«Бабочки» (Модель «Бережное отношение к природе»)

Название проектной задачи

«Бабочки»

(Модель «Бережное отношение к природе»)

Предмет

Литературное чтение, , окружающий мир.

Класс

2 (3)

Вид задачи

Межпредметная одновозрастная проектная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на её основе осуществлять выбор оптимального решения. Сотрудничество учащихся в малых одновозрастных группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир:

  • умение выделять существенную (необходимую) информацию в тексте;
  • умение оформлять законченную мысль (находить соединять начало и конец пословиц и поговорок);
  • умение преобразовывать художественный текст (мини-сочинение от лица героя);
  • создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром (синквейн «Лес», «Бабочка»);
  • конструирование модели «Бабочка», раскрашивание модели в соответствии с заданным текстом.

Общеучебные умения:

Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах:

словесное описание проектной задачи; набор текстов различных жанров (рассказы, научные тексты, пословицы и поговорки); иллюстрации с изображением различных бабочек алгоритм к написанию нерифмованного стихотворения из 5 строк (синквейна) .

Работа в малой группе:

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоения материала по различным предметам и возможностей применять его в нестандартных условиях; умения, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» — иллюстрированный журнал «Правила поведения в лесу».

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём наблюдения и оформляется в виде оценочного листа.

Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями.

Оборудование и материалы

Видеофильм; набор текстовых заданий; комплект «Оценочных листов работы групп № 1 — №4; листы А4; карандаши, фломастеры, клей-карандаш, подкладные листы для работы с клеем.

Этапы урока решения проектной задачи:

Анализ (постановка учебной задачи).

— «Ребята, нам предстоит сегодня решить одну очень необычную задачу. А для её решения, сначала посмотрим отрывок из кинофильма. Дети читают на экране название: «Самый дружный наш отряд».

— Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь? Дети высказывают свои предположения.

— А теперь пришло время посмотреть и определить тему нашей задачи. Дети смотрят отрывок.

— Кто герои фильма? Где происходят события? Правильные ли мы делали предположения? Почему? Какой совет вы бы дали этому «дружному отряду»? Как бы вы назвали просмотренный отрывок? Дети высказывают своё мнение. (Удивительные бабочки!)

— Нам сегодня предстоит для этих ребят создать модель, чтобы люди бережнее относились к окружающей среде.

— Для решения задачи вам потребуются знания и умения по нескольким школьным предметам: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство; технология, а также пригодится умение ценить и уважать мнение своих одноклассников. Задача состоит из 4 заданий. Если мы их успешно выполним, то в конце урока объединим решения в одно целое и получим свою модель «Удивительные бабочки». Очень важно правильно распределить работу между членами группы. (Дети выбирают «контролёров» — лидеров групп, которые распределяют работу, оценивают результат работы по критериям).

Моделирование. Решение задачи в группах.

Задание для группы №1.

Ознакомьтесь с текстами Бабочки — самые известные и самые красивые из насекомых. Найдите и подчеркните особенности бабочек Заполните таблицу: Среда обитания, строения, окрас.

Тексты к заданию №1.

Бабочки — самые известные и самые красивые из насекомых. Древние римляне верили, что бабочки произошли от цветов, спорхнувших с растений.

«Бабочки» (Модель

Гусеница бабочки цекропии

Бабочки (чешуекрылые) являются одним из самых многочисленных отрядов насекомых. Он включает в себя около 150 тыс. видов, распространенных по всему миру. Особенно разнообразны бабочки в тропиках. Представители этого отряда имеют по 2 пары широких крыльев, с размахом от 3—8 мм (у молей) до 20—30 см (у тропических совок и павлиноглазок).

Крылья покрыты чешуйками (видоизмененными уплощенными волосками), которые, подобно черепице на крыше, расположены правильными, налегающими друг на друга рядами. Рисунок на крыльях создается сочетанием окрашенных чешуек, содержащих различные пигменты, и бесцветных, преломляющих лучи света и придающих окраске металлический блеск. Бабочки хорошо летают, некоторые из них способны совершать дальние миграции, ежедневно преодолевая сотни километров. Обычно верхняя сторона крыльев окрашена ярко, а нижняя тускло. Иногда окрас, рисунок и форма крыльев делают их похожими на сухие листья с жилками, пятнами гнили, и сидящая на ветке бабочка становится практически незаметной. У некоторых видов передние крылья имеют покровительственную окраску, а задние — яркую, отпугивающую врагов. Ротовые органы бабочек преобразованы в мягкий, спирально закрученный (длина до 10 см) хоботок, приспособленный для высасывания жидкой пищи (в основном нектара цветков), у некоторых (молей) хоботок отсутствует.

«Бабочки» (Модель

Куколка бабочки

Бабочки относятся к группе насекомых с полным превращением. Обычно самки откладывают яйца на листья растений. Из яйца выходит червеобразная личинка (гусеница).

Она снабжена грызущим ротовым аппаратом и тремя парами ног. Как и бабочки, гусеницы отличаются разнообразной, иногда причудливой окраской, у многих на теле имеются устрашающие выросты. Гусеница активно питается, растет, линяет и превращается в куколку. У некоторых видов (например, шелкопрядов) куколка защищена коконом, сплетенным гусеницей из шелковистых нитей. Из куколки через некоторое время выходит крылатая бабочка. Одни бабочки дают до двух поколений в год, у других развитие одного поколения занимает 2—3 года. Зимуют гусеницы и куколки, иногда яйца, реже бабочки, которые, как правило, погибают к зиме.

В силу различных причин (осушение болот, вырубка лесов, покосы, применение пестицидов, бесконтрольный отлов) численность многих видов сокращается. В Красную книгу России внесено более 100 видов бабочек.

«Бабочки» (Модель

Махаон

Парусники, или кавалеры, относятся к дневным видам. Это крупные бабочки с размахом крыльев до 25 см. Окраска у парусников яркая, у некоторых тропических видов с металлическим блеском. Часто на задних крыльях имеются хвостообразные выросты. Представителей этого семейства можно встретить на всех континентах. Большинство из них обитает в тропиках. На сегодняшний день описано около 550 видов, из них 30 населяет территорию СНГ. К этому семейству относятся самые красивые бабочки нашей фауны — , махаон, подалирий и др.

Задание для группы №2.

Прочтите рассказ «Значение бабочек в жизни леса» Подчеркните в тексте ответ на вопрос: «Какие бывают бабочки, чем они питаются, где обитают самые крупные бабочки, значение бабочек в жизни леса. Как бы вы хотели, чтобы люди, приходя в лес, обращались с бабочками? Напишите обращение, начиная так: Люди! Я прошу вас …»

Текст для задания №2.

Значение бабочек в жизни леса

«Бабочки» (Модель

Бабочки — один из самых крупных отрядов насекомых, включающий около 140 тысяч видов. Распространены они по всему свету, но особенно многочисленны и разнообразны в тропиках. В России обитает несколько тысяч видов бабочек, многие из которых связаны с лесом. Большая часть бабочек свето — и теплолюбивы и предпочитают изреженные насаждения и опушки (златогузка семейства волнянок, непарный шелкопряд, сосновая совка).

Менее теплолюбивые виды живут во , хорошо сомкнутых участках леса (сосновая пяденица, монашенка семейства волнянок).

Бабочки играют существенную, а иногда решающую роль в жизни леса. Взрослые особи — важные опылители цветковых растений. Некоторые виды бабочек (семейств коконопрядов, совок, пядениц, волнянок, листовёрток), гусеницы которых питаются листьями и хвоей, могут давать в лесах вспышки массового размножения; именно они наиболее, опасны среди листогрызущих и хвоегрызущих насекомых. Сильное однократное объедание хвои на пихте, кедровой сосне и ели неизбежно ведёт к гибели деревьев; сосна и лиственница усыхают только после 2—3-кратного повреждения, лиственные деревья ещё более устойчивы. Бабочки, гусеницы которых развиваются в древесине, немногочисленны, но среди них есть важнейшие стволовые вредители, принадлежащие к семейству древоточцев и стеклянниц. Многие виды бабочек развиваются в шишках и плодах деревьев, например шишковая огнёвка, шишковая, яблоневая и желудёвая плодожорки и др. На всех стадиях развития — от яйца до взрослого насекомого — бабочки служат кормом (часто основным) для насекомоядных птиц и хищных насекомых — жужелиц, муравьев и др. За счёт гусениц и куколок бабочек развивается огромное число видов паразитических насекомых, преимущественно перепончатокрылых (наездники) и мух. Вспышки массового размножения бабочек, как правило, заканчиваются массовой гибелью их гусениц и куколок от бактериальных, реже и грибных заболеваний.

«Бабочки» (Модель

Бабочки, несомненно, самые заметные и привлекательные из многочисленных насекомых, обитающих в лесах. В ясный летний день разноцветные дневные бабочки, порхающие над цветами, — непременное украшение лесных полян. Особенно красивы и разнообразны крупные виды семейства нимфалид (Nymphalidae), в окраске которых обычно преобладает чёрный рисунок по оранжевому, рыжему или бурому фону, часто с яркими белыми или жёлтыми пятнами или полосами: крапивница, адмирал, павлиний глаз, траурница, многочисленные виды шашечниц и перламутровок.

С ранней весны до осени обычны белые или жёлтые белянки со скромным чёрным рисунком. Очень красивы редкие и крупные жёлтые или белые, с чёрным и оранжевым рисунком парусники — махаон, аполлон, подалирий и др.; встреча с ними — событие для каждого любителя природы. Обильны на лесных полянах мелкие синие или голубые

голубянки и бурые, сероватые или рыжеватые сатиры, или бархатницы, с глазчатыми пятнами на передних крыльях.

Задание для группы №3.

Прочтите рассказ. Придумайте название рассказа. Запишите его над текстом.

(Подсказка: «В заголовке отражается главная мысль, то есть то главное, о чём хотел сказать читателю автор»).

Составьте модель связи между человеком и бабочками, соблюдая последовательность событий в прочитанном рассказе. При составлении модели используйте иллюстрации к заданию из конверта.

2. Продолжи фразу:

Однако шёлк не единственный дар тутового шелкопряда людям:

Цинковые руды надо искать там, где растёт фиалка золотистая. А обратить внимание на фиалку помогут

Текст для задания №3.

______________________________________________________________

Бабочки в жизни человека

Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние недаром называли их летающими цветами — до того они красивы. Много легенд и сказаний у разных народов мира связано с этими небесными созданиями. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме — к счастью: бабочки символизируют все самое лучшее в жизни человека, а пара бабочек означает семейное счастье. В индийской легенде говорится, что если нашептать бабочке свое желание и выпустить ее, то оно непременно исполнится.

Бабочки стали приносить людям пользу около 7000 лет назад. В сочинениях философа Конфуция (около 551— 479 до н. э.) рассказывается легенда о том, как впервые люди узнали о шёлковой нити. Императрица Си-Лин-ши нашла под кустом тутовника кокон, принятый ею за какой-то дивный плод. Он случайно выпал из её рук в чашку с чаем и от жидкости размяк. Стараясь достать его, императрица вытянула шёлковую нить. В благодарность за это нечаянное открытие китайцы возвели Си-Лин-ши в ранг божества Поднебесной империи. Шёлковые коконы сплетают из своей затвердевающей на воздухе слюны гусеницы многих видов шелкопрядов и павлиноглазок, но самый ценный «производитель шёлка» — тутовый шелкопряд. В течение многих тысячелетий в Китае разводят эту бабочку. Долгое время под страхом смертной казни удавалось сохранять тайну получения шёлка, который в других странах ценился на вес золота. Однако шёлк не единственный дар тутового шелкопряда людям: из его куколок сравнительно недавно начали выделять масло, используемое как лекарство для лечения рака.

Польза от бабочек многократно превосходит тот вред, который причиняют гусеницы, поедая растения. Причём часто в распространении и массовом размножении гусениц повинен сам человек. Ведь понятно, что численность вредителей резко возрастает там, где на обширных площадях постоянно высаживают одну и ту же сельскохозяйственную культуру (монокультуру).

Благоприятствует вредителям и неоправданное применение пестицидов, от которых в первую очередь страдают полезные насекомые, уничтожающие вредных.

Среди бабочек наиболее опасные вредители древесных пород — это шелкопряды: непарный, сосновый и монашенка. Иногда, когда летом и осенью держится всё время тёплая погода, непарный шелкопряд может дать второе, осеннее поколение. В это время уже нет его природных врагов, и численность бабочек, сбивающихся в стаи, становится чудовищной. Так случилось в 1979 г. в . Люди, застигнутые белой метелью из бабочек, задыхались от пыльцы, проникающей в лёгкие, а в аэропортах бульдозеры расчищали от толстого слоя насекомых взлётные полосы. В лиственном лесу, поедаемом полчищами гусениц, из-за шума от их сыплющихся экскрементов казалось, что идёт ливень. И всё же нет худа без добра: на удобренной экскрементами почве на следующий год рост растений значительно ускорился.

Сосновый шелкопряд повреждает сосновые леса. Весной одна его прожорливая гусеница способна съесть до 600 хвоинок. Шелкопряд индейцев в способность бабочек возносить человеческие желания к небесам, после чего они обязательно сбываются. Спрос на «свадебных» бабочек неуклонно растёт, и в Америке их разводят уже десятки компаний.

Бабочки представляют собой удобный объект для генетиков: изменения в генах могут наглядно проявиться в окраске и рисунке крыльев, а быстрая смена поколений позволяет ускорить исследования.

Учёных, которые занимаются бионикой и определением сверхмалых количеств вещества, вдохновляет конструкция усиков самцов павлиноглазок: эти бабочки улавливают феромоны самок в поразительно низких концентрациях в воздухе. Наблюдения за бабочками могут помочь геологам при поиске . Некоторые растения предпочитают почвы, богатые соединениями определённых металлов, например цинка, свинца… Цинковые руды надо искать там, где растёт фиалка золотистая. А обратить внимание на фиалку помогут бабочки перламутровки — любительницы этих цветов.

И всё же самое главное, что дарят нам бабочки, — это чувство радости от любования их удивительной красотой и разнообразием. В них люди находят ту гармонию, к которой они стремятся всю жизнь, с детства. И не случайно именно дети наиболее восприимчивы к фантастической красоте бабочек, ведь эти порхающие цветы создают то ощущение тайны, которое, по словам великого физика и скрипача-любителя Альберта Эйнштейна, «лежит в истоках истинного искусства и истинной науки».

Задание для группы №4.

Напишите нерифмованное стихотворение из пяти строк на темы: «Лес»; «Бабочки». Стихотворения должны быть построены по следующим правилам:

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным – отвечает на вопросы: кто? или что?):

Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными – отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

Третья строка – это описание действия в рамках темы тремя словами.

Четвёртая строка – это фраза из трёх, четырёх слов, показывающая отношение к теме, настроение.

Последняя строка повторяет смысл третьей строки, но состоит из одного слова.

Например:

Насекомые

Маленькие,

Летают, прыгают, ползают.

Их надо защищать!

Помощь.

Соедините записи в столиках, чтобы получить пословицы и поговорки о лесе:

Лес

Кто лес любит и знает,

Хорошо в лесу,

Леса от ветра защищают,

Кто с дерева кору снимает,

Срубить дерево – пять минут,

И у березки слезки текут,

береги его красу.

поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.

тому он помогает.

когда с нее корку дерут.

урожаю помогают.

тот его убивает.

вырастить – сто лет.

Синтез (моделирование единого «продукта», оценка, взаимооценка).

Приложение 2

Оценочный лист для оценки работы группы № 1

Критерий

Оценка группы

Взаимооценка

Оценка учителя

В тексте найдены и подчёркнуты все особенности Распределены данные в таблице: «Бабочки».

Умение сотрудничать в группе при решении общей задачи.

Оценочный лист для оценки работы группы № 2

Критерий

Оценка группы

Взаимооценка

Оценка учителя

Подчёркнут в тексте ответ на вопрос «Значение бабочек?» Написано обращение с просьбой от лица бабочки людям.

Умение сотрудничать в группе при решении общей задачи.

Оценочный лист для оценки работы группы № 3

Критерий

Оценка группы

Взаимооценка

Оценка учителя

Придуман заголовок. В нём выражена главная мысль.

Составьте модель связи между человеком и бабочкой, соблюдена последовательность событий из прочитанного рассказа. В текст правильно записаны пропущенные слова.

Умение сотрудничать в группе при решении общей задачи.

Оценочный лист для оценки работы группы № 4

Критерий

Оценка группы

Взаимооценка

Оценка учителя

Написаны нерифмованные стихотворения из 5 строк по правилам и образцу на темы: «Лес»; «Бабочки». Верно соединены записи в столиках и получены пословицы и поговорки о лесе.

Умение сотрудничать в группе при решении общей задачи.

Используемая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/ot-litsa-nasekomogo/

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ , , и др., 2009. Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для

/, . – М.: Издательство РОСТ, 2012. От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся ОУ/, М.: Просвещение, 2013. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Серия «Школа России». Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для ОУ/, М.: Просвещение, 2013. Процедуры оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя. – Спб.: КАРО, 2007. Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие/Науч. ред.: , . –Спб: КАРО, 2015. Некоторые подходы к формирующему оцениванию достижений обучающихся. КОМРУРМО. МБУ «Центр развития образования Усольского района». («Формирующее оценивание как процесс совместной деятельности учителя и учащегося», , 2013).

Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции/ «Формирование регулятивных «УУД» «планирования», «оценки», «контроля» на уроках русского языка в

1 классе

  • Уфа: АЭТЭРНА, 2015./