Рассуждение Каковы причины и последствия «обломовщины»?

Роман «Обломов» является вершиной творчества И.А. Гончарова. В нем писатель создал незабываемый образ лишнего человека. Приступая к написанию романа, автор ставил цель рассказать читателю о жизни «честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

Но вниманию читателя представляется более широкая картина, чем просто жизнь главного героя – Ильи Ильича Обломова. Роман Гончарова воспроизводит эпоху 40–50-х годов XIX века и дает яркое полотно помещичьей Обломовки и чиновничьего Петербурга с его калейдоскопом социальных типов – от крепостных слуг до представителей столичного барства.

Главный герой романа, Обломов Илья Ильич, человек «лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Из главы «Сон Обломова», а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает о детстве и юности героя. Он рос и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием.

Жизнь в Обломовке и привычка делать все с помощью других людей развили в герое апатическую неподвижность. Весь роман – это история человека, который медленно, но верно погружается в трясину апатии. Иной тип характера раскрыт в образе Андрея Штольца – немца по отцу, русского по матери. В Андрее с детства развивались такие черты, как инициативность и трудолюбие. Он не может понять Обломова и не теряет надежды возродить его к жизни. Уезжая в очередной раз за границу, Андрей поручает заботу о своем друге Ольге Ильинской – молодой девушке, лишенной светской фальши и кокетства. Она пыталась изменить Обломова, заставить его жить другой, активной и мыслящей жизнью. Но они по-разному понимали идеал жизни. Прощаясь с Ильей, Ольга говорит: «Я узнала недавно только, что любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе то, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»

4 стр., 1995 слов

Дружба Обломова и Штольца в романе «Обломов»

... Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова В продолжение всего романа Обломов и Штольц идут рука об руку, сохраняя искреннюю привязанность друг ко другу. Рассмотрим некоторые эпизоды из их жизни. Вот ... румянца. Зеленые выразительные глаза Штольца также противопоставлены серому и мутноватому взору главного героя. Сам Обломов вырос в семье русских дворян, владевших не одной сотней крепостных душ. ...

Обломов и сам понимает, что не достоин Ольги, хотя любит ее искренне и бескорыстно. Их история любви красива и романтична, но у нее не может быть продолжения, потому что Илья и Ольга – разные люди. Если он представляет себе будущее в тихих, спокойных прогулках по саду, приятных беседах, встречах гостей, то для нее – это непрерывное движение вперед. Но именно Ольга сумела разглядеть иные, присущие цельной натуре, черты характера Обломова: честность, открытость, способность на глубокие чувства. Все эти качества чужды дельцам и карьеристам, которые периодически появляются у дивана Ильи Ильича. Каждый из них, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной и деятельной жизни, которую действительность предлагает герою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог разговору с ним и выносит отрицательную оценку. Обломова совершенно не привлекает ни карьера, ни светские успехи, потому что он видит в них только бесполезную суету. Его же душа требует чего-то возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана. Выросший на лоне русской природы, среди покоя и тишины, окруженный заботой и лаской, он не мог найти себя в расчетливом и суетливом мире большого города, в обществе, в котором, по его мнению, нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии».

Обладающий огромной силой обобщения, образ Обломова относится к «вечным» образам не только русской, но и мировой литературы. Фигура главного героя неоднозначна и вызывает у читателей различные мнения. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым, «голубиным», сердцем. Другие отмечают, главным образом, его лень и апатию, бесполезность и никчемность. Но автор, работая над романом, стремился к тому, чтобы читатель соединил все образы произведения в одно целое и смог составить представление о русской жизни и актуальных для этого времени проблемах. Рассказывая о жизни главного героя, Гончаров показал такое широкое понятие, как обломовщина. С одной стороны, оно включает в себя весь патриархальный уклад русской жизни с ее праздной сонливостью, культом еды, стремлением к тишине и покою, а с другой стороны – поэтичность, доброту и любовь. Слово «обломовщина» впервые произносит Штольц – друг Ильи Ильича и его антипод. Когда Андрей понимает, что надежды на возрождение Обломова к жизни нет, он восклицает: «Погиб… Навсегда погиб!», а позднее говорит Ольге, что в доме Ильи царит «обломовщина». Это понятие становится одновременно и ключевым, и роковым для главного героя. Все попытки Андрея Штольца и Ольги Ильинской возродить Илью Ильича оказываются безуспешными: трясина апатии берет вверх и поглощает живое и чистое начало героя, приводит его личность к гибели – вначале нравственной, а затем и физической.

Таков итог жизни доброго и думающего человека, способного в иных условиях принести большую пользу обществу. Истоки его трагедии коренятся в общественном укладе патриархальной России. Лень и апатия героя – результат воспитания и окружающих обстоятельств. Именно «обломовщина», справедливо названная Н.А. Добролюбовым чертой русского национального характера, искалечила судьбу главного героя и погубила его. И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…» Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не могут оставить безразличными и читателя.

8 стр., 3678 слов

Обломовщина как социальное явление русской жизни. : Что такое ...

... явлений русской жизни, и оно придает роману Гонча­рова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести». Добролюбов увидел в типе Обломова и в обломовщине ... не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, ...

Слово «обломовщина» стало нарицательным благодаря критику Н.А. Добролюбову. В своей статье он подробно рассмотрел проблему, затронутую Гончаровым и не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Илья Ильич, делясь своими мыслями со Штольцем, говорит: «Наше имя легион», и он совершенно прав. Явление обломовщины, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия, способно погубить многих людей. Поэтому каждый из нас должен задуматься, вовремя увидеть и искоренить признаки этой душевной болезни, способной «повергнуть человека в жалкое состояние нравственного рабства».

Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

  • Биография писателя
  • История создания романа
  • Художественные особенности романа
  • Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова

Сочинения

  • Сон Обломова
  • Обломов и Ольга

Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Обломов и обломовщина (по роману И. А. Гончарова «Обломов») (Второй вариант)

Началось с неуменья надевать чулки,

а кон­чилось неуменьем жить.

И. Гончаров. Обломов

«Обломов» — лучший роман И. Гончарова, над которым автор работал на протяжении десяти лет. В этом романе Гончаров не только ярко отобразил проблемы со­временной ему жизни, но и сделал вывод о причинах этих проблем, выразил свои убеждения и надежды. Благодаря глубине этого произведения имя главного героя со време­нем стало нарицательным, а само слово «обломовщина» стало выражать вполне определенное, почти философское понятие.

Сам Обломов в романе — не кукла, не механизм, а живой человек со своими достоинствами и недостатками. Молодой, умный, образованный, глубоко порядочный, доб­рый, мягкий человек стал жертвой «обломовщины» — воспитания, общественной среды, — и именно из-за этого его судьбу можно назвать трагичной. Обломов задает себе вопрос: «Отчего я… такой», — и ответ можно найти в детстве героя, в его прошлом, поскольку в настоящей его жизни не случается практически ничего неожиданно­го, кроме напряженной внутренней борьбы Обломова с самим собой, в которой он в конце концов терпит поражение.

Попадая в сон героя, мы имеем возможность перенес­тись в его детство, познакомиться с его родителями, с обра­зом жизни в благодатной Обломовке прошлого.

Мы видим Илюшу Обломова не таким, каким стал Илья Ильич, целые дни проводящий на диване. Любопытный и внимательный мальчик наблюдает за всем, что делается в доме, «напитывает мягкий ум живыми примерами и бес­сознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей». И то, что он видел вокруг, «был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подо­бие смерти». Никто никуда никогда не спешил и не торо­пился в Обломовке, не прилагал усилий даже к выполне­нию самых насущных и необходимых дел: «жизнь, как покойная река, текла мимо них».

11 стр., 5447 слов

Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? по роману ...

... не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни…» Истоки «обломовщины» писатель видит в среде, в которой воспитывался Илья Ильич. Из главы «Сон Обломова» читатель узнает, что спокойная, размеренная жизнь ... ужасом спросил Обломов, пожирая Захара изумлёнными глазами. На Ильинской барыш... – Захар ещё не договорил, а Обломов был ... что она может подумать! А я? А Ольга?» – Несчастный, что я наделал! – говорил ...

Бесконечное стремление Илюши к познанию окружаю­щего мира всегда пресекалось нянькой, которая была обя­зана следить, чтобы с ребенком ничего не случилось, и которая не спускала с него глаз. Лишь во время послеобе­денного сна Илюша освобождался из-под чужого контро­ля, поскольку все вокруг спали, но никто не мог и не желал объяснять ему что-либо, заинтересовавшее его пытливый ум, так как важными в доме считались лишь хорошая еда да крепкий сон.

Илюшино стремление к самостоятельности не только не поощрялось, но и гневно пресекалось родителями, ведь многочисленные васьки, ваньки и захарки всегда были к его услугам. Мысль о труде, о самостоятельном действии, об инициативе всегда претила обломовцам, потому что труд был их главным врагом, наказанием, наложенным «еще на праотцев наших». Используя любую малейшую возможность, в Обломовке избавлялись от работы, «находя это возможным и должным».

Так любопытный, энергичный, ловкий ребенок рос в ат­мосфере гиперопеки, как оранжерейный цветок, научаясь у окружающих спокойной и ленивой, апатичной и бездея­тельной жизни. Так он сам начал неприязненно отно­ситься к новому, а основание для собственной непрактич­ности и бездеятельности окружающих находил не в ре­альной жизни, которая была закрыта от него, а в нянюш­киных сказках о Емеле-дураке, ничего самостоятельно не делающем, а получающем от волшебной щуки исполнение различных желаний. Сказки, предания, суеверия так глу­боко укоренились в сердце Обломова, что он, повзрослев, часто грустил о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Чрезмерная забота родителей, беспокоящихся о том, что­бы Илюша хорошо и вовремя поел, не перетрудился во время обучения, не перенапрягся от самостоятельных усилий, отсутствие необходимости хоть что-то делать самому, а не командовать и покрикивать на слуг сформировали трудную на подъем, апатичную, ленивую и нерешительную натуру Ильи Обломова. Его бедой стало то, что он сам не знал, что он делать умеет, а что — нет, и это незнание делало его беспомощным при решении даже бытовых не­замысловатых вопросов.

Обломовщина искалечила судьбу главного героя, она же и погубила его, поскольку не дала проявить себя ни в дружбе, ни в любви. И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое нача­ло, может быть, теперь уже умершее…» Материал с сайта //iEssay.ru

И все же мне кажется, что Обломов сумел подняться над обломовщиной хотя бы тем, что, оставаясь ее жертвой, он был думающей жертвой, оценивающей и самокритич­ной, с развитыми чувствами и богатой душой. Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не оставляют безразличными и нас. И все же беда Обломова в силе привычки, в том, что в его жизни «никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного, огня». А может, он просто не заметил этого пламени, погасив божью искру, дарованную ему свыше?

2 стр., 726 слов

Сочинение жизнь учит лишь тех кто ее изучает

... значительность среднего человека, тех нравственных идеалов, которые порождались скромным укладом жизни простого труженика Это ... и Советнику. Однако борьба с галломанией лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос ... числе и к своим родителям "Всякий, кто был в Париже, откровенничает <ж, имеет ... любит бедного дворянина Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. "Так ежели ...

Заслуга Гончарова, а после и Добролюбова с его статьей «Что такое обломовщина» в том, что они пока­зали типичность обломовщины, которая жива по сегод­няшний день. Поэтому прав будет и Илья Ильич, де­лясь своими мыслями со Штольцем: «Наше имя легион». Я думаю, что каждый человек должен сам победить в себе это ядовитое явление обломовщины, заглушаю­щее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение что погубило и.обломова
  • в чем причина бездеятельности обломова
  • сочинение обломов и обломовщина
  • это ядовитое слово обломовщина сочинение
  • обломовщина это беда или благо