Художественные особенности романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон»

Литературный стиль романа «Тихий Дон» очень разнообразен. И не сказать, что автор сделал какое – то нововведение с точки зрения языка, однако, по всем тонкостям в общем можно однозначно сделать вывод, что он выделялся среди множества писателей того времени. Его стиль писания очень близок к тому, чтобы читатель его понимал, автор использует просторечия и диалектизмы. Они используются как в диалогах персонажей, так и в целом в произведении. Еще одним инструментом писателя являются метафоры, которые он постоянно использует для того, чтобы читатель ощутил всю силу показываемых сцен. При этом он описывает различные природные явления, также метафоры используются в разговорах и прочих бытовых сценах персонажей. Конечно, использование данного приема в литературе – это не нововведение, однако в то время это не было популярным явлением.

Простота повествования и литературного стиля в сочетании с тем, что предложения выстроены в кратком и лаконичном изложении. Также, стоит отметить то, что для каждой реплики героя соответствует конкретное действие. Это создает для читателя некий эффект «напряжения», который появляется у него именно из-за того, что все происходит динамично и ускоренно. Для того, чтобы разнообразить конструкции в предложениях, автор использует деепричастные обороты.

Также, в «Тихом Доне» сравнивается мир животного с миром человека, причем как в физиологическом, так и в духовном плане. Например, когда от изображения какого – то действа у читателя появляется чувство прямого сравнения. Такие сравнения показывают отношения автора к природе, а также они дают исходя из ситуации понять то, насколько близок человек, или же , наоборот, он далек от нее. Через природу синтезируются и проходят ощущения и чувства героев.

Персонажи в произведении живут достаточно бурной и активной жизнью. Благодаря этой особенности они зачастую оказываются в центре событий.

Чувства писателя при этом всем меняются в зависимости от происходящих событий. Даже в самом названии произведения «Тихий Дон» есть момент того, что это некий момент иронии того, что Дон – отнюдь не тихий, а наоборот – он бурный и активный. В произведении описано огромное количество персонажей – более шестисот человек, при этом большая часть из них погибает.

Всё это помогло автору сделать произведение чувственным и близким к обычному читателю из народу. При этом обилие художественных стилей придает произведению уникальность и утонченность.

Вариант №2

Литературная речь любовного произведения «Тихий Дон» достаточна многообразна. И нельзя сказать, что писатель придумал некоторое новшество по отношению к речи, но в то же время, по каждым деталям и мелочам можно прийти к выводу, что он отличался от большого круга литераторов той поры. Его жанр сочинения пришелся по душе практически всем, так как написан очень понятно и доходчиво, писатель применяет разговорный язык и местные выражения. Они представлены как в разговорах действующих лиц, так и во всей в литературной работе. К тому же еще одним средством литератора оказываются иносказания, которые он всегда применяет для того, чтобы читатели испытал всю мощь демонстрируемых эпизодов. Одновременно с этим он показывает разные природные явления. Иносказания также применяются в диалогах и других будничных эпизодах действующих лиц. Без всякого сомнения, применение этого метода в словесности — это не новшество, но в то же время тогда это не было столь общеизвестным событием.

25 стр., 12165 слов

Автор произведения соавторство

... произведение явилось результатом их совместных усилий. Важнейшим условием соавторства является то, что вклад лиц, претендующих на соавторство должен носить творческий характер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору ... и слабое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности . Новое ...

Естественность истории и сочинительского жанра в дополнении к тому, что фразы созданы в компактном и немногословном стиле, позволяют насладиться этим произведением. Вдобавок, необходимо особо выделить то, что для любой фразы персонажа происходит определенное событие. Это культивирует для читателей некоторый эффект «напряжения», который возникает в нем как раз вследствие того, что все случается энергично и быстро. Чтобы внести изменения в структурные фразы, писатель применяет фразеологические выражения.

Действующие лица в литературной работе проживают довольно яркую и энергичную жизнь. Благодаря этому они нередко появляются в гуще событий.

Эмоции автора постоянно меняются по отношению к протекающему эпизоду. Даже в самом названии произведения есть намек на то, что это некоторый момент сарказма того, что Дон — действительно не спокойный, а напротив — он стремительный и энергичный. В литературной работе изображено большое количество людей — больше шестисот личностей, при этом большинство из них умирает.

Все вышеизложенное позволило писателю создать творение душевное и доброе по отношению к обыкновенным читателям из народа. При этом богатство эстетических жанров приписывает этому литературному труду неповторимость и изящество.

Особенности жанра «Тихого Дона»

Шолохов при работе над «Тихим Доном» с самого начала понимал, что создает не просто роман. В это время его настольной книгой была «Война и мир» Л. Н.Толстого, сочетающая жанровые признаки романа и эпопеи.

«Тихий Дон», так же как «Война и мир», сочетает в себе различные жанровые принципы. Изображение жизненного потока происходит с эпопейной свободой, однако это не отменяет романного начала. Действие произведения начинается и заканчивается у куреня семьи Мелеховых, каждый член этой семьи имеет свою историю, прослеженную автором на страницах романа. В отличие от «Войны и мира» главный герой в интересующем нас произведении один. Григорий Мелехов переживает и личные неурядицы, и все бедствия двух войн, и их последствия. Правда, Григорий Мелехов является центральным персонажем не всех глав произведения. Петро Мелехов, Мишка Кошевой, Иван Алексеевич, Митька Коршунов, Бунчук и другие находятся в центре авторского внимания во многих главах и даже их комплексах. Таким образом, романное начало, предполагающее внимание к человеческой индивидуальности в ее отношениях с другими, очень значимо в структуре «Тихого Дона».

1 стр., 493 слов

Образ Дона в романе «Тихий Дон

... пройдет время, и слабые ростки превратятся в настоящий лес! На этой странице искали : образ дона в романе тихий дон Сохрани к себе на стену! ... тихим? Я думаю, что здесь скрыт особый смысл. Образ Дона в произведении – очень важен. Река, которая превратила сухие степи в плодородные земли и дала жизнь ... из берегов. Но что бы ни происходило в мире людей, какие бы войны они ни затевали, река катит свои ...

Эпопея же должна быть обращена к судьбам народов, к общезначимому. Она исследует основы жизнеустройства, миропорядка. Связь событий в ней осуществляется не только и не столько за счет сюжета, сколько мироощущением, в котором общее преобладает над частным.

Действие в первой части «Тихого Дона» разворачивается неторопливо. По меркам романа не обязательно изображение двух рыбалок, поездки казаков на лагерные сборы и т.д., это необходимо для эпопеи.

Вторая часть «Тихого Дона» наиболее романна, ведь здесь изображена в первую очередь личная жизнь Григория, пристальное внимание уделено его внутреннему миру. Однако и здесь присутствуют эпизоды, ценные сами по себе, например: сцена с бугаем отца Митьки Коршунова, распоровшим шею кобылице.

В третьей части «Тихого Дона», например, описание подвига Кузьмы Крючкова — это исторический вставной эпизод. Он никак не связан с основными действующими лицами романа, его участники никогда больше не появятся на страницах произведения. Эта сцена не соответствует жанру романа, а характерна для эпопеи. Во 2-й книге, а также большей части 3-й развитие главного романного действия несколько задерживается событиями эпоса. И далее автор уделяет много внимания историческим событиям, даже если они не имеют отношения к судьбам центральных персонажей. В седьмой части «Тихого Дона» речь идет о ходе крупных фронтовых операций, о стратегических планах воюющих сторон и т.д. Эти исторические вставки не нужны в романе, но эпопея без них обойтись не может.

Все описанные в «Тихом Доне» события, на первый взгляд иногда несопоставимые, на самом деле тесно связаны между собой: все они оставляют след в жизни человека, в его духовной биографии. Романное и эпопейное начала в «Тихом Доне», как и в «Войне и мире», очень тесно переплетены, только единство это носит трагический характер. Казаки всегда были сословием, чьей обязанностью являлись служба в армии, участие в войнах. Сражение предполагает необходимую жестокость, но даже в сражении существует норма поведения. Уже Первая мировая война разрушает представление об этой норме. Смерть становится обыденным явлением, жизнь обесценивается. В этой войне органичен образ Чубатого, хладнокровного убийцы, попавшего в свою стихию, но нормальный человеческий взгляд на неприятеля как на человека в этой войне еще правомерен. Однако чем ближе революция и война Гражданская, тем все более невозможен взгляд с позиции уже найденной абсолютной истины. Автор ищет истину вместе с героями. Он не может, не имеет нрава быть беспристрастным судьей. В Гражданской войне это невозможно.

Особенность шолоховского повествования о Гражданской войне в том, что он главным героем своего эпоса делает народ. Шолохова можно признать сторонником традиционных моральных норм. Гражданская война во многом отменяет эти нормы, и эта отмена есть суть трагедийности «Тихого Дона». Трагедийность романа — следствие не особенностей художественного замысла писателя, а исторических событий, изображенных в нем. Автор стремится передать трагедию, существующую в жизни, а не осуществить художественную, литературную трагедию.

Основа композиции романа-эпопеи — контраст между жизнью до революции и после нее. Разлом, произошедший в жизни страны после октября 1917 года, в «Тихом Доне» виден при сопоставлении картин мирной жизни и жизни после революции. Вековой уклад хутора разрушен полностью. Факт крушения норм коллективной жизни казачьего круга несомненен.

5 стр., 2295 слов

Образ Дона в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)

... Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» олицетворяет истинную казачку, которая способна принести себя в жертву ради любви. Жизнь героини очень непроста. ... существование плотины и землечерпание позволяет оставаться рекой пригодной для прохода судов. На реке также расположены несколько ... это огромный показатель, который делает из реки рай для рыболовства и рыбного промысла. Однако сейчас идет серьезная ...

Таковы основные особенности жанра «Тихого Дона».

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: «Академия», 2010

Жанр, сюжет, композиция

Роман написан в достаточно редком жанре. «Тихий Дон» – это роман-эпопея.

Определение 1

Роман-эпопея – это крупное эпическое произведение, для которого характерны сложное повествование, большое количество героев и общенародных событий.

Повествование начинается с описания Мелеховского куреня. Затем постепенно писатель погружает читателя в повседневную жизнь казачьего хутора. Затем действие разворачивается за пределами хутора, захватывает фронт и империалистическую войну.

Расширение места событий сопровождается сужением времени действия. В первых двух частях время действия составляет почти два года, в третьей части – восемь месяцев.

С конца первой книги принцип двуплановости композиции становится характерной структурной особенностью. Описание быта народа чередуется с описаниями общеполитических событий и показом фронтов империалистической войны.

В композиции произведения выделяются два начала: внутреннее движение и внешнее.

Композиционное значение приобретают картины народного быта, олицетворяющие состояние покоя, которое предшествует социальному взрыву. Чередование картин, описывающих противоборствующие лагеря, является важнейшим композиционным принципом.

Действие романа «Тихий Дон» охватывает период времени с мая 1912 по март 1922 г. В романе подробно описывается жизнь донского казачества перед Первой мировой войной. Начало первой мировой войны показано в третьей части первого тома, действие которой заканчивается приездом Григория в ноябре 1914 года в отпуск и разрывом с Аксиньей, изменившей ему.

События третьей части происходят далеко от Дона. Четвертая часть начинается с октября 1916 года, до Февральской революции остается несколько месяцев и всего год до Октябрьской. Однако кульминацией романа становятся не сами революции, первая попытка установления советской власти на Дону ставшая неудачной, описывается значительно подробнее.

В шестой части третьей книги время повествования уплотняется. Книга посвящена по большей части Верхнедонскому восстанию 1919 года. В конце седьмой части Мелехов и его товарищи, которые в составе белой армии отступили до Новороссийска, остаются в городе, когда туда входят красные. Григорий, уволенный из Красной армии, даже на родном хуторе не находит покоя и вынужден бежать. После разгрома банды Фомина, куда привел его случай, он пытается уехать с Аксиньей, однако ее гибель лишает Григория возможности начать жизнь сначала. Не дожидаясь амнистии, Григорий возвращается в свой хутор. Там от большой семьи осталась только Дуняшка, сестра Григория и маленький сын Мишатка. Четвертая часть романа рассказывает о затянувшейся агонии семьи Мелеховых.

Тема, проблема, идея и значение произведения

Основная идея романа Шолохова «Тихий Дон» заключается в том, чтобы описать жизнь донского казачества и связать ее с историческими событиями. В эпопее охватывается период великих потрясений в истории страны, которые отразились на судьбе донского казачества. Основные ценности казачества – это любовь к Родине, к женщине, уважение к старшему поколению и необходимость свободы. Жизнь казаков основана на двух понятиях – они одновременно являются и воинами, и хлеборобами. Казаки в произведении Шолохова показаны именно традиционными. Вечные законы бытия, по которым живет вольное казачество, широко представлены в романе. И именно на эти законах основывается сюжет произведения.

6 стр., 2799 слов

На что способен человек ради любви обломов. «Любовь в жизни Обломова

... классицизма. по роману И. А. Гончарова «Обломов» на литературную тему: «Способна ли любовь изменить человека?» (Итоговое сочинение) Любовь – замечательное чувство, пробуждающее в человеке все лучшие качества, наделяющее жизнь смыслом. Не ... нему и не испытывает. Может быть именно этим Гончаров хотел показать, что каждый человек оставляет свой след в жизни другого человека, хоть и в воспоминаниях. ...

Замечание 1

Основной темой романа-эпопеи является революция, переросшая в гражданскую войну, а также ее влияние на жизнь народа. Кроме темы революции, в романе поднимаются вечные темы любви, семьи и Родины.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Шолохов М.А. «Тихий Дон». Краткий анализ 450 руб.
  • Реферат Шолохов М.А. «Тихий Дон». Краткий анализ 240 руб.
  • Контрольная работа Шолохов М.А. «Тихий Дон». Краткий анализ 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В романе любовь проявляется в разных ипостасях. Это и страсть Аксиньи и Григория, и преданная любовь Натальи. Это и любовь и дело революции у Дуняши и Михаила Кошевого, Анны и Бунчука. Это ветреная любовь Дарьи, материнская любовь Натальи и Ильиничны к своим детям. Чувства в этом романе не такие возвышенные, но настоящие и чрезвычайно сильные.

Семья является основой для жизни всех главных героев. Именно в семье заключается их смысл существования, а дом для героев является тихой гаванью. Поэтому тема семьи в романе является одной из магистральных. Григорий постоянно хочет вернуться в семью, насладиться крестьянским бытом и забыть о войне и крови. Любовь семьи и покой отражается даже в повседневных заботах.

С темой семьи пересекается тема Родины. В первую очередь Родина – это родной хутор, семья, дом, это место, которое хочется защитить для того, что потом туда вернуться. Это является одной из причин метаний Мелехова.

Перед читателем встает также и тема казачества, которое неоднозначно приняло революцию. Для большинства казаков революция и ее последствия – настоящее бедствие, которое практически уничтожило их как общественный класс.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Проблематика романа Шолохова разнообразна:

  • проблема поиска правды является одной из ключевых проблем. В романе эта проблема предстает в виде выбора стороны в гражданской войне. И главный герой не может сделать этот выбор, однако жизнь заставляет выбирать. В узком смысле проблема выбора заключается в выборе главного героя между двумя женщинами.
  • проблема революции и гражданской войны в романе рассматривается с пацифистской точки зрения. Война для писателя – это трагедия. Автор поддерживает большевиков, но не рассматривает их исключительно положительно.
  • проблема кризиса нравственных ценностей раскрывается в осуждении войны, убийства, измены и распутства, трусости и подлости. Автор выступает за вечные ценности – Родину, правду, семью, любовь.
  • проблема отцов и детей.