Урок русского языка в 3 классе «Обучающее «Моя любимая игрушка

Русский язык. 3 класс. Обучающее сочинение.

Тема: Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (подготовка к написанию)

Цели:

1) Отработать умение определять идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал.

2) Отработать умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы, умение раскрывать тему сочинения.

3) Овладеть умением строить художественное описание предмета, обогащать речь обучающихся образно-выразительными языковыми средствами.

4) Развивать наблюдательность детей, духовные качества, чувства, разум.

5) Познакомиться с историей русской народной игрушки.

Ход урока:

I. Сообщение темы и цели урока.

  • Назовите основные типы речи (повествование, описание, рассуждение)
  • Что значит описать предмет? (эти значит рассказать какой предмет, выразить свое отношение к нему, дать оценку)
  • Какова композиция описания? (общее впечатление, описание деталей, оценка)

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-описания «Моя любимая игрушка». Для того, чтобы хорошо подготовиться к сочинению об игрушке, мы должны:

1) Определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал.

2) Еще раз отработать элементы композиции.

3) Составить словарик опорных слов.

4) заглянуть в прошлое игрушки.

II. Беседа по теме урока

А) Запишите тему сочинения в тетрадь. Заложена ли в формулировке темы сочинения его идея? Что значит «Любимая игрушка»?

(Любимая, значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен).

Б) В каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном).

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы. Вот одно такое описание:

«Тигренок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина 38 см, высота 18 см. Цвет коричневый – с черными полосами. Не озвученная, не заводная».

Соответствует ли этот текст нашей теме? (нет, не выражено авторское отношение)

(Достаю игрушечного тигренка)

Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда? А может лучше так (читаем описание, текст находится на парте у каждого)

2 стр., 760 слов

Разработка русского языка: -описание предмета «Моя любимая игрушка»

... принести на урок вашу любимую игрушку? Сформулируйте тему урока. Физкультминутка IV . Работа по теме урока. 1. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы ... описанию мы легко представим себе игрушку. А что ещё должно быть понятно из вашего сочинения? (Любимая игрушка. Мне нравится с ней играть) Что мы сейчас определили? (Основную мысль сочинения.) 2. ...

Карточка №1

«Перед нами безобидный маленький тигренок. У него большая голова со смешными торчащими ушками, длинный-предлинный хвост, большие толстые лапы. Шерсть густая и мягкая коричневого цвета с черными полосками, лишь животик нежно — белый. Из-под шерсти поблёскивают жёлтые бусинки глаз. Они немного грустные, задумчивые и добрые. Тигренок просто как живой. Очень симпатичная игрушка!»

В каком стиле идет описание? Докажите, что это художественное описание. А можно ли описание совместить с повествованием? О чем, например, можно рассказать в первой части? (как появилась игрушка, рассказывает тот, чей это тигренок)

В) составим словарь опорных слов (карточки со словами вывешены на доску).

«пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, симпатичная, смешная, интересная, автоматическая, заводная, мягкая, очаровательная.»

Прочитайте слова. Выпишите слова в 2 столбика:

  • слова, служащие просто для описания (нейтральные)
  • слова, содержащие оценку

Найдите среди этих слов синонимы.

Г) Каждому слову необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться его значение и красота. В чем недочеты предложенных вам ученических работ? (имеющиеся на каждом столе тексты помогают работать над предотвращением логических, речевых и грамматических ошибок.)

Карточка № 2

«Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с черными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был веселый и радостный, ласковый.»

Карточка № 3

«У меня есть кукла. Ее мне купили года три назад. У нее голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Кукла ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки. Сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, и с ней интересно играть. Ее мне купили зимой, и когда был Новый год, я наряжала ее Снегурочкой. Я ее очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю ее спать.»

Д) Мы уже поняли, как, в какой последовательности, какими словами писать сочинение, а вот о чем же оно будет? (2-3 ответа описания любимой игрушки, индивидуальные задания.)

Е) Мы слушали ваши рассказы об игрушках. А может ли игрушка рассказать о целом народе?

Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое игрушки.

Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. У каждого народа — свои любимые забавы, свои традиции. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, она дарит радость. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.

Какими были первыми игрушки?

(рассказывают дети)

«В быту русской деревни самой распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Она была в каждой крестьянской семье, а в иных избах их было до сотни. Да и что удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в скалку кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перетягивали льняной ниткой, и вот кукла готова. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную или волосяную косу. Наряжали куклу с большим старанием. Знали, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве будущей хозяйки. Но все эти куклы были безликими. По народным поверьям «кукла с лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка.»

1 стр., 425 слов

Любимая игрушка. Кукла Барби

... выдумщица! Когда она рядом, ску­чать просто некогда: то она рассказывает мне удивитель­ную историю, то показывает новую игру, то ... привели в восхищение наряды моей куклы. Вдруг она сказала: «А знаешь, Наташа, давай-ка мы твоей Барби обновки подарим! Увидишь, ничуть ... у моей Барби появился друг Кен. Для него я тоже связала очень модный костюмчик. Правда, здорово, когда игрушки приносят нам столько ...

(показать современную тряпичную куклу)

Игрушечные промыслы возникали в разное время, формировались в разных исторических условиях. На их развитие влияло население края, его экономика, местонахождение, традиции местной культуры. В каждом крае складывалась школа мастерства и опыта, вырабатывался свой стиль. Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые из них, конечно, дымковские

(рассказывают дети)

«Дымковские игрушки изготавливают в слободе Дымково под Вяткой. Еще в 19 веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «свистунью». Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины. Изготовить даже простую маленькую свистульку – большое искусство, а дымковские игрушки – большие, сложные, с множеством деталей. Глину специально готовят, замешивают тесто, из которого лепят фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой- «пичужкой» прокалывают отверстие для свистка. Один из оригинальных вариантов русского узора видим мы на глиняных игрушках из Дымки. Различные барыни, петухи, кони, козлики украшены красными, синими, желтыми, зелеными кругами, точками. Придумывали целые сценарии игрушек из глины. Краски составляли на яйце с квасом. При росписи использовали сразу десятки кисточек. Дымковская игрушка – трудоемкое ручное производство.» (показать иллюстрацию)

Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

(рассказывают дети)

«Деревня Филимоново Тульской области стоит на высоком берегу реки Уны. Кругом благодатный простор: поля, холмы, овраги, склоны. Богатейшие залежи глины – восемь разных сортов. На игрушки шла особая глина «синика». Игрушечное дело в деревне знали только женщины. «Какое там искусство, просто работа, как и любая другая», — рассуждали мастерицы. Лепили они виртуозно, с поразительной ловкостью, почти не глядя. Но стоило новичку попытаться повторить увиденное, как доступная филимоновская свистулька становилась недосягаемой. Глина здесь была не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. а сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера! Во всей России знают филимоновскую игрушку. Она особенная, неповторимая! (показать иллюстрацию)

Славились в России не только глиняные, но и деревянные игрушки

(рассказывают дети)

«Городецкая деревянная игрушка изготавливалась мастерами из города Городец Нижегородской губернии. Игрушки делали плотницким инструментом из сосновых и осиновых дощечек. Получались они простыми и очень выразительными. Излюбленными телами были кони-одиночки, пары, тройки, упряжки. Раскрашивали масляными красками: ярко-красные, лиловые, черные цвета. Мчались огненные кони навстречу солнцу. (показать иллюстрацию).

5 стр., 2283 слов

Матрёшка – русская национальная игрушка

... Сочинение-описание для 5-6 класса презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему Слайд 1 Типы речи. Описание предмета на примере национальной игрушки Слайд 2 Для чего нужны игрушки? «Игрушка ...

Очень знамениты и Федосеевские деревянные игрушки. Этот промысел возник в конце 19 века в деревне Федосеево близ города Семенова, известного токарными изделиями и знаменитой хохломской росписью. Многообразна федосеевская игрушка: кони, кукольные буфеты с настоящими зеркальцами, столики, стульчики, кресла, диваны, сани, пароходы, автомобили, трамваи, вагоны, велосипеды. И все это умело построено, ладно сколочено из многих дощечек, палочек, лучинок. Очень кропотливая работа. Игрушки выкупывались а ярко-желтой краске. Они сияли, светились золотистым светом, будто излучали солнечное тепло. Затем наносили узоры: лиловые завитки, яркие пятна, рисовали цветы, животных» (показать иллюстрации и современную деревянную игрушку)

Центром русской игрушки был Сергиевский Посад. (ныне г. Загорск Московской области.) Сергиевский художественный промысел игрушки вырос на основе глубоких традиций древнерусского искусства. Его культурные истоки связаны с Троице-Сергиевым монастырем – крупным центром художественных ремесел, с местной школой прикладного искусства. Именно такая связь культуры мастерства и общей художественной культуры определили расцвет и высокий профессионализм народной игрушки в Сергиевском Посаде. Сотни дворов, почти две тысячи мастеров были заняты изготовлением игрушек, самых разных: токарных, столярных — из дерева, лепных – из папье-маше, комбинированных – из ткани, бумаги, металла, фарфора.

Наши рассказы будут не полными, если мы не поговорим о русской матрешке.

(рассказывают дети)

«В России матрешка появилась в конце 1890–х годов. Заимствована идея разъемно-вкладной токарной игрушки из Японии. В России она приняла оригинальное решение. Авторами первой русской матрешки стал художник Малюшин и подольский токарь Звездочкин. Она изображала девушку в простонародном костюме: сарафане, переднике, платочке с петухами, серпом и хлебом в руках.

Вскоре матрешки стали делать мастера-кустари Сергиева Посада.

Только за 1911 год были сделаны 21 вариант матрешки. Они отличались размерами, по форме, по росписи. Самые крупные экземпляры матрешек включают до 60-ти кукол» (рассматриваются куклы — матрешки, выполненные современными авторами)

Послушайте, как описал матрешку К.Паустовский

Карточка № 4

«Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка величиной с наперсток, в шали из сусального золота (тончайшие пластинки металла, употребляемые для отделки)

Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиться вдребезги мужские сердца».

В каком стиле идет описание? Отметьте слова и обороты, характерные для этого стиля. Постарайтесь в пересказе сохранить эти образные средства языка.

Паустовский так ярко, красочно описал матрешку, что хотя ее и нет у нас перед глазами, все вы ее видите, правда? А что вы можете сказать об авторе — художнике, сотворившем это чудо?

Ж) А сейчас как бы подводя итог всему сказанному и услышанному сегодня на уроке, давайте посмотрим небольшой видеосюжет «Ярмарка народной игрушки».

8 стр., 3900 слов

Проект росписи матрешки «Вокруг света»

... - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена ... с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе. Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава ...

III. Итог урока, заключительная часть.

Ребята, не стали ли вы внутренне богаче после сегодняшнего урока? Какие мысли, желания возникли у вас? А давайте посмотрим на таблицу, все ли поставленные цели нам удалось сегодня достичь?

Проходили годы, менялись игрушки, но ничего не могло исчезнуть в культуре, сильной своими традициями. Современная игрушка по-прежнему излучает много тепла, добра, дарит нам радость, мы любуемся и восхищаемся ими.

Домашнее задание:

написать сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (используя опорные слова, соблюдая композицию описания.)

15