Сочинение — описание местности

Под описанием местности понимается описание любого места, где живет человек: деревня, поселок, город, улица, двор, площадь. Основа описания — перечисление предметов, характерных для данного места, и описание этих предметов. При описании местности нужно уметь находить «исходную точку зрения». Например, вы смотрите с пригорка вниз на город и его окрестности.

При описании местности можно использовать следующие словосочетания и слова: недалеко, в нескольких шагах, чуть поодаль, недалеко, вблизи, напротив, комплекс многоэтажных домов, новая планировка, ажурные арки мостов, живописные уголки и т.д. Глаголы лучше употреблять в одном времени, они должны помогать рисовать предмет: раскинулся, вытянулся, тянется, возвышается, прячется. Глагол можно и опустить: рядом лес, вдали купол церкви .

Обратите внимание, какое говорящее описание местности даёт Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»:

  • «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть;
  • покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций;
  • пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «храм уединенного размышления»;
  • пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот;
  • нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени;
  • везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва;
  • бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались.

    Поодаль, в стороне, темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдерганными, как старые рогожки».

Я живу в большом и просторном частном доме. У нас есть свой собственный двор, который мы с папой и мамой оборудовали по своему желанию. Но, не смотря на это, мне всегда интересно выйти на улицу и встретиться со своими друзьями.

15 стр., 7260 слов

Мой школьный двор. описание местности на основе личных наблюдений

... ластятся к каждому, кто живет в доме и проходит двором. Двора описание. Здравствуйте. Помогите мне пожалуйста. Вы можете написать «Сочинение Сочинение-описание на тему «наш дворик» Ответы: Мой родной дворик ... Здравствуйте. Помогите мне пожалуйста. Вы можете написать… Сочинение-описание «Наш двор» или «Мой двор» Вариант 1 Мой родной дворик – это двор многоэтажного дома. Он средних размеров и довольно ...

Так исторически сложилось, что в каждом доме на нашей улице есть дети, еще и мои сверстники. Поэтому, когда мы все вместе собираемся гулять, нас около 20 человек. Представляете, как нам весело. Нам не приходится скучать.

Наша улица длинная и не очень широкая и она может предложить нам массу развлечений. С одной стороны находится недостроенное и заброшенное здание. В нем есть крыша и стены. Мы оборудовали это здание под свою штаб–квартиру, огородили его забором, навели внутри порядки. Каждый из ребят принес из дома что-то интересное. Я смог взять подзорную трубу. Мы установили ее в удобном месте, и каждый вечер рассматриваем звездное небо.

Наши папы помогли нам соорудить большой деревянные стол, за которым мы частенько устраиваем чаепитие. Заброшенное здание со всех сторон обросло большими и могучими деревьями, поэтому они защищают нас от ветра и сильной жары.

Еще на нашей улице есть большая игровая площадка. Недавно, мер нашего города приезжал и открывал ее, перерезая красную ленту. Ох, как же все мы были рады. На новой площадке есть и горки, и качели, и разнообразные крутилки, на которых мы можем кататься до головокружения.

Проходя чуть дальше, по улице, мы можем увидеть большой зеленый массив. Это сад с фруктовыми деревьями. Мы с ребятами решили, что будем ухаживать за ним. И он, в благодарность, приносит нам великолепные плоды – сладкие и сочные груши, яблоки и сливы. Есть несколько деревьев с персиками. Много в саду кустарников с виноградом. Так что, этот уличный сад каждый год подкармливает нас витаминами и вкусными угощениями.

Как же я люблю свою улицу, на которой живет так много и моих верных друзей.

В городе моем много разных улиц: и большие, и маленькие, и широкие, и узкие, с высокими домами, и не очень, но родная мне улица только одна.

Историю появления своего двора я не знаю, мои родители жили в другом городе (районе), но я знаю множество событий, которые происходили на моей улице, знаю каждое дерево, каждый укромный уголок, куда можно спрятаться во время игры в прятки. Я знаю практически всех детей своего двора. Вместе мы часто устраиваем различные соревнования, играем, шутим, разговариваем.

Я люблю свою улицу в любое время года. Весной на деревьях расцветает сирень, от этого все вокруг пропитывается приятным ароматом цветов. Летом весь двор становится похожим на муравейник, потому что на улице появляется много людей, так как все жители выходят погреться на солнышке. Осенью двор окрашивается во все оттенки красного и желтого, становится необычайно красиво. Зимой все засыпает и вокруг становится тихо.

Моя улица – это то место, к которому я отношусь с особым чувством. Она мне очень дорога, потому что здесь я рос, знакомился с новыми людьми, многому учился. Именно с моим двором связано много счастливых и радостных моментов моей жизни. Моя улица навсегда останется в моем сердце независимо оттого, где я буду жить в будущем.

44 стр., 21753 слов

Сочинения в начальных классах

... Описание системы работы в каждом классе начинается с методической статьи иод названием «Методика работы над сочинением». В этих статьях указываются особенности работы над сочинением в каждом классе, описываются приемы работы и ... его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а юному считаются наиболее доступными для учащихся. Дли проведения сочинений в I классе не требуются специальные уроки. Сочинения ...

Сочинение 7 класс, 8 класс, 5, 6 класс.

  • Сочинение Татьяна милый идеал Пушкина 9 класс

    Каждый мужчина имеет свой особенный идеал женщины, который кажется ему самым прекрасным и хорошим. Идеал этот, чаще всего, создается в процессе всей жизни, так как редко кто может сразу определить самые важные и лучшие качества молодой женщины, девушки

  • Критика о творчестве Николая Лескова и его произведениях и отзывы

    Н. С. Лесков является выдающемся, русским автором. О нём говорили что именно он «знает русский народ таковым каков он есть». В своих авторских произведениях Лесков изображал российскую действительность без прикрас

  • Сочинение Как связаны понятия мечта и желание?

    Все мы люди разные и у кого-то хорошая сила воли и он может каждый день прорываться за счёт желания, а кто-то хочет прийти на всё готовенькое.

  • Сочинение Примеры самовоспитания из жизни

    Многие из нас часто слышали о такой вещи как самовоспитание. Что же означает это слово? Оно означает процесс воспитания человека, в котором роль воспитателя играет сам воспитуемый. Вначале человек намечает цели – каким я хочу стать

  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека

Тема: Сочинение — описание местности.

Цели: познакомить учащихся с особенностями описания местности;

  • обогатить речь школьников словами, обозначающими архитектурные объекты и их детали;
  • подготовить учащихся к описанию местности – по наблюдению.

Средства обучения: репродукция «Казань. Площадь Куйбышева.»,

портрет К. Кузнецова,

тексты с примерами описаний местности.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока и его целей.

2. Беседа по вопросам.

Прежде всего давайте вспомним, в каких произведениях мы встречали описание местности,

т. е.описание села, города, улицы, какого-нибудь места, где живут люди.

(Ученики называют описание усадеб Троекурова и Дубровского в «Дубровском»,

описание аула в «Кавказском пленнике»)

3. Работа по подготовке к сочинению – описанию местности.

Как вы думаете, с чего можно начать описание местности?

(Определить замысел сочинения, определить с какой точки зрения, с какой позиции я описываю

местность. Можно вначале передать общее впечатление от того места, которое я описываю)

А затем?

(А затем уже описывать отдельные предметы.)

Правильно. Но описывать эти предметы нужно так, чтобы раскрыть свой замысел.

Вот послушайте, как В. Ульянов в письме к своей сестре описывает село Шушенское.

Прочитаем это описание.

17 стр., 8031 слов

Описание местности 6 класс

... 6 класс) по теме: Описание природы (работа над сочинением) урок в 6 классе Описание природы (работа над сочинением) Обучающие цели: дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, ... https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/20/opisanie-prirody-rabota-nad-sochineniem-urok-v-6-klasse Сочинение-описание помещения (6 класс) Cлайд 1 Тема: «Сочинение-описание помещени

Раздаточный материал

Ты просишь, Маняша, описать село Шу-шу-шу…

Село большое, в несколько улиц, довольно грязных, пыльных – всё как быть следует. Стоит в степи — садов и вообще растительности нет. Окружено село… навозом, который здесь на поля не вывозят, а бросают прямо за селом, так что для того, чтобы выйти из села, надо всегда почти пройти через некоторое количество навоза. У самого села речонка Шушь, теперь совсем обмелевшая. Верстах в 1-1/2 от села (точнее, от меня: село длинное) Шушь впадает в Енисей, который образует здесь массу островов и протоков, так что к главному руслу Енисея подхода нет. Купаюсь я в самом большом протоке, который теперь тоже сильно мелеет. С другой стороны (противо­положной реке Шушь) верстах в 1-1/2 — «бор», как торжественно называют крестьяне, а на самом деле преплохонький, сильно повырубленный лесишко, в котором нет даже настоящей тени (зато много клубники!) и который не имеет ничего общего с сибирской тайгой, о которой я пока только слыхал, но не бывал в ней (она отсюда не менее 30-40 верст).

Горы… насчет этих гор я выразился очень неточно, ибо горы отсюда лежат верстах в 50, так что на них можно только глядеть, когда облака не закрывают их…

Поэтому на твой вопрос: «на какие я горы взбирался» — могу ответить лишь: на песчаные холмики, которые есть в так называемом «бору» — вообще здесь песку достаточно.

У.

В каком жанре написан этот отрывок? Что он из себя представляет?

(Текст написан в эпистолярном жанре. Это письмо.)

Найдите ту часть описания, в которой дается оценка и общее впечатление от села Шушенского.

(«Село большое, в не­сколько улиц, довольно грязных, пыльных — все как быть сле­дует».)

а) при описании места, где стоит село?

(«Стоит в степи — садов и вообще растительности нет», а кругом навоз.)

б) при описании речки и гор?

(«…речонка Шушь, теперь совсем обмелевшая»; бор, т. е. «преплохонький, сильно выруб­ленный лесишко»; горы — «песчаные холмики».)

Давайте определим план этого описания:

1. Общее впечатление от села Шушенского.

2. Место, где стоит село.

3. «Достопримечательности» местности:

  • а) речонка и ее притоки;
  • б) «бор» — повырубленный лесишко;
  • в) «горы» — песчаные холмики.

Какой план у нас получился?

(Сложный, так как третья часть плана состоит из 3 пунктов.)

Вы уже знаете, что при описании местности надо определить позицию, с которой эта местность

будет описываться. Например, И. Кожедуб, трижды Герой Советского Союза, в своей книге так

начинает описание.

Раздаточный материал.

В нашем дворе растут два молодых тополька-однолетки. Их посадил отец. Лет пяти, помню, я уже карабкался по ним. Взберусь на самую вер­хушку и смотрю по сторонам.

С какой позиции описана местность?

(Местность описана с высоты тополя, на который взбирался пятилетний мальчишка.)

Что же он мог уви­деть? Читаем следующий отрывок.

…Вижу крышу нашей хаты и широкую кривую улицу, вдоль улицы — канавы, которые весной заливает вода. Через них перекинуты мостки. У око­лицы- два небольших озера, заросших осокой. Мимо березняка — дорога, обсаженная вербами. Вдаль, к опушке сосновых лесов, уходят поля, а с севера, к Десне,- заливные луга. Гряда невысоких холмов загораживает село от напора вешней воды.

Ширь и приволье!

(И. Кожедуб. Служу Родине.)

Итак, мальчик вначале видит то, что находится близко от него: «крышу хаты и широкую кривую улицу». Затем взор уходит дальше, «вдоль улицы»: канавы и мостки через них; далее: око­лица, два небольших озера. И уже совсем вдали: березняк, до­рога, опушка сосновых лесов, поля, заливные луга у Десны и на горизонте «гряда невысоких холмов». Так, крупным планом описывается то, что мог заметить пятилетний мальчишка с вы­соты тополя.

А теперь давайте вспомним описание хутора в «Тарасе Бульбе» и определим,

с какой позиции оно дается.

(Ученики указывают эти строки: «Они (Остап и Андрий), проехавши, оглянулись назад: хутор

их как будто ушел в землю…». Остап и Андрий смотрели на хутор издали, поэтому они увидели

не дом, а две трубы от их скромного до­мика, не деревья, а «одни только вершины дерев», не

колодец, а «шест над колодцем с привязанным вверху колесом».)

Описание дается глазами героев произведения, которые про­щаются с родным домом, с милым детством.

От того, где вы находитесь, как вы смотрите, зависит ваше впечатление от предметов. Один и тот же предмет может выглядеть по-разному: одно дело, например, описывать двор из окна, другое — с высоты дерева, с высоты летящего самолета; одним он будет утром, другим — днем, а третьим — ночью.

И величина, и цвет, и освещение предметов будут различными. Это необходимо иметь в виду, когда вы начнете свою работу над описанием местности.

Вот как об этом говорит К. Паустовский: «Свет в пасмурный день до дождя совершенно иной, чем в тот же день после дождя. Мокрая листва придает ему прозрачность и блеск».

Итак, прежде всего определите место наблюдения, с ко­торого местность представляется вам особенно привлекательной. Чтобы описание получилось интересным, нужно провести наблюдения, всмотреться в предметы, увидеть их особенности.

Обратите внимание, что описывать местность можно в различной последовательности:

а) вначале можно сказать о том, что находится вдали,

б) затем о том, что к вам ближе,

в) о том, что совсем возле вас (и наоборот).

Может быть и другая последовательность:

слева направо, сверху вниз (и наоборот).

Можно подробно описывать местность (улицу, площадь или даже часть улицы, площади),

можно описать лишь общий вид (панораму) города (поселка, деревни).

Вам предстоит описать улицу. Можно по-разному подой­ти к раскрытию этой темы. Ведь позиция, с которой вы будете описывать улицу, может быть самой различной. Например, вы стоите посредине (или в начале, в конце) нашей улицы и смот­рите вдоль нее…

Давайте вместе попробуем описать площадь, изображённую на картине Николая Дмитриевича Кузнецова «Казань. Площадь Куйбышева. »

Раздаточный материал.

4. Знакомство с личностью художника.

Ширь и приволье  1

родился в 1923 г. в поселке Васильево Зеленодольского района ТАССР. В 1945 г. окон­чил Казанское художественное училище. Член Союза художников СССР с 1950 г. Награжден медалями «За доблестный труд в Великой 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. Участ­ник всероссийских и всесоюзных выставок (1951 — 1957), «Советская Россия» (1960 и 1970), зональных «Большая Волга», 16 автономных республик РСФСР в Москве (1971), «Художники Татарии» в Ленинграде (1972), Уфе (1976-1977), а также республиканских вы­ставок в Казани.

Первый успех и признание принесли художнику же­лезнодорожные пейзажи, в которых чувство нового органически сочеталось с поэтическим восприятием действительности («Москва. Третий километр», 1952; «На узловой станции», 1954; «На путях станции Юдино», 1962).

Серию городских пейзажей художник начал в 1953 г. картиной «Москва. Комсомольская площадь». Одним из лучших в этой серии является пейзаж «Казанский кремль» (1955).

Над городскими мотивами Кузнецов работал до последних дней. Его полотна о Москве и Казани знакомят нас с архитектурным обликом столиц; неожиданно по-новому предстают перед нами совре­менные высотные здания рядом с памятниками ста­рины.

был художником темпераментным, беспокойным, влюбленным в жизнь, неутомимым в работе. Стремление к воплощению новых тем вело его к поискам и новых образных средств, к обогаще­нию палитры.

Сюжеты картин этого мастера, сочетающих в се­бе лирические интонации с героико-эпическим нача­лом, отличаются большим разнообразием: железно­дорожные станции и пути, речные порты и причалы, широкие просторы Волги, башенные краны и силуэты новостроек, нефтяные вышки, дома, улицы и парки преображенных городов. И все полно в них жизни, движения, энергии созидания.

Последние его работы-цикл пейзажей о гигантской стройке 9-й пятилетки-КамАЗе, в кото­ром проявились по-новому его незаурядные способ­ности. Умер художник в 1974 году.

5. Работа по картине.

Знакома ли вам местность, изображённая на картине?

(Это одно из известнейших мест Казани – площадь Куйбышева)

Отличается ли площадь на картине, написанной в 1972 году, от того, что мы знаем сейчас?

(Сейчас уже нет здания, которое изображено слева. Газетного киоска и аллеи деревьев тоже нет.)

А теперь давайте выберем точку, с которой будем смотреть и описывать эту площадь.

(Например, из окна здания напротив)

(Вблизи находится газетный киоск, рядом с которым группа людей, ожидающих автобус. Дальше ещё несколько групп людей, которые кажутся пёстрой массой. В отдалении хорошо просматривается высокое серое здание, на котором даже можно прочесть надпись: «Гостиница Татарстан ». Рядом с этим зданием ещё одно бело-серое здание пониже.)

Какое время суток на картине?

(Скорее всего утро)

Почему вы так думаете?

(Во-первых, очень много людей. Вероятно, они отправились на работу. А во-вторых, видно, что сквозь тучи на небе пробивается солнце. Его блики отражаются на мокром асфальте.)

А какие краски использует художник, чтобы передать пасмурный день?

(Серые, голубоватые, приглушённые. На картине практически нет ярких деталей)

Какое настроение вызывает у вас вид данной местности?

(С одной стороны, грустно, что нет солнышка, но в то же время приятно, ведь я же смотрю на всё это из окна, и поэтому мне тепло и уютно.)

Вот мы и подошли с вами к тому заданию, которое вам предстоит выполнить дома.

6. Составление плана.

1.Общее впечатление от местности.

2. Место расположения.

3. «Достопримечательности» местности.

4. Личное отношение к описываемой местности.

7. Словарная работа.

В зависимости от того, какую улицу вы будете описывать (городскую или сельскую) запишем слова, которые будут необходимы в этой работе:

  • светелка, оконные наличники, деревянная резьба (резные украшения);
  • бревенчатый сруб, со­стоящий из венцов;

камышит, бутовый камень

традиции национального зодчества

выразительный силуэт зданий, ,

ниша, колонны, капители, лепные детали, резной орнамент, ори­гинальная облицовка, тоннель

комплексная застройка (новых кварта­лов), комплекс многоэтажных домов, новая планировка (кол­хозного села, жилого квартала), реконструкция, реставрация ..

8. Выполнение специально составленных заданий.

А) Подберите синонимы к слову архитектура и составьте с ними различные словосочетания.

Б) Объясните по словарю значение слов:

Капитель, фронтон, карниз, фасад, портик.

9. Домашнее задание.

Описать улицу, на которой ты живёшь, или которая тебе хорошо знакома, зимним вечером.

10. Итоги урока.

Моя улица зимним вечером

Я стою у подъезда своего дома на Большой Красной улице.

Как хороша наша улица зимним вечером! На ней много электрических фонарей, и снег будто облит их сиянием. Он так красиво искрится и све­тится необычным голубым светом!

На улице тишина. Только изредка прокатит машина, залает случайная собака. И снова тихо.

Иду вдоль по тротуару. Дворник скребет снег и сбрасывает его в кучу.

Подхожу к стройке. Рядом с дорогой строится новый дом. Он еще не достроен, и в темноте кажется, что это сказочный разрушенный замок, а подъемный кран — это громадная птица, которая раскинула свои огромные крылья, так и не поднявшись в небо. На все это таинственно смотрит один глаз прожектора. Изредка встречаются прохожие. Они идут медленно, наслаждаясь тихим морозным вечером. Вдалеке показалась группа молодежи, им весело, они поют песню.

Сквозь стекла окон первых этажей видна жизнь нашей улицы: кто-то занят домашним делом, кто-то принимает гостей, кто-то читает, пишет…

Вот пошел снег, пушистый, мягкий. Он падает на ресницы, тротуары по­крываются пухлой пеленой. И от всего этого становится так хорошо и прият­но, что хочется идти и идти вдоль этой хорошей и милой мне улицы.

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/opisanie-mestnosti-moya-ulitsa-letnim-vecherom/

1. . Использование живописи в преподавании русского языка . – М., 1983

2. Казакова живописи в преподавании русского языка. – М., 1983

3. Ахмадуллина как средство развития речи татарских школьников. – К., 1999

4. . Живопись на уроках русского языка: теория и уроков. –

5. Капинос речи: теория и практика обучения

Моя улица

I. Моя улица — самое дорогое место.

II. улицы:

1 История застройки.

2. Жилые дома.

3. Государственные учреждения и общественные заведения.

4. Моя школа.

III. Я люблю свою улицу.

У каждого человека есть запоминающихся, самые дорогие места в жизни. Для меня — это мой родной дом, мой дом, моя улица. Когда я была совсем маленькой, мои родители получили квартиру в новом районе на улице Дружбы Народов. Я считаю, что это название символично, ведь именно дружба между людьми является залогом лучших чувств: дружба перетекает в любовь, без дружбы нет верности, из дружбы начинается человечность.

Двенадцать лет назад на месте кукурузного поля и колхозных ферм «вырос» молодой жилой массив. Белые многоэтажки возвышались над землей, будто касаясь облаков ухватами телеантенн, и сами напоминали тучи. Я и мои ровесники росли вместе с этим районом, здесь нам все близко и знакомо.

Наша улица прямая и широкая. Летом здесь много зелени, ведь на одну сторону пришлась лесополоса, превращенная в уютную аллею. С другой, солнечной стороны — всегда много цветов, но и деревья за двенадцать лет уже успели подрасти. Край улицы выходит в поле. Из окон верхних этажей открывается чудесный вид — необъятные зеленые поля, которые в начале лета золотятся подсолнечным сиянием. Другой конец улицы упирается в широкую автомобильную магистраль, по которой начинаются частные застройки. Хотя одноэтажные домики и претендуют на оригинальность архитектуры, я люблю многоэтажки. Особенно приятно смотреть на девятиэтажки с узорами у крыш — это дома улучшенной планировки. Они выделяются своей оригинальностью. Улица очень длинная, а с двух краев расположились «Универсамы». Их спроектировано почти одинаково, поэтому улица приобретает своеобразного обрамления.

Для обслуживания жителей на территории нашего микрорайона запланировано необходимые общественные и . В большей степени они располагаются на первых этажах многоэтажных домов, за исключением разве что магазинов и кафе. Кафе «Лотта» стало любимым местом отдыха молодежи. А между домами в уютных дворах расположились детские сады и школы. В окружении жилых домов — моя школа.

Это трехэтажное сооружение построено так, что многие ее окна выходят во внутренний дворик с клумбой посередине, на которой растет большая ель. Перед центральным входом пламенеют на клумбах цветы, а березовая аллея, ведущая к школе, создает уют, поднимает настроение.

Я люблю свою улицу в любое время, но особенно осенью. Это время, когда все залито золотом, которое перемежается с багрянцем.

Из окна моего дома хорошо прослеживается весь микрорайон, алегкий ветерок ранней осени наполняет комнату запахом увядшего листьев.

Отчий дом

I. Там, где прошло детство.

II. Островок красоты и гармонии.

1. Цветущий двор.

2. Сиреневый цвет детства.

3. Старый сад.

4 Прошлое не возвращается.

III. Оставив частичку себя.

Вспоминая детство, проникаешься странными ощущениями. Как-то щемящее становится в груди, когда вспоминаешь двор, на котором сделал первые шаги. Небольшой, уютный, повите , оно едва пропускало солнечные лучи. Летом защищало от жары, зимой — от метелями. Осенью листопад застилал землю пушистым ковром, на котором бурюкалися мы, дети. А поднимешь голову вверх — налитые гроздья винограда. Едва прибиты утренней изморозью, которая стекала днем прозрачной каплей, виноградные гроздья казались прозрачными, даже семена проступало сквозь бледно-розовую оболоночку и манило детское воображение. Тогда папа брал меня на руки, поднимал вверх и я доставал губами спелые виноградника. А на дверях, прислонившись к косяку, стояла мама и притворно сердилась, увидев мое грязный личико. А потом мы все весело смеялись. Весной отец обрезал лозу — и двор светлело, чтобы уже в мае зазеленеть вновь.

Наш дом был расположен на окраине поселка и одной стороной глядел на овраг. А на другой стороне оврага возвышались многоэтажные дома. Наш небольшой провулочок состоял из одноэтажных домиков частной застройки и был небольшим островком красоты и гармонии посреди большого шумного города.

Нашей семье принадлежала одна часть домика, с другой стороны стоял соседский забор. Бабушка считала, что этот забор портит красоту, и засаджувала его плетючимы цветами. Когда зацветала красная настурция и разноцветные чашечки крученых панычей — забор исчезал, превращаясь в красочный яркий ковер.

Небольшой штакетник ограждал бабушкин палисадник перед окнами от улицы. Чего там только не было! Цветы менялись в зависимости от сезона, наполняя двор ароматами лета, но бабушкиной гордостью всегда считались розы. Она выращивала их из побегов, защищала от непогоды, а когда они зацветали — не могла налюбоваться ими. А однажды она вырастила розу-плетючку, колючую-колючую, но невыразимо прекрасную.

Мне больше всего нравился белая сирень, который рос под окном моей комнаты. Бабушка посадила его в честь моего рождения, но он обогнал меня в росте. Каждый год на День Победы мы с бабушкой ломали сирень и шли к Мемориалу Славы. Бабушка поднимала меня на руки, и я клал белый букет к вечному огню. А возвращаясь домой, я видел, как белели сиреневые цветы на фоне красного кирпичного дома и едва касались моего окна.

Весной наш дом менялся, поскольку менялся сад за ним. Сначала он бурлил белой метелью яблоневого и вишневого цвета, чуть позже утопал в зелени, а еще позже — в багрянцем налитого плода. Небольшие окошки блестели чистыми стеклами, что зорилы и влекли различным теплом.

минювався сад за ним. Сначала он бурлил белой метелью яблоневого и вишневого цвета, чуть позже утопал в зелени, а еще позже — в багрянцем налитого плода. Небольшие окошки блестели чистыми стеклами, что зорилы и влекли различным теплом.

Оттуда я пошел в первый класс, а когда родители получили квартиру в многоэтажном доме в другом районе города, я отказался с ними переезжать, оставшись жить у бабушки.

А теперь, когда бабушки не стало, я хожу в школу в новом районе, где живут мои родители. Мне нравится и мой дом, и новая школа, и мои новые друзья. Но там, в старом районе, осталось не только мое детство, но и частичка меня самого. Иногда даже представляю, что открываю калитку, а там на пороге стоит бабушка и ждет меня. Знаю, что чудес не бывает, что прошлое не возвращается. Но в сердце на всю жизнь останутся воспоминания о старенький аккуратный домик, окутанный дымкой сада, — мой родной дом.