«Божественная комедия» — новое слово в европейской литературе

Конец средневековья. Сознание европейцев изменяется. Мир перестает ограничиваться стенами города и поражает своим разнообразием. На площадях все еще жгут еретиков и распевают мессы, но острая критичная мысль гуманистов уже готова изменить Европу.

Данте Алигьери — личность поистине знаковая. С его «Божественной комедией» связано не только рождение новой итальянской литературы и итальянского литературного языка, но и настоящая революция в сознании европейцев.

«Комедия» в названии поэмы означает вовсе не развлечение, а серьезный драматический спектакль, который разыгрывается на сцене Вселенной под управлением самого Бога. Поэма делится на три части, которые называются «Ад», «Чистилище» и «Рай». Исследователи единодушны в своем мнении: первая часть «Божественной комедии» — «Рай» — отличается особой выразительностью.

Главный герой «Божественной комедии» — сам Данте. Поэт путешествует по «трем мирам» христианской, а точнее, католической мифологии. Его проводником по Аду становится знаменитый поэт античности Вергилий. Заметим, что долгое время Вергилий считался первым язычником, возвестившим о пришествии в мир Спасителя — Иисуса Христа.

Данте создал поистине несравненное произведение, которое интересно не только своей фабулой, но и актуальностью. Поэт написал злободневное произведение, которое бичевало пороки его современников, точнее, политических противников. Могучим словом он казнил врагов, помещая их в разные круги преисподней.

Поэт увидел Ад с совершенно новой точки зрения. Он стремился оставаться в рамках католической экзегезы, согласно которой грешники в Аду распределяются по категориям и каждой назначается особое наказание, но взгляд Данте уже гораздо шире, пристальнее.

Данте смог увидеть в каждом грешнике личность. Поэт вступает в беседу с давно умершими людьми, спорит с ними, узнает много нового и неожиданного для себя. Многие тайны открываются Данте. Если пользоваться современными аналогиями, беседы рассказчика напоминают интервью, которые живой берет у мертвых.

Основное чувство, которое испытывает рассказчик, — страх и все его разновидности. Смертным запрещено находиться среди мертвых, и лишь Данте получает возможность посетить «мир теней». Только развитое самообладание помогает рассказчику сдержаться и не проявить весь свой ужас при виде страданий, выпавших на долю тех, кто, так или иначе, нарушил божественные установления.

8 стр., 3938 слов

Данте Алигьери Божественная комедия

... Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отражённые в других ... о троице). В «Божественной комедии» на числах 3 и 9 основана вся архитектоника загробного мира. Она продумана Данте до мельчайших подробностей, вплоть до точного обозначения всех пространственных и ...

Части поэмы «Чистилище» и «Рай», продолжают рассказ о восхождении человеческой души к Богу. Завершает поэму строка, которая звучит так: «Любовь, что движет солнце и светила». Божественная Любовь побеждает хаос, и освобожденная от оков греха душа воссоединяется со своим источником.

Данте утверждает, что активная жизненная позиция помогает человеку в выборе собственного пути. В жизни самого поэта случилось так, что он покинул Флоренцию по политическим мотивам и стал изгнанником. Эта обида осталась в сердце Данте на всю жизнь, сделалась спутницей его гения. В отличие от авторов «классического» средневековья, автор «Божественной комедии» верит в силу человеческого разума, в честь и справедливость, которые побеждают ложь и коварство.

«Величественным сооружением» назвал «Божественную комедию» один из исследователей. Сцены, которые изображает Данте, поражают читателя своей монументальностью и в то же время живостью действия. Лучшие художники иллюстрировали «Ад», «Рай» и «Чистилище», создавая шедевры графики. Лучшие поэты вдохновлялись строками «Божественной комедии». И сегодня это произведение представляет большой интерес не только для специалиста-филолога, но и для рядового читателя.

«Божественная комедия» не стареет. «Запас прочности», вложенный в нее автором, таков, что, наверное, и через двести лет эти строки будут напоминать читателю о величии разума и веры:

Земную жизнь пройдя до середины,

Я очутился в сумрачном лесу…