Разделы: ,
Тип урока:
Цель: совершенствовать умение создавать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.
Задачи:
- Образовательный аспект :
- научить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию домашнего сочинения;
- закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации;
- повторить разделы науки о языке, такие как:
- стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
- лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
- орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных;
- синтаксис – знаки препинания в предложениях с обособленными членами( обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом) и обособленные определения, выраженные причастными оборотами; знаки препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых и в бессоюзных сложных предложениях.
- Развивающий аспект :формировать умения определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; развивать творческие способности учащихся.
- Воспитательный аспект :формирование гражданской позиции, воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.
Оборудование:
презентации –
Начало показа с 1-го слайда. Переход между слайдами осуществляется автоматически.
На слайде №4 – запись звуков моря и крика морских чаек через 3 секунды плавно переходит к аудиозаписи текста Ю. Графского и видеозаписи полёта чаек.
На слайдах №14-23 автоматически появляется задание, а через несколько секунд триггеры с ответами.
Работа слайдов устроена так: сначала задаётся вопрос, а затем – ответ!
ХОД УРОКА
1. Оргмомент, Вступительное слово учителя.
Записываем в тетради: «Число. Классная работа. Работа с текстом».
Сегодня мы будем учиться писать сочинение-рассуждение–готовиться к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку.
Как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: ...
... проблемные ситуации. 32. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, классификация ошибок в творческих работах школьников, условные обозначения ошибок, критерии и нормативы оценки изложений и сочинений +
А ещё, открою вам секрет, наш урок поможет вам подготовиться к домашней работе.
2. Домашнее задание
Львов В.В. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Текст теста №5
- Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
- Сформулируйте позицию автора
- Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, приведите аргументы.
- Сделайте вывод.
3. Введение в тему
Универсальные учебные действия:
- Мотивация
- Целеполагание
- Умение слушать учителя.
- Прислушайтесь, что это? (Шум моря…)
(Экран. Шум моря. Крик чаек. Звучит запись текста) . Слайды №4, 5
Универсальные учебные действия:
- Выдвижение гипотезы;
- Речевое оформление (речевая грамотность);
- Публичное исполнение.
4. Работа с текстом
- Можем ли мы сказать, что перед нами текст?
- Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.) Слайд №7
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Слайды №8,9
- К какому типу речи можно отнести этот текст?
Выступление ученика
Слайд №10
Слайд №11
- О чём же этот рассказ? (Ответы)
Слайд №12
- Что помогает автору передать свои мысли и чувства, воздействовать на читателя? (Средства художественной выразительности).
– Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем?
Терминологический диктант
- Сочетание противоположных по значению слов (Оксюморон)
- Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (Сравнение)
- Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (Гипербола)
- Образное определение (Эпитет)
- Перенесение значения по сходству (Метафора)
- Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (Градация)
- Одинаковое начало нескольких предложений (Анафора)
- Одинаковая концовка (Эпифора)
- Членение предложения на части, при котором какая-то часть его отделяется от основной На письме точкой, многоточием или тире (Парцелляция)
- Расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (Инверсия)
Самостоятельная работа
- А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте? (Работа с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)
Листочки с ответами рецензии собираю. На экране проецируется правильный ответ.
- Все средства художественной выразительности названы? Учащиеся должны найти ещё два средства художественной выразительности. Если они затрудняются – подсказываю.
(Парцелляция, инверсия.)
Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста ...
... приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисуем схему: (слайд 9) ... при написании сочинения по критерию К4 вы можете получить 3балла, если приведёте 2 аргумента из художественной литературы. С ... часть начинать с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому. VI. Подведение итогов -Ребята, давайте подведём ...
Слайды №27, 28
- Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте? (Предложения с обособленными членами).
- А какие члены предложения называются обособленными? (Ответы)
Слайды №29, 30
Работа с предложением. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством4.
- Для чего писатель использует в тексте причастные и деепричастные обороты, прилагательные? (Чтобы показать красоту птиц)
Слайд №31
- На какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении? (Ответы)
У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила:
- безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
- О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
- Н, НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.
Слайд №32
- Проверяем и объясняем расстановку знаков препинания!
Слайды №33,34
- Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.
Слайды №35,36
- Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторженно замахали руками.
Слайд №37
– В тесте я случайно, когда печатала, только сейчас заметила, допустила грамматические ошибки, найдите их.
- Скоро вся палуба была полна людьми.
- И вдруг появился этот человек… с руками, покрытыми густой паутиной наколки.
Слайд №38
- Найдите ключевые слова, подтверждающие красоту птиц, и выпишите их в виде словосочетаний, определите тип связи.
Слайд №39
- Итак, какова же главная мысль данного текста?
- Какую проблему поднимает автор текста?
- Какова позиция автора? (Автор осуждает человека в надвинутой на брови кепке, и это презрение передаётся через выражения:
В тёмном пиджаке
Руками, покрытыми густой паутиной наколок
Тяжёлая рука
Широкая тёмная ладонь
Едва разжимавшиеся губы
С тёмными наколотыми руками)
Какую роль играют знаки препинания в русском языке
... тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята ... пунктуации Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой ...
Слайд №40
- Составьте синквейн. Например:
Человек
Бездушный, жестокий
Старался обмануть, поймать, погубить чайку
Вдруг леска оборвалась
Жестокость
Слайд №41
- А как вы относитесь к этому человеку?
- Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе.
Хорошо, что крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.
Слайд №43
- Итак, мы подошли к нашей основной теме – к написанию сочинения. Из скольких частей должно состоять наше сочинение?
5. Творческая работа в группах:
1 вариант придумывает вступление к сочинению,
2 вариант – формулирует и комментирует одну из проблем, поднятых в тексте Ю.Графского.
3 вариант – определяет авторскую позицию,
4 вариант – излагает собственное мнение, аргументируя, опираясь на жизненный или читательский опыт,
5 вариант – рассуждает об актуальности проблемы,
6 вариант – придумывает возможное заключение к сочинению.
Свои размышления учащиеся записывают в тетрадь.
В течение нескольких минут ребята выполняют предложенное учителем задание.
6. Прослушивание коллективной творческой работы
Один учащийся из каждого варианта поочередно прочитывает созданный фрагмент сочинения. Остальные внимательно слушают , фиксируя в тетради как достоинства коллективного творчества, так и недостатки.
7. Беседа с элементами анализа коллективной работы
Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочинения-рассуждения.
Рефлексия
- Как вы считаете, что удалось нам сегодня на уроке
8. Формулирование вывода по уроку учащимися
- Чему был посвящен сегодняшний урок?
- Каковы результаты нашей работы?