Пейзажная лирика Тютчева

Как известно, поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы.

Тютчев называл себя «верным сыном» «матери-Земли» и во многих стихотворениях говорил о своей любви к ней. «Мать-Земля» в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев.

Он подчеркивал, что немецкий пейзаж (большую часть времени за границей Тютчев жил в Мюнхене) может вызвать у него прилив

вдохновения, только если напомнит родные места.

Весна в лирике Тютчева. Большое количество произведений Тютчев посвятил весне — времени пробуждения и торжества природы. К ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта. Самые известные стихотворения — «Весенняя гроза» и «Весенние воды». Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования.

Тютчев стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение природы и души человека («Еще земли печален вид. «); победа нового над старым, жизни над смертью («Зима недаром злится»).

Бессмертным

могущественным божеством весна предстает в торжественной оде «Как ни гнетет рука судьбины. «.

Обожествление природы. Природу Тютчев называл «Великой Матерью», по сравнению с которой человек — всего лишь «злак земной», «беспомощное дитя», «греза природы». По его глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут «златотканный покров» внешнего мира. «Клокочащие страсти» этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с душевным состоянием человека — одна из центральных особенностей пейзажной лирики Тютчева.

Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или иносказательно объяснял внутренний мир человека («Фонтан», «Обвеян вещею дремотой. «).

Тютчев буквально боготворил природу и даже вступал в ожесточенную идейную полемику, отстаивая ее независимость от человеческой жизни («в ней есть душа, в ней есть свобода»).

Природа в его произведениях всегда выступает в качестве одушевленного целого. Поэт часто использовал мифологические образы и олицетворения, подчеркивающие таинственную жизнь природы (полдень «лениво дышит», небесная лазурь «смеется», вечер озарен «кроткой улыбкой»).

1 стр., 482 слов

Изображение природы в лирике Ф.И. Тютчева

... основного предмета изображения, а в лирике Тютчева природа захватывает доминирующее положение. Непосредственно в пейзажной лирике выражаются характерные черты мировоззрения данного незаурядного стихотворца. Пейзажной лиризм выделяется философской глубиной. Природа для него обладает высшей ...

Внимание поэта к конкретным деталям. Тютчев умел подметить самые характерные детали в пейзаже, по которым читатель восстанавливал в своем воображении целостную картину: «первый желтый лист» наступающей осени, «медовый запах» августа, «тонкий волос» паутины на сжатой полосе и т. д.

Чуткость к конкретным деталям свидетельствовала о переходе поэта от романтизма к реализму. Помимо зрительных, поэт всегда старался подобрать максимально точные слуховые определения явлениям природы. Ярким примером служит одно из самых известных произведений Тютчева — «Весенний гром». Оно изобилует разнообразными звуками: «грохочет», «птичий гам», «смеясь».

Заключение. Тютчев по праву заслуживает звания «певца природы». Его пейзажная лирика отличается тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. По поводу стихотворения «Весенние воды» Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну. «. Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики.

Пейзажная лирика Тютчева 1Пейзажная лирика Тютчева 2Пейзажная лирика Тютчева 3Пейзажная лирика Тютчева 4Пейзажная лирика Тютчева 5 1

оценок, среднее:

5,00

из 5)