По картине В.Д.Поленова «Московский дворик» план-конспект по чтению

Перед нами картина русского художника-передвижника Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Это одна из известных его картин. Холст написан маслом, изображает городской пейзаж. Размер полотна приближен к размеру окна.

Переехав из Санкт-Петербурга в Москву, художник снял себе квартиру. Из окна открывался чудесный вид. Василий Дмитриевич сразу нарисовал этюд. После переписал этюд на холсте. О своей картине он писал, что это дворик в Москве в начале лета.

На переднем плане играют дети. Они маленькие, без присмотра. Мальчик стоит задумчиво, другие мальчики возятся на траве, малышка плачет. Поодаль идет женщина с полным ведром. У сарая куры с петухом клюют зерна. Справа запряженная в телегу лошадь. Детское белье сохнет на веревке. Трава короткая, выщипана, растут ромашки, дорожки вытоптаны.

Уютный дворик огорожен забором, домом, сараем. Дом бело-розового цвета, одноэтажный, с мансардным окном, подвалом, на хорошем фундаменте. Крыша железная, две печные трубы. Дом рассчитан на несколько семей. Слева от дома густые кусты. Рядом расположен погреб. Справа огороженный забором сарай. Это уже соседний участок. Сарай с низкой крышей, вдавлен в землю. Крыша покрылась зеленым мхом.

На заднем фоне пятиглавые купола и колокольня белокаменной Москвы. Видны однотипные крыши домов. Небо над городом ясное, высокое. Есть несколько белых облаков. Солнце еще низкое. На картине его нет, но светит оно с правой стороны.

Основополагающим началом картины является дом. Он выделен светлыми тонами. У дома дворик с хозяйственными постройками, животными. Женщина и дети заняты своими обязанностями, они окружены всем необходимым хозяйством. Движения в картине нет: лошадь стоит смирно, дети играют.

Горизонт сделан на уровне глаз. Создается спокойное впечатление от картины. На полотне много мелких деталей, которые уравновешены чистым небом. Светлый дом создает контраст с темной крышей сарая. Цвета картины спокойные, постройки приглушенного оттенка. Яркое солнечное утро, освещенная зеленая лужайка в картине вызывают радостное настроение.

Художник отобразил жизненную правду. Он показал, как проходит утро московской семьи. Мать занята хозяйством, дети привольно гуляют. Такую картину Поленов увидел из своего окна. Думаю, в других дворах точно такие же семьи. Художник принимает мир в его обыденном проявлении. Через безмятежное утро семьи Василий Дмитриевич выразил свою любовь к людям и к жизни.

Описание картины 2

Автор картины «Московский дворик» Василий Дмитриевич Поленов великий русский художник конца XIX века. Очень образованный и разносторонний человек.

5 стр., 2326 слов

По картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По ...

... красоте. Об этом напоминают ее скромные бусы. Вопрос: Сочинение по картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По плану 1.Сведения об авторе 2.О картине (описание) 3.Конец Ответы: Все серые, карие, синие ... картине? Как изображена природа? Какое настроение передает художник нам, зрителям? Что делает мальчик? (Спит) Чем он занимается в своей жизни? (Пасет коров). Из какой он семьи? ...

Он написал картину «Московский дворик» под впечатлением от увиденного в одном из старых дворов, которые встречались на каждом шагу.

Но почему тогда такая обычная картина, а на нее хочется смотреть, рассматривать до мельчайших деталей. От картины идет какой — то свет и хорошее теплое настроение.

На картине «Московский дворик» изображен теплый летний день. На дальнем плане мы видим деревянные постройки, над которыми возвышаются золотые купола церкви. Они кажутся какими то солнечно – прозрачными на фоне голубого неба. Вдалеке только крыши и верхушки деревьев.

На более ближнем расстоянии уже можно рассмотреть белье, которое висит и сушится на веревке. Возле сарая в земле гребутся курицы.

С правой стороны стоит (наверное, она пасется) лошадь, запряженная в телегу. В центральной части картины довольно большой двор. Он весь покрыт зеленой травой, на которой виднеются небольшие полянки полевых цветов. Две протоптанные тропинки пересекаются на переднем плане и здесь же мы видим группу детей. Два мальчика лежат на траве и о чем то секретничают. Справа маленькая девочка зовет няньку. А он и не слышит. Стоит и сосредоточенно рассматривает сорванный цветок.

От жилого дома по тропинке идет тетенька, неся в правой руке ведро полное воды. Это видно по тому, как она для равновесия подняла левую руку и немного согнулась от тяжести в другую сторону. Дом, от которого она идет, не маленький. В нем, наверное, есть подвал, потому что внизу виднеется маленькое окошечко. Над домом возвышается большое старое дерево. Над ним кружат птицы.

Еще с левой стороны старый забор из досок. За ним раскинулся сад. Это видно по густым зарослям, которые возвышаются над ним и за ним.

Еще в этой картине слышны звуки: стрекот кузнечиков, фырканье сонной лошади, плачущая девчушка. Может даже, слышен звон колоколов, он далеко разносится в такой солнечный день. Смотришь на картину и улыбаешься, потому что ловишь себя на мысли, что хочется туда, к ребятишкам. Вместе с ними побегать по мягкой траве, понежиться на солнышке. Картина «Московский дворик» очень добрая и реалистичная.

В те годы тоже было хорошо. Не было компьютеров и мобильных телефонов, дети все свободное время играли на улице, они слышали все звуки природы.

Благодаря художнику и картине мы знаем, как жили в те времена.

Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» план-конспект урока по чтению по теме

Сочинение по картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик».

Учитель: сегодня вы познакомитесь с картиной известного художника В.Д. Поленова «Московский дворик»

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — один из самых популярных художников второй половины XIX века. Его пейзажные работы «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег» принесли ему широкую известность и всеобщее признание.

12 стр., 5515 слов

Описание по картине бабушкин сад поленова (8 класс) (2)

... и счастливых людей, некогда взбегавших по ним, домысливая балы, любовные сюжеты и бабушку в молодости, полную трепетных надежд. Композиция картины более замкнута, чем в «Московском дворике». ... Поленов создал один из самых красивых по живописи пейзажей настроения. Сочинение на тему бабушкин сад поленова ... передать драгоценное чувство единства и гармонии природы, радость ее весеннего обновления. Цветовое ...

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит,» — писал художник. И он сумел доказать это своим творчеством.

Поленов был не только художником—пейзажистом, он писал картины и исторические картины, и картины на бытовые сюжеты. Он был и театральным декоратором, и графиком, и архитектором.

В конце своего творческого пути он стал педагогом.

С детства проявились у Поленова художественные наклонности, этому способствовало семейное воспитание. Его отец и мать страстно любили искусство. В семье увлекались музыкой, пением, живописью. Именно поэтому профессиональными художниками стали не только Василий Дмитриевич, но и его сестра.

О его картине «Московский дворик» известный собиратель произведений искусства П.М. Третьяков писал: «Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано.» Третьяков купил картину в свое собрание. У всех и везде картина встречала теплый прием.

Но сам художник был недоволен, считал: что-то в картине не так. Но что? И через год, с согласия Третьякова, Поленов дописывает картину. Делает он это не в мастерской, а прямо под открытым небом на пленэре. И картина изменилась. Она наполнилась светом и воздухом, в ней отразились не только живое впечатление от природы, но и настроение, чувства художника.

Стремясь к совершенству, к тому, чтобы делать все как можно лучше, Поленов через год после окончания работы над картиной вновь «переписал» в ней воздух, сделав его более естественным.

II. Работа над картиной

  • Что вы видите?
  • Что можно сказать о жизни за двориком?
  • Что можно сказать о жизни во дворе?
  • А можно ли путешествовать внутри картины?
  • Предлагает ли нам это сделать автор?

(Тропинки: от широкой дорожки налево к колодцу, потом, вернувшись, можно пойти прямо к двухэтажному домику, можно вместе с бабой пойти к курам и сарайчику, а можно прямо от колодца мимо детишек—между детишками—пройти к лошадке, а от нее на задворки, к забору, туда, где сушится белье и т.д.)

  • Кто из вас может нас провести по этому дворику?
  • Какие звуки можно услышать в этом дворике этим ясным летним днем?

(кудахчут куры, плачет ребенок, колокольный звон, жужжат стрекозы, шмели и мухи, скрипит ведро в руках у бабы, перебирает ногами или жует траву лошадка и т.д.)

  • А есть ли в этом дворике какие-то запахи?
  • Если есть представьте эти летние запахи.

(трава, цветы: мальвы, ромашки, прогретые доски колодца и забора, пахнет лошадкой, курами, навозом и т.д.)

  • А что же делает дворик таким уютным?

(маленький чудесный мир: летний ясный солнечный день; нежное голубое небо, сверкающий на солнце купол, ослепительно белые стены церкви и колокольни, прогретую траву и то, что художник изображает уголок Москвы, который (хотя и находится совсем рядом с шумными улицами, большими храмами) сохранил прелесть деревенской жизни (колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой).

13 стр., 6498 слов

Маковский владимир «объяснение» описание картины, анализ,

... работах жизнь маленького человека, его горести и радости. На фото: картина Владимира Маковского «Объяснение». 1889-91 гг. © РИА Новости / Владимир Вдовин ... что объяснение дается не просто, разговор трудный… Пастушки (1903) А это картина из детства. Детство — это всегда беззаботность, радость, ... драма двух матерей, родной и приемной. Кто знает, по какой причине ребенок оказался в чужой семье, скорее ...

  • Чем вас привлекает эта картина?

(чистотой и звучностью цвета, создает настроение покоя и тишины).

III. Устное составление описания картины.

Попробуйте устно составить свой рассказ.

IV. Написание сочинения учащимися.

Сочинение 3

то произведение Василия Поленова запечатлело ту Москву, которую мы больше никогда не увидим в реальной жизни. Это Москва патриархальная, провинциальная, купеческая, ремесленная. Москва Пушкина, Гоголя, а позже — Островского, Чехова. Москва, которую называли любовно «большая деревня».

И что удивительно: столько событий на протяжении прошедших веков «прошумело» над нашей Москвою, а она стоит спокойная, невозмутимая, залитая солнцем и деревенской негой.

Когда Поленов переехал из Петербурга в Москву, именно это философское древнее спокойствие поразило художника до глубины души. Москва тогда не была столицей нашей родины. Главным городом России считался в то время город Петра – Петербург. Что изображено на картине?

Начало нового жаркого, солнечного, летнего дня. Широкий двор, заросший живою травою — муравою, исхоженный тропинками, щедро залит живительным солнечным светом. Нежными, мягкими красками выписаны не только строения, растения, но и все действующие лица и персонажи.

Мирно щиплет травку лошадка, запряжённая в повозку; деловито ищут себе пропитание куры. Женщина несёт тяжёлое ведро с водой. Она собирается напоить лошадку и курочек. Ребятишки заняты своими играми. Самый старший мальчик направился куда-то по своим делам. Самый маленький громко плачет, но не может обратить на себя внимание. Еще одна небольшая группка детей ловит кузнечиков или собирает полевые цветы. По светло-голубому небу величественно плывут белые облака. В небе купаются золотые купола церквей.

Если бы сегодняшняя Москва могла увидеть себя ту, которой она была в конце 19 века, то не узнала бы себя. Небоскрёбы, роскошь, западная жизнь…

Разве это мечта человека?

Дети, мирное небо над головой, духовная жизнь спокойная и с молитвою – вот какие ценности возвеличивает картина Поленова «Московский дворик».

Поэтому она и сегодня так мила и близка душе русского человека. Каждый посетитель Третьяковской галереи останавливается зачарованный простотой и непосредственностью этого полотна. Здесь «русский дух, здесь Русью пахнет».

Другие темы: ← Заросший пруд↑ ПоленовСтарая мельница →

`

«Московский дворик» родился почти случайно и вопреки обстоятельствам

Пожалуй, удивительней всего в истории создания «Московского дворика» то, что написал его отнюдь не москвич, а человек, который и Москвы-то тогда еще фактически не знал. Поленов родился в Петербурге, там он учился параллельно в Академии художеств и на юридическом факультете университета, потом целых 4 года жил за границей, а самый авторитетный в тогдашней России художественный критик Владимир Стасов убеждал Поленова: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии». Но что же всё-таки привело Василия Дмитриевича в Москву?

4 стр., 1879 слов

Конспект . по картине Поленова В.Д. «Московский дворик»

... подготовка Церковь Деревянные постройки Колокольня Навзрыд 9. Составление плана сочинения. Московский дворик. Образы картины. Цвет и настроение картины. Моё отношение к картине. 10. Устное описание картины. 11. Вхождение в картину. ... пишет картины “Московский дворик” и “Бабушкин сад”. Поленов назвал эти картины “пейзажным бытовым жанром”. В январе 1880 года Поленов послал картину “Московский дворик” ...

Поленов долго искал собственный путь в искусстве. Он выпустился из Академии как исторический живописец, его отец, историк и археолог, боготворил Александра Иванова и хотел бы видеть в сыне его последователя, а мать, ученица Карла Брюллова, наседала на Василия в письмах: «Не разменивай себя на мелочи, пиши, благословясь, большую картину». Родители ждали от него чего-то академического и масштабного. Пейзаж тогда не воспринимался как равноправный художественный жанр, и Поленов немного стыдился своей внутренней склонности как раз к пейзажу. И потому задумал взяться за большую историческую картину «Пострижение негодной царевны». Сюжетную интригу заимствовал из русской истории: когда у царя Алексея Михайловича умерла жена Мария Милославская, был объявлен смотр красивым боярским дочкам – кто более всех подойдёт на роль новой царицы. По наущению бояр (по-видимому, Нарышкиных), самая пригожая претендентка была «выведена из строя»: нянька, убиравшая девицу перед итоговыми смотринами, так сильно сдавила ей голову кокошником, что та лишилась чувств и была признана порченой. Царь женился на Наталье Нарышкиной (это она произведёт на свет будущего императора Петра I), ну а «негодную» невесту, как водится, спровадили в монастырь.

Вот для этой картины (от которой до нас дошло только название – не сохранилось даже наброска композиции) Поленову и понадобилась Москва. Он много дней провёл за этюдами соборов и теремов Московского Кремля (, , , , , ), а жильё себе подыскал близ Арбата. Квартира в Трубниковском переулке сперва показалась ему хмурой и неуютной. Поленов намеревался было откланяться, но в последний момент выглянул в окно, увидел внутренний дворик с хозяйственными постройками и купола чуть поодаль – и остался. «Этого дома уже больше нет, – писал художник позднее. – Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Специалисты уточняют: тогда, в 1877-м году, Поленов написал не картину, ставшую столь известной, а этюд вертикального формата, в несколько ином ракурсе и с менее лучезарным колоритом. А к «Московскому дворику», который мы знаем теперь, он вернулся почти через год, в марте 1878-го, возвратившись с русско-турецкой войны. На театр военных действий Поленова лично вызвал великий князь и будущий император Александр III. С войны Поленов привезёт награды – медаль и золотой крест, но не картины. А ведь гордившаяся императорским вниманием семья ждала от Поленова полотна о доблести русского оружия. И друг Репин ругал его за то, что кичится (так казалось одному Репину) близостью к самодержцу и что не привёз зарисовок военных действий. Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова. Он чувствовал призвание к пейзажу. Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд. Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — был убеждён Поленов.

4 стр., 1899 слов

По картине «Весна. Большая вода» И. И. Левитан

... эта картина нравится тем то… Солнечный день весна Описание картины Исаака Левитана «Солнечный день весна» Один из ранних пейзажей Исаака Левитана – на ... 3,56 Помогите написать сочинение по картине Левитана Ранняя весна 1-4 класс На картине Левитана «Март» изображено весьма ... учеником В. Д. Поленова. Описание картины Исаака Левитана «Ранняя весна» Картины великого художника Левитана всегда очень живо ...