ет пределы России, чтобы никогда уже не вернуться об­ратно. Осознание потери всего, чем была Родина для На­бокова, пришло в Кембридже, где он учился с 1919 по 1922 год. Именно в это время Набоков, по меткому выра­жению критиков, начинает разрабатывать золотые копи ностальгии, которых ему хватит на всю последующую жизнь.

В 1922 году Набоков поселился в Германии. В 20-е годы Берлин являлся литературной и интеллектуальной столи­цей русской эмиграции. И в том же году произошло в жиз­ни Набокова трагическое событие, которое потрясло пи­сателя настолько, что он впервые поставил под сомнение веру в Бога: на одном из эмигрантских собраний был убит его отец, заслонивший своей грудью П. Милюкова от пули монархиста.

Вместе с тем, берлинский период в жизни Набокова стал самым плодотворным в творческом плане. Здесь были -написаны произведения, которым суждено было стать ве­хами русской эмигрантской литературы: «Машенька», «За­щита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Одновре­менно в берлинской и парижской прессе печатались его стихи, романы, переводы, рассказы, рецензии.

В 1937 году Набоков переехал в Париж. По признанию самого писателя, роман «Дар» стал завершением его «ро­мана» с русским языком и литературой. В 1940 году он пе­ребрался за океан, а в 1945 году стал гражданином США. С этого времени закончился русский период его творче­ства и начался американский, когда он стал писать на английском языке.

Еще в европейский период жизни за границей агенты НКВД пытались уговорить Набокова вернуться в Россию. Писатель отказался от представившейся возможности. Мне кажется, он понимал или предвидел, какая участь ему уготована.

В 1960 году Набоков снова перебрался в Европу. Он по­селился в Швейцарии, где и умер в Лозанне в 1977 году. Можно почти с уверенностью сказать, что образ Родины, образ России — осознанно или бессознательно — не по­кидал Набокова всю жизнь.

10 стр., 4858 слов

Культурная жизнь советского государства в период хрущёвской «оттепели»

... оттепели» рубежа в годы перестройки стало закономерным. Этот период отмечен более глубоким и обьективным подходом в изучении культуры и духовной жизни СССР периода «оттепели». Либерализация всех сфер жизни ... внутренней документации позволяют рассмотреть происходившие в период «оттепели» изменения в культурной жизни страны: литературе, изобразительном искусстве, кинематографе, музыкальной и ...