Коллеги — педагогический журнал Казахстана (14)

Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание»»,

ННПООЦ «Бобек», учитель русского языка и литературы,

г. Алматы, Казахстан.

Сочинение – описание пейзажа в художественном стиле.

Пейзажные зарисовки « Пробуждение природы. Голоса весны».

Цель урока:

  • дать понятие пейзажной зарисовки, закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи, совершенствовать умение строить текст – с элементами рассуждения и повествования, создавать рабочие материалы для творческой работы,
  • развивать осознание взаимосвязанности личности, общества и природы, наблюдательность и мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь учащихся,
  • воспитывать внимательное отношение к слову, переживание моментов внутренней гармонии, светлого чувства любви к природе

Ход урока.

1.Позитивный настрой.

( Под спокойную гармоничную музыку) Мысленная прогулка в лесу.

Учитель: Ребята, прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вся земля еще под снегом, но он уже тает и превращается в воду. Идите дальше, замечая все вокруг. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте, какая тишина. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Здесь уже чувствуется приближение весны. Деревья скидывают с себя зимние шубы и тянутся ветками к теплому солнышку. Все живое готовится как бы к новому рождению и вот – вот, после зимнего сна вновь начнется жизнь в лесу. Над осевшими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберете дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Скоро весна, вся природа просыпается. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна! Совсем уже по — весеннему светит солнце. Прислушайтесь, и вы услышите голоса весны. Глубоко вздохните, нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее заботясь о том, чтобы не причинить вреда ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, глубоко вдыхая свежий воздух. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте дверь и вернитесь на свое место. Откройте глаза и улыбнитесь.

13 стр., 6345 слов

Стихотворения про осень в лесу. Тургенев «Лес осенью Лес осенью

... для новой весны. Стихи о лесе осенью *** Осень. Чащи леса. Мох сухих ... не сделать описание осеннего леса. Сочинение получится оригинальным, интересным, если ... Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья. Глубоко, странно лес ... и яркую-яркую листву. Глаз радуется, чувствуется настоящая свобода ... сейчас видел именно то, о чем пишешь. Ребятишкам полезно отвлечься. Утро осеннего леса ...

  • Ребята, скажите, после мысленной прогулки по лесу, какое у вас настроение? Почему?
  • Надеюсь, что своим «весенним» настроением вы поделитесь друг с другом. А к концу урока оно будет еще радостнее от выполненной работы.

2.Сообщение темы и цели урока.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоён.

Ф. Тютчев.

  • Сегодня на уроке мы продолжим составление сборника своих сочинений, откроем главу «Голоса весны», сообща поработаем над частями и постараемся написать сочинение – зарисовку на эту тему.

3.Формирование новых понятий и способов действия.

1.Подготовительная беседа

  • По каким приметам мы определяем, что пришла весна? (ярче светит солнце, вскрываются реки, тает снег, бегут ручьи, возвращаются перелетные птицы, расцветают подснежники и др.)
  • Нравится ли вам это время года и чем? (природа пробуждается, радуется новой жизни)
  • А какие чудесные превращения происходят весной в природе? ( снег превращается в воду, начинают распускаться почки на деревьях, появляется на земле трава и др.)

Весна – прекрасное время года. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна! Сколько замечательных строк посвятили поэты, писатели этому замечательному времени года! А композиторы сочинили прекрасную музыку. (Дети читают стихотворения, приготовленные к уроку)

  • Как строится описание?
  • Каковы задачи художественного описания? (нужна конкретность, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка)
  • Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие выразительные средства языка нужно использовать? (Сравнения, метафоры, эпитеты, слова в переносном значении, олицетворение).

  • Слова какой части речи помогут вам точно и ярко описать ваши мысли? (прилагательные и глаголы)

2.Речевая подготовка.

Зарисовка – то же , что рисунок, рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего- нибудь (словарь С.И. Ожегова)

Пейзажная зарисовка – изображенная природа ( в живописи – красками, в музыке – звуками, в литературе – словами).

Наша речь должна быть богатой по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Подберем прилагательные к словам:

Небо – голубое, светло – синее, ясное, чистое

Настроение – прекрасное, приподнятое, радостное

  • Можно ли при описании пейзажа воспользоваться следующими образами: солнце льет свет, задумчивые березки, позади суровая зима?

Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным

2 стр., 593 слов

Технологическая карта . РР -повествование с элементами описания ...

... сообщение учителя Подготовка класса к работе. II . Актуализация знаний Цель этапа: Тип речи повествование и описание Дают определение типам речи повествование и описание Повествование – что делает предмет; описание – какой предмет. ... на стр. 145 (В Структура сочинения: 1.Вступление (о времени года) – 1 – 2 предложения. 2. Основная часть (Признаки наступления весны) 3.Заключение – 1 – 2 предложения. ...

4. Работа над сочинением.

  • Какие типы речи мы используем для написания сочинения? (описание, повествование)
  • Чем отличается повествование от описания? (Повествование – тип речи, в котором говорится о последовательных действиях, описание – тип речи, в котором говорится об одновременных признаках предмета)

Учащиеся работают в группах.

Каждая группа получает задание:

1 группа работает над проектом «Я вижу»

2 группа – « Я слышу»

3 группа – « Я чувствую»

Наша задача написать части сочинения так, чтобы в итоге у нас получилась целостное сочинение – пейзажная зарисовка пробуждения природы, чтобы мы увидели, услышали и почувствовали приближение весны.

Обратите внимание на написание наречий: здесь, справа, слева, вдали, вблизи, рядом.

5.Презентация работ.

Стилистическая правка

Обговариваются переходные моменты между частями сочинения.

6.Информация о домашнем задании.

Напишите сочинение – описание «Пробуждение природы. Голоса весны»

7.Подведение итогов урока.

Солнце, Земля, Луна, растения, животные без устали служат человеку, обеспечивают его теплом, пищей, жертвуя своими жизнями, не ожидая ничего взамен. Солнце отдает свой свет и тепло всем существам на Земле. Земля крутится без устали, способствуя смене времен года. Растения, получая свет и тепло, выделяют кислород для дыхания человека, и поглощают вредный для человека углекислый газ. Деревья отдают свои плоды людям, ничего не требуя взамен. В древности это называлось кругом жертвенности. Вся природа приносит себя в жертву для того, чтобы человек жил полноценной жизнью! А современный человек оправдывает своей жизнью эти жертвы? Нет, он даже не осознает их! К сожалению, современный человек вышел из круга жертвенности, желая только брать. Круг жертвенности разорван, и это причина экологических проблем на земле. Человеку следует задуматься об этом и наполнить свою жизнь служению людям и природе, совершением добрых дел.

Исполнение песни « Как прекрасен этот мир»

8. Этап рефлексии.

Выберите и отметьте по одному слову

По колориту урок:

Гармоничный

Светлый

Бедный

По свету:

Теплый

Холодный

Таинственный

По цветовому тону:

Блистающий

Сияющий

Мрачный

Примерные ответы групп.

1 группа.

А за окном весна… Если вам удастся побывать в лесу и понаблюдать период ранней весны, то вы увидите, как ярко светит солнце, согревает землю после долгой зимы. Небо синее, огромное и какое-то удивительно нежное. Снег потемнел, по дорожкам бегут ручьи, кое-где показались проталины. Свежий ветерок сдувает с деревьев снежные шапки. Весь лес притаился и ждет, когда начнется наступление радостных весенних дней. А вот первый подснежник! На березах появились черные крикливые птицы. Грачи прилетели!

2 группа.

А за окном весна… Если вам удастся побывать в лесу и понаблюдать период ранней весны, то вы услышите, как шагает она по размытым дорогам. С шумом и звоном несутся ручьи талой воды. Кругом звенит весенняя капель, на реке трескается лед. Весело чирикают и купаются в лужах воробьи. Теплый ветер качает ветки деревьев, они шумят, тянутся к солнцу. Все живое готовится к новому рождению. Лес наполнится разноголосым пением птиц, волшебной музыкой обновления и возрождения природы.

2 стр., 643 слов

Сочинение кладовая солнца участие природы в судьбе героев

... стали греться у костра, готовить еду и ночлег. Как и любая сказка, «Кладовая солнца» оканчивается счастливо. Кроме того, из этой книги мы узнаем много полезного и ... присели отдохнуть у Лежачего камня, недалеко от этих деревьев. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи», что даже тетерев не обратил ...

3 группа.

А за окном весна… Если вам удастся побывать в лесу и понаблюдать период ранней весны, то вы почувствуете, как пахнет талым снегом, небо необыкновенно яркое и наполняет душу восторженным возбуждением и радостью. Как все преобразилось вокруг! Ярко светит солнце. Какой чистый свежий воздух! Хочется петь вместе с птицами. На душе радость и восхищение от того, что вся природа просыпается. Сколько звуков, красок, запахов дарит нам весна! В душе звучит волшебная музыка обновления, потому что возрождается и обновляется природа.