Бетховен «Патетическая соната»

Предмет «Музыкальная литература», Класс отделения «Фортепиано», «Народные инструменты» (7.04), Тема «Кантата»

Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=rlmKUOnOcsM&feature=emb_logo

Задание

Письменно ответьте на вопросы, ответы отправьте мне, Для какого состава написана кантата?, Какую тему воспевает это произведение?, Что легло в основу кантаты?, Перечисли название частей кантаты, Кто такой Александр Невский?

Уважаемые родители, обращаюсь к Вам с просьбой помочь детям ознакомиться с материалом и выполнить задания. Работу ребёнка сфотографировать и отправить мне на

Whatsapp 89129778103 или эл.почту sevostyanova0170@gmail.com, сот.тел. 89195763068

Класс отделение «Хоровое пение» (10.04)

5 класс отделения «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» (11.04)

Тема: Бетховен «Патетическая соната»

Прочитайте текст :

Людвига ван Бетховена, История создания

Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена — князю Лихновскому.

Во время написания произведения композитор находился на пороге тридцатилетия. Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны. Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в «Патетической сонате ».

Людвига ван бетховена 1

Впервые соната была опубликована в 1799 году. Это была настоящая премьера для общества. Не каждый человек мог понять настоящего новаторского языка, поэтому разгорелся нешуточный спор между людьми, желавшими сохранить старое и между новаторами, которые хотят идти вперед и не боятся нового и интересного. Прежде ни одно фортепианное произведение не вызывало столь бурного обсуждения. Бетховен же спокойно отнесся к реакции общества, он привык к тому, что его музыка вызывает у людей неоднозначные чувства.

Интересные факты:

  • Именно, глухота побудила Бетховена на сочинение многих из произведений, имеющих драматичную или даже трагедийную концепцию. Первые признаки потери слуха были замечены в 1797 году. К моменту написания Восьмой сонаты он уже плохо слышал. Стоит отметить, что к появлению данного недуга привела привычка Людвига перед очередным сочинением произведений опускать голову в ледяную воду.
  • Впервые услышав Восьмую сонату Бетховена, Гайдн , будучи бывшим учителем Людвига, сказал, что у него появилось чувство, будто композитор имеет несколько голов вместо одной, несколько горячих сердец вместо одного и несколько душ вместо одной! Его до глубины души поражает воображение и фантазия автора. Потом Гайдн помолчал и добавил, что в его музыке всегда можно найти что-то непреодолимо мрачное и угрюмое, такое, что по-настоящему выражает стиль композитора.
  • Знаменитый пианист Игнац Мошелес в возрасте 10 лет разучил на память нотный текст произведения и исполнял его перед самой разнообразной публикой. По его рассказу, всегда находились люди, которые либо были безмерно восхищены новаторством, либо те, кто скучал, не понимая красоты музыкально-выразительных средств, используемых автором.

    5 стр., 2484 слов

    Музыка Бетховена. Патетическая и лунная соната

    ... на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната. Грубый, самолюбивый на ...

    Примечательно, что ноты маленький пианист не мог приобрести за неимением средств, поэтому переписал их ночью, пока никто не видел. Все было бы хорошо, если бы однажды он не проболтался о своем «героическом» поступке учителю. Тот был в бешенстве и выгнал его из учебного заведения. Но все к лучшему, ведь мальчик попал на обучение к Бетховену.

  • В консерваториях Вены запрещали играть данное произведение, так как единственными по-настоящему ценными композиторами, полезными для изучения, там считались Бах , Моцарт и Клементи.
  • Автор верил в то, что сможет преодолеть все невзгоды, уготовленные ему судьбой, что когда-нибудь он вновь сможет слышать музыку. Возможно, поэтому финал носит столь оптимистичный характер. В дальнейшем тема судьбы станет непреодолимой болью композитора.

Содержание «Патетической сонаты»

Мало кому известно, но Людвиг ван Бетховен всерьез увлекался философскими учениями современных для него мыслителей. Свое название соната получила именно от автора. Термин «Патетика», впервые был употреблен известнейшим философом Фридрихом Шиллером. Патетика означает силу трагедии, страсть к торжеству справедливости.

Ромен Роллан подчеркивал, что в основе произведения лежит именно театрализованная драма. Так он предполагал, что композиция строится именно по средствам драматургии, в том числе с использованием стандартной схемы:

  1. Экспозиция главных героев (судьбы, как назначение рока, и борьбы человека).

    Лейтмотив судьбы звучит уже в первых тактах. Впервые вступление становилось темой, которая пронизывала сочинение от начала до конца.

  2. Завязка конфликта происходит в первых тактах произведения.
  3. Кульминация. Достижение высшей драматической точки произведения.
  4. Развязка в коде третей части. Человек победил злой рок.

«Патетическая соната» Бетховена

  1. Первая часть в темпе Allegro con brio с медленным вступлением в темпе Grave.
  2. Вторая часть написана в темпе Adagio cantabile.
  3. Третья часть создана в форме скорого рондо.

1-я часть (слушать)

2-я часть (слушать) https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=0njpfL1tXEg&feature=emb_logo

3-я часть (слушать)

https://vk.com/video11645262_456239604

В произведении остро противопоставлены два мира: а именно мир грез и мечтаний героя и мир реальный, имеющий начало злого рока. На протяжении всего произведения судьба вторгается в мир героя, окрашивая его в темные тона.

  1. Первая часть . Противопоставление образов человека и фатума. . Борьба страстного к идее героя и неумолимого рока. Конфликт накаляется постоянным повторением темы судьбы. Кажется, что атмосфера накаляется и ведет к безысходности. Материал постоянно развивается, создавая более острые углы конфликта. Лишь в коде главная тема лирического героя звучит убедительно и «последнее слово» остается за человеком.
  2. Вторая часть произведения открывает новые грани мира лирического героя. Слушатель попадает в мир мечтаний, грез и вдохновения. Форма части — рондо с контрастными эпизодами. Если первый эпизод дополняет и усиливает интонации рефрена, то второй эпизод привносит ощущение драматизма, он сочинен в миноре и является кульминационной точкой данной части. Меняется настроение рефрена в последнем проведении, оно становится беспокойным, из-за применения триольных интонаций, и создает ощущение грядущей в музыке бури.
  3. Третья часть написана в форме рондо и открывает новые грани характера человека. Он готов бросить вызов фатуму, герой считает, что не бывает непреодолимых ситуаций. Энергичные пассажи, необычно выстроенные в плане гармонии того времени кадансовые обороты — все это утверждает намерения лирического героя. Рефрен написан в основной тональности, а именно в c-moll, что является напоминанием о нелегкой доле человека, о его пути, который наполнен грустью и печалью. Эпизоды являются размышлениями, они отражают чувства, переживания, а также безудержное стремление к победе. Конфликт в коде имеет завершение в позитивном ключе. Человек победил злой рок, он оказался сильнее фатума.

Содержание патетической сонаты  1

В сонате ярко выражен характерный для Бетховена фортепианный стиль, который серьезно разнится с творчеством французских мастеров клавесина. Яркая красочность аккордов, охватывающих диапазон всей фортепианной клавиатуры присуща композиторской манере Бетховена. Динамическая и образная контрастность присутствует в каждой из частей произведения. Использование контрастных по звучанию регистров. Прямота и ясность гармонии вместо орнаментальности и узорчатости. Активное применение педали, что было редкостью для пианистов и композиторов той временной эпохи. Все это помогает Бетховену создать по-настоящему индивидуальный, характерный стиль. В последствие, музыка стала эталоном выражения драматизма, и достижения ясности музыкальной мысли.