Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! Пока моих ребятишек и меня «наказали» карантином, занялась проверкой тетрадей, которые как-то сразу накопились за один учебный день. Проверяла тетради по литературному чтению у четвероклассников. Было задано написать отзыв о прочитанной сказке «Дикие лебеди». Посмотрела работы и поняла, ну, что -то я не так сделаю.
Буду разбираться. Занимаемся мы по программе Л.Ф. Климановой. В 1 и 2 классах учила давать устную оценку поступкам героев, характеристику героев, учила высказывать своё мнение, что понравилось в произведении, чему учит нас автор? Работая со мной, ребятишки рассуждают, не боятся высказать свою точку зрения, но самостоятельно работать могут не все. Во втором классе ребята пробовали давать характеристику в письменной форме. Класс-комплект, поэтому много говорить на эту тему на уроке нет времени, учу большую часть заданий выполнять письменно.
3 класс. Даётся определение понятия отзыв — мнение, суждение о прочитанной книге, содержащее оценку поступков и происходящих событий . Составляли с ребятами отзыв о прочитанном произведении Л. Каминского «Сочинение «. Автор рабочей тетради Т. Коти предлагает ребятам и схему рассуждения. Даю эту схему и вам, может кому пригодится. Считаю её удобной, распечатала ребятам, так как нужны такие схемы часто на уроках литературного чтения.
Отзыв о прочитанном произведении
1. Автор________________
2. Название произведения _____________________
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки) ________________________
4. Основная тема произведения (о чём?) ____________________________
5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?__________
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?_________________________________
7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.______________
8. Есть ли среди героев произведения кто-то похожий на вас или ваших друзей?_________
9. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы знаете?_______________
Основные ошибки, которые допускают учащиеся:
1. Отвечают на вопросы одним словом. (Помните, ответы на вопросы должны быть развёрнутыми. Например: «5. В произведении Л. Каминского «Сочинение» наиболее интересным персонажем мне показалась Оля, потому что она не побоялась сказать Лене, что девочка пишет неправду о своей помощи маме.»
2. В своих отзывах ребята стараются пересказать содержание произведения, не давая при этом оценок поступкам и словам главных героев.
3. На вопрос: «Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?» некоторые ребята отвечают:» На меня произвело хорошее впечатление произведение» или «Мне понравился рассказ» А чем понравился? Почему понравился или не понравился? В отзывах не уточняется. Помним? Главный вопрос у нас ПОЧЕМУ?
отзыв книги о природе
Авторы учебника предлагают следующий план.
1. Название произведения.
2. Автор.
3. Главные герои (их описание, характер, поступки, речь).
4. Тема и основная мысль произведения.
5. Ваше впечатление от прочитанного произведения.
Ошибки аналогичные, что и в предыдущей работе. Но выявила ещё одну проблему: малый словарный запас у моих деточек: с трудом подбирают синонимы, используют художественные средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафоры, хотя в произведениях всё это находят и называют.
Но вернусь к 4 классу. В устной форме отзывы составляем почти на каждом уроке. Но когда дело доходит до индивидуальной работы, будто ничему и не учила. В этом классе Л.Ф Климанова даёт следующее определение: «Отзыв — это ТЕКСТ, в котором содержится оценка прочитанного произведения, выражено личное отношение к нему « Здесь уже ребята должны разбираться в видах текстов. А мы знаем три вида (всё у той же Климановой)
Текст — рассуждение
2. Текст — повествование — это рассказ о том, где, когда и при каких обстоятельствах читатель узнал о книге, как он её читал, какое впечатление сложилось о ней и т.п.
Текст — описание
Отзыв ребят может включать разные виды текстов. Используем памятку с . В учебнике и в рабочей тетради даётся план работы над отзывом.
Ошибки:
1. Односложные ответы на вопросы.
2. Отзывы сводятся к пересказу произведения.
3. Нет подробной характеристики главного героя., Из шести работ, которые сдали ребята хотела отметить два отзыва.
«Я недавно прочла книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» В сказке мне понравилась главная героиня — Элиза. Она была милая, добрая, вежливая, трудолюбивая, ответственная, доброжелательная. Основная мысль произведения Андерсена — взаимовыручка сестры и братьев. Элиза, спасая братьев, не пожалела своих красивых рук, шила им рубашки из жгучей крапивы. Делать ей это приходилось молча, не проронив ни слова, не отвечая на оскорбления окружающих людей, потому что она знала, что только она может помочь своим братьям. Они в свою очередь, когда Элизу хотели сжечь на костре, прилетели её спасать. Мне понравилась эта сказка, так как она учит нас любить и уважать своих родных и близких» Иванова Виктория.
«События, которые описываются в сказке происходят во время правления королей. Где в прекрасных замках живут короли и королевы, принцы и принцессы.
В сказке Г. — Х. Андерсена один из главных героев — король, который прислушивается только к своей жене. Она- мачеха, не любила его детей. У короля была дочь Элиза с открытой душой и добрым сердцем и одиннадцать сыновей, которых мачеха превратила в диких лебедей.
Главная мысль сказки заключается в том, что если ставишь перед собой цель, то нужно идти к ней, как бы не было трудно, не смотря на все препятствия.
Сказка заставляет нас задуматься о том, какие благородные поступки совершала эта хрупкая девушка, и что сделал бы в её ситуации я?
На протяжении всего чтения сказки, автор заставляет нас переживать, сочувствовать, удивляться. »
Коллеги, а как Вы работаете над этой темой? Может у кого имеются свои «секретики»? Поделитесь, пожалуйста, опытом.
На эту же тему можно читать