Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина

Образ Петербурга в романе Евгений Онегин

На протяжении всего романа «Евгений Онегин» образ Петербурга неразрывно связан со становлением личности Евгения Онегина. Этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.

В самом начале Петербург представляется лишь Летним садом, где гуляет маленький Евгений. Но уже в пятнадцатой строфе первой главы этот город словно взрослеет вместе с Онегиным, отражая юность и беспечность героя. Петербург выглядит современно, элегантно, но в это же время лицемерно, горделиво и равнодушно, полностью отражая картину быта и нравов представителей петербургского дворянского общества. Это и просторный бульвар, где утром высший свет выходит на прогулку, и где Онегин появляется только ради приличия. Это и дорогой ресторан с французской кухней, где подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское. Это и театр с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почетными гостями, где Онегин, чувствуя недовольство и рассеянность, с равнодушием смотрит на сцену.

Высшее сословие Петербурга того времени было заметно подвержено французскому влиянию. Поэтому даже в рабочем кабинете Евгения, украшенном по французской моде и уставленном различными заграничными вещами, виден образ Петербурга.

Красочным изображением этого города является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Автор рисует яркие кареты, блеск великолепных домов, большой зал с множеством гостей, роскошно одетых дам и модных кавалеров.

В тридцать пятой строфе первой главы образ столицы показывается для читателя уже картинами быта. Неугомонный, полный веселья и празднества Петербург пробуждается под стук барабана военных. Пушкин изображает остальную часть общества: спешащего на рынок купца, извозчика, хлебника и немца, открывающего свою лавочку.

Автор описывает жизнь Петербурга с восхищением, уделяя внимание каждому закоулку и явлению этого города, точно и живописно подбирая нужные слова. Но в то же время Пушкин говорит только о внешней стороне этого города, делая акцент на модных тенденциях, показывая зависимость современного общества от всего заграничного. Александр Сергеевич не раскрывает душу этого города, не заглядывает внутрь, точно так же, как и не показывает душу главного героя, Евгения Онегина.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин проводит некую параллель образа Петербурга и взросления Евгения Онегина. Город показывается живым, он растет вместе с главным героем, отражает его настроение, его привычки, характер, тем самым занимая важное место в повествовании романа.

12 стр., 5581 слов

Отношение евгения онегина к людям. Евгений Онегин — тип лишнего человека

... вечеринок. Наскучившие балы и блеск залов не привлекают молодого поэта. Подобное отношение к выходам в свет и у Евгения Онегина. В начале сюжета автор описывает их знакомство с ... влюбленности, борьбе за чувства, неудачах и разочарованиях. Автор — главный герой романа «Евгений Онегин». Содержание Образ Пушкина в романе Во всем повествовании читатели прослеживают свои жизненные радости и ...

Сочинение Петербург в Евгении Онегина

В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых — тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей. Особое место в романе занял Санкт-Петербург и его представители. Сам город представляет собой не только место действия сцен романа, но выступает отдельным героем, который имеет свое лицо, характер и привычки.

В романе Петербург выступает местом, где начинается и заканчивается действие произведения, поэтому ему отводится особая, важная роль. Этот город неразрывно связан с главным героем романа – Евгением Онегиным, который представлен в творении Пушкина другом еще одного важного персонажа – романтического поэта Владимира Ленского.

С самого начала произведения мы проникаем в жизнь петербургского дворянского общества, которое определяется писателем как современное и элегантное. Пушкин крайне подробно рисует картину нравов и быта петербуржцев от нарядов представителей дворянства и блюд, вкушаемых в заведениях высокого класса до мероприятий, посещаемых высшими персонами. На примере жизни Евгения Онегина, автор показывает читателю распорядок дня типичного представителя дворян того времени. Александр Сергеевич подробно показывает посещение Евгением Онегиным театра, далее его возвращение домой и пребывание в рабочем кабинете. Рассматривая интерьер этой комнаты, читатель может заметить, с какими странами у России был товарный обмен на тот момент. Кроме того автор мягко иронизирует заметное французское влияние на жизнь высшего сословия Петербурга того времени.

Описывая течение жизни столицы, Пушкин по-настоящему восхищается Петербургом, каждому уголку и явлению этого города он точно и ярко подбирает красивые слова, словно рисует красками его картину. Также можно заметить некоторую параллель Петербурга с Венецией, которую ненавязчиво проводит автор в описании прекрасной столицы.

Кроме того в первой половине произведения Санкт-Петербург предстает перед нами как город, где постепенно расцветает декабристское движение, а жители существуют в ожидании серьезных изменений. Во второй же половине романа перед читателем возникает Петербург, живущий в мертвящем упоенье света.

Таким образом, Санкт-Петербург занимает важное место в повествовании романа «Евгений Онегин». Здесь он является городом, где проживает дворянство первой половины девятнадцатого века. Он предстает перед взором читателя живым, разнообразным и многоплановым. Петербург — это не просто место действия романа, а отдельный персонаж, которому уделено много внимания и описания, чья роль крайне важна в произведении.

Петербургский свет романе «Евгений Онегин»

Петербургский «свет» — аристократическое общество — выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества. Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителен. Тут «необходимые глупцы», и «на все сердитые господам и «диктаторы бальные» и «с виду злые» дамы, и не «улыбающиеся девицы.

15 стр., 7389 слов

Описание памятника Пушкину в Москве

... докладов, сообщений по теме: Поэт-пророк, поэт художник. Конкурс на лучший памятник поэту. Открытие памятника поэту в Москве в 1880г. Страницы жизни и деятельности А.М. Опекушина. Страницы жизни и деятельности М.К. ...

В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью

жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы.

Все в них так бледно, равнодушно,

Они клевещут даже СКУЧНО; В бесплодной сухости речей. Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в белы СУТКИ, Хоть невзначай, хоть наобум…

Третья группа дворянства, представленного в романе,- это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей проходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков, Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недорослю» Скотинины из XVIII века благополучно перекочевавшие

в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризует дикий мир провинциального дворянства как воплощение косности, невежества, умственного отупения, слепой приверженности старине. Поэт беспощаден в своем сатирическом описании «дикого барства».

С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг» хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и известной близости к народу, царят крепостнические нравы. Так же привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты провинившихся крестьян, и «служанок била, осердясь».

Вставка «Москва и Петербург»

Более важным и значительным для романа окажется противопоставление Петербурга и Москвы. Не случайно в своем Болдинском наброске Пушкин 7-ю главу романа назовет «Москва». Речь здесь идет не только о сюжете, связанном с тем, что Татьяна (рис. 4)

Рис. 4. Образ Татьяны Лариной (иллюстрация Л. Тимошенко) ()

отправляется на ярмарку невест в Москву, но и об изменениях взглядов героини и автора. И вот первое знакомство с Москвой:

Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Напомним, что эта глава пишется после возвращения Пушкина из михайловской ссылки по императорскому велению в Москву, где он долго отсутствовал. Поэтому очевидна человеческая теплота описания Москвы, в отличие от холодного Петербурга, пусть и связанного со значительными достижениями в сфере культуры и искусства, вырывающаяся из сердца поэта. Само изображение Москвы дается иначе. Если Петербург – это город, расположенный в низовьях дельты Невы, и поэтому картинки, которые рисует Пушкин, – это маленькие эпизоды, выстроенные вокруг тех или иных петербургских мест. Вот, например, бал в одном из великолепных домов Петербурга, где изображается не только бал, но и сам дом со всем его окружением, образуя, таким образом, фрагменты. То Москва, стоящая на семи холмах, показана в виде панорамы, где будет подчеркнуто наличие золотых крестов, церквей, колоколен (рис. 5).

Рис. 5. Златоглавая Москва (И. Разживин) (

9 стр., 4423 слов

Образ петербурга в романе евгений онегин пушкина (2)

... Москва и Петербург на страницах романа А. Пушкина «Евгений Онегин» В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни» В ... » Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» . Литературные сочинения! Образ Петербурга в романе О. Пушкина «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» изображенная богатая ... Нева, пока петербургская река, «закованная в гранит», да ...

Таким образом, тут будет подчеркнута религиозная, православная, традиция, носителем которой будет сама Москва, противопоставленная толерантному и безрелигиозному Петербургу.

Рис. 6. Адмиралтейство. Фонтан (В. Куликов) (Источник)

Тема Петербурга в романе «Евгений Онегин»

С другой стороны, первая тема, которая начнет здесь разворачиваться, – это тема ближайшей истории, событий 1812 года (рис. 7).

Рис. 7. Наполеон в горящей Москве (А. Адам) (Источник)

Поэтому сразу становится понятным, что Москва погружена в некий исторический контекст и традиции, которые не обнаруживаются в Петербурге, сориентированном на современную европейскую культуру, оторванную от русских национальных корней. Дальше даже сюжетно получается так, что Татьяна возвращается в город, в котором она родилась. Тут она встречается со своими родственниками, и разворачивается иногда ироническая правда размышлений Пушкина о том, что называется родней, и отнюдь не случайно именно московские главы потянут за собой патриархально-семейную тему. Поэтому понятно, что Татьяна в этом отношении оказывается связана не просто с Москвой, но и с национально-культурными русскими традициями, в своем противопоставлении Онегину и Петербургу. И тогда вновь мы обнаруживаем ту же особенность в устроении романа: с одной стороны, перед нами персонажи, явленные как отдельные личности, а с другой стороны, они оказываются воплощением очень значительных и разных национально-культурных традиций. Петербург, Евгений Онегин оказываются воплощением переворота, который был совершен Петром I, оторвавшим древнюю Русь от европеизированной России, а Татьяна, Москва оказываются воплощением лучших национальных качеств, которые связаны с продолжением и опорой на допетровскую Русь, отверженную Петром I (рис. 8).

Рис. 8. Император Петр I ()

Конечно, это будут разные Петербурги: Петербург Онегина и Петербург Татьяны. И, наконец, есть основания напомнить о сожженной, частично сохраненной 10-й главе романа, где Пушкин пытается нарисовать панораму становления, развития декабристских движений в Петербурге. И это будет тоже образ Петербурга, не похожий ни на Петербург Татьяны, ни на Петербург Онегина. Но мы с вами сосредоточимся по большей части на первой главе романа.

Для этого есть определенные слова. Напомним, что в болдинских набросках Пушкин назовет эту главу «Петербург». Заметьте, не именем главного персонажа. Казалось бы, именно эта глава посвящена характеристике Онегина (рис. 9).

Рис. 9. Образ Евгения Онегина (иллюстрация Л. Тимошенко) (

4 стр., 1626 слов

Пушкин а. с. — Онегин в петербурге

... бал. В романе много лирических отступлений, где раскрывается образ автора. И мы понимаем, что Пушкин во многом отличается от своего героя и глубиной чувства и образом жизни. Онегин едет ... от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его. Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому ...

Хотя в действительности она начинается очень странно, размышлениями героя, отъезжающего из Петербурга в деревню, внутренним его монологом, еще не представленным читателю. И завершится несколькими строфами, описывающими жизнь Онегина в деревне. Таким образом, возникает деревенское кольцо этой главы, внутри которой разворачивается характеристика персонажа, образа жизни петербуржца. Сам мотив города и его жителя оказываются взаимосвязаны друг с другом. С другой стороны, когда в 1825 году Пушкин публикует отдельно первую главу в таком виде, он напишет отдельное предисловие, которое начинается странным образом: «Вот начало большого стихотворения, которое, может быть, никогда не будет завершено». Дело в том, что к тому времени уже написана вторая глава и понятно, что Пушкин работает над продолжением, и, по всей видимости, ему важно было подчеркнуть, что эта первая глава являет собой нечто целостное. Действительно, чуть ниже он так и определил: «Первая глава представляет собой нечто целое». Вполне можно увидеть петербургскую тему и образ Петербурга внутри этой целостной главы. Петербургская тема возникает тут же, во второй главе, когда нам представляют персонажа:

  • Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель;
  • Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.

Эта глава пишется в Кишиневе, а стало быть, весь этот предстательный образ Петербурга не что иное, как воспоминания Пушкина о своих впечатлениях петербургских 1817–1820 годов. Представляя нам Онегина, он впишет его в особенности петербургской жизни, начиная с его образования, с воспоминаний о вполне конкретных реалиях петербургской жизни. Но это не только берега Невы, это и Летний сад, куда учитель Онегина водит его гулять, это и французский язык. Хотя, впрочем, французский язык не может являться особенным показателем петербуржца, поскольку все российское дворянство владело французским языком, а вот углубленное изучение латыни, европейской истории (от древностей до наших дней) и последних достижений европейской науки, совсем не поэтической, например экономики Адама Смита (рис. 10), может.

Рис. 10. Адам Смит (

Все это характеризует Онегина как человека оторванного от национальных русских традиций. Перед нами европейский тип, причем не просто европейский, а тип современного европейца. Напомним:

Как dandy лондонский одет.

Если Москва по-прежнему еще ориентируется на старую добрую французскую, парижскую традицию (рис. 11),

Рис. 11. Французская мода XIX в (Источник)

то современный петербургский денди ориентируется на модную и современную английскую культуру (рис. 12).

4 стр., 1711 слов

Онегин добрый мой приятель отношение пушкина к онегину

... героя. Онегин по – своему дорог и близок А.С.Пушкину. Сочинение на тему онегин добрый мой приятель отношение пушкина к онегину В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отражается ... его тоскующую лень, — была наука страсти юной». Жизнь Онегина полна развлечений, увеселений и забав, Он проводит время ... Онегин не проявляет никакого интереса к ней и только прошествии времени, встретившись с ней в Москве, ...

Рис. 12. Английская мода XIX в ()

Причем ориентируется не только в своем внешнем виде, но и общекультурном: он читает книги, написанные современными английскими авторами. Не случайно дважды в первой главе Онегин будет сравниваться с Чайльд-Гарольдом (рис. 13),

Рис. 13. Фронтиспис издания 1825/26 года (Книга Дж. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда») (

и это будет звучать вполне нормально и естественно для петербургского окружения. В то время как Татьяна, прочитывая те же самые онегинские романы, совсем иначе воспримет эту фигуру Чайльд-Гарольда: «Москвич в гарольдовом плаще». И это будет уже пародия, так как в Москве появление такого рода фигуры становится невозможным, зато в Петербурге – пожалуйста. Напомним, что центральная часть этой главы выстраивается с внешней точки зрения как описание дня жизни Онегина. Есть резон обратить внимание на то, как устроен этот сам день:

Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник?

Не совсем понятно, правда, что это за утро, что это за пробуждение такое Онегина? Но совершенно очевидно, что вся его дальнейшая жизнь сегодняшнего дня расписана неким ритуальным образом. Его ожидают сначала детские праздники, потом он отправляется в ресторан, где ждут его приятели (с одной стороны онегинские, с другой – пушкинские, тут он вспоминает своих знакомых гусаров, Каверина в частности) (рис. 14),

Рис. 14. П.П. Каверин (декабрист, приятель Пушкина) ()

он отправляется к вечеру в театр, потом проводит добрую часть ночи на балу. И в тот момент, когда наступает утро следующего дня, Онегин укладывается спать. Так выглядит жизнь Онегина, где основной темой его существования становится такое ритуализированное существование. Более того, ритуализированное по правилам некой светской петербургской жизни, которая в самом романе у Пушкина символически представлена брегетом, который звонит Онегину и сообщает о необходимости смены декораций, смены действий:

И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед.

И чуть пониже:

Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.

С одной стороны, брегет – это вполне определенный знак все того же дендизма. Это достаточно дорогие швейцарские часы, популярные в высшем свете как раз в 1810–1820 гг. Онегин играет модной и дорогостоящей безделушкой. Но когда в пятой главе романа Пушкин будет описывать свое существование в деревенской жизни, не петербургской, то там вновь всплывет мотив этого самого брегета, но совершенно иначе:

…Люблю я час

Определять обедом, чаем

И ужином. Мы время знаем

10 стр., 4970 слов

А.С.Пушкин: краткий очерк жизни и творчества

... Рассказы об эпизодах такого рода весьма многочисленны. Но не подлежит сомнению, что жизнь Пушкина в первые годы после выхода из лицея содержала иные измерения. Он энергично ... замечанием: «Ну, нечего скалить зубы!». В декабре 1809 г. в Москву приезжает Александр I; Пушкин стоит с народом на высоком крыльце церкви св. Николая на Мясницкой. ...

В деревне без больших сует:

Желудок – верный наш брегет.

В данном случае получается так, что брегет является неким символом, некой метафорой вот такой механической, искусственной жизни не только Онегина, а и некого петербургского жителя известного слоя, круга – высшего дворянства.

История Москвы

(Картина Дмитрия Белюкина к роману «Евгений Онегин»)

Во время событий романа «Евгений Онегин» столицей Российской империи был блистательный Петербург, но отсутствие официального статуса, не мешало Москве оставаться крупнейшим торгово-экономическим центром и сердцем страны. Как истинно русский человек, А.Пушкин не мог не упомянуть Москву в своем романе о жизни российского дворянства, особенно, учитывая ту огромную роль, которая исторически была ей отведена.

Несмотря на то, что Москва не стала сценой самых важных событий – завязка и развязка романа связаны с Петербургом, а кульминация происходит вообще в российской глубинке, автор сумел передать свое личное отношение к этому городу. Это и безбрежная любовь, от которой сводит дыхание, высказанная одной-единственной, но очень точной фразой:

Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось! и гордость, сталью звенящая в строках, описывающих Петровский замок, в котором скрывался Наполеон: Но не пошла Москва моя К нему с повинной головою Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар… и с искренним восхищением: Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!

Знакомство с Москвой происходит в 7 главе – Татьяну Ларину родня отправляет в Московское Благородное Собрание или по-простому, на Ярмарку невест, в качестве дебютантки, чтобы найти ей пристойного мужа. Пушкин, через Татьяну, описывает город, концентрируя внимание читателей на его характерных чертах, которые до сих пор отождествляются и ассоциируются в душе каждого русского человека с Москвой. Поэт не использует для этого каких-то сложных приемов, метафор и сравнений, а просто перечисляет их, словно художник, накладывающий на картину широкие скупые мазки:

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах

2 стр., 623 слов

«Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»)

... века подтвердил пророческую сущность слов великого русского поэта. На этой странице искали : русский бунт в изображении пушкина по роману капитанская дочка русский бунт бессмысленный и беспощадный сочинение русский бунт в изображении пушкина капитанская дочка русский бунт в изображении пушкина сочинение о романе капитанская дочка Сохрани к себе на стену!

Читая эти строки, кажется, ощущаешь тот трепетный восторг, который охватил Татьяну при виде златоглавой Москвы, ее величавых белокаменных церквей с многочисленными крестами, уютных бульваров, с гуляющей разночинной публикой и мощеных улочек, магазинов мод и аккуратных особняков.

Но вчитываясь дальше, понимаешь, что скромная деревенская инженю только очаровалась, но не прониклась любовью к Москве. Шум балов и бесконечные сплетни, посиделки с тетушками и разговоры об удачном браке утомляют Татьяну, и она все больше укореняется в мысли о Москве, как о надменном и холодном городе. И по ходу романа Пушкин старается изменить мнение своей героини, противопоставляя чопорности салонов мозаику пестрых улиц, а аристократичности – простоту и душевность Москвы.

Очень интересно А.Пушкин играет на контрастах, рассказывая о Москве и Петербурге. Так, столица описывается, как «модный» суетный город, где кипит жизнь в круговерти балов и суаре, светских раутов и театральных премьер. Холодный и холеный Петербург ценит только победителей по жизни, и в нем нет места душевности и теплу, поэтому даже семейная жизнь, в глазах молодых дворян, рассматривается как анахронизм.

Пушкин позволяет себе с сарказмом описывать петербургское высшее общество, правда, этот прием нельзя называть обличительным и злым, скорее, добродушно-насмешливым. При этом, выказывая огромное уважение к городу Петра и восхищаясь ним, поэт ни одной строкой не выдает своей любви к нему. Некоторые критики даже слышат в начальных строках романа некую обиду на Петербург, связанную с неудачным и болезненным для поэта романом с петербургской барышней:

Где некогда гулял и я, Но вреден север для меня

В то же время, открыто признавая Москву еще одной культурной столицей Империи, Пушкин отмечает, что здесь до сих пор живы давние традиции русского народа, и даже поддаваясь влиянию Европы, она остается очень домашней. И в этом он видит «изюминку» Москвы, которая, из-за этого контраста, в глазах читателя оживает и дает фору холодному надменному Петербургу.

Подытоживая, отметим, что хотя Москва и является «проходным» местом действия романа «Евгений Онегин», Пушкин сумел передать ее дух и выразить свою искреннюю любовь. Отдавая дань Санкт-Петербургу, автор дает понять читателю, что душа и сердце России сосредоточены в Москве, и что именно она лучше всего выражает характер русского народа – его широту и щедрость, доброту, глубочайший патриотизм и готовность прощать, а также необузданность и непредсказуемость, вызывающие ужас у всей Европы. И Александру Сергеевичу удалось блестяще справиться со своим замыслом –«онегинская» Москва, спустя столетия, интересна и понятна читателям, пробуждая в них искреннюю любовь и уважение к этому великому городу.

14 стр., 6812 слов

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «свободный роман»

... роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике; 2. Исследовать особенности «Евгения Онегина» как «свободного» романа; 3. Дать анализ, Глава 1. Эволюция взглядов на роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 1.1 Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ... сочинений, т. VII, М. 1955.С.121 В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению Белинского В. Г., Пушкин изобразил русское ... была названа Белинским существом ...