Рассуждение по рассказу Ю.Графского «Чайки». 10-й класс

Разделы: ,

Тип урока:

Цель: совершенствовать умение создавать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Задачи:

  • Образовательный аспект :
    • научить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию домашнего сочинения;
    • закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации;
    • повторить разделы науки о языке, такие как:
    • стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
    • лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
    • орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных;
    • синтаксис – знаки препинания в предложениях с обособленными членами( обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом) и обособленные определения, выраженные причастными оборотами; знаки препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых и в бессоюзных сложных предложениях.
  • Развивающий аспект :формировать умения определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитательный аспект :формирование гражданской позиции, воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.

Оборудование:

презентации –

Начало показа с 1-го слайда. Переход между слайдами осуществляется автоматически.

На слайде №4 – запись звуков моря и крика морских чаек через 3 секунды плавно переходит к аудиозаписи текста Ю. Графского и видеозаписи полёта чаек.

На слайдах №14-23 автоматически появляется задание, а через несколько секунд триггеры с ответами.

Работа слайдов устроена так: сначала задаётся вопрос, а затем – ответ!

ХОД УРОКА

1. Оргмомент, Вступительное слово учителя.

Записываем в тетради: «Число. Классная работа. Работа с текстом».

Сегодня мы будем учиться писать сочинение-рассуждение–готовиться к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку.

3 стр., 1329 слов

Как основной вид работы по развитию речи учащихся в среднем звене: ...

... проблемные ситуации. 32. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, классификация ошибок в творческих работах школьников, условные обозначения ошибок, критерии и нормативы оценки изложений и сочинений +

А ещё, открою вам секрет, наш урок поможет вам подготовиться к домашней работе.

2. Домашнее задание

Львов В.В. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Текст теста №5

  • Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
  • Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
  • Сформулируйте позицию автора
  • Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, приведите аргументы.
  • Сделайте вывод.

3. Введение в тему

Универсальные учебные действия:

  • Мотивация
  • Целеполагание
  • Умение слушать учителя.
  • Прислушайтесь, что это? (Шум моря…)

(Экран. Шум моря. Крик чаек. Звучит запись текста) . Слайды №4, 5

Универсальные учебные действия:

  • Выдвижение гипотезы;
  • Речевое оформление (речевая грамотность);
  • Публичное исполнение.

4. Работа с текстом

  • Можем ли мы сказать, что перед нами текст?
  • Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.) Слайд №7
  • К какому стилю речи можно отнести этот текст? Слайды №8,9
  • К какому типу речи можно отнести этот текст?

Выступление ученика

Слайд №10

Слайд №11

  • О чём же этот рассказ? (Ответы)

Слайд №12

  • Что помогает автору передать свои мысли и чувства, воздействовать на читателя? (Средства художественной выразительности).

– Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем?

Терминологический диктант

  • Сочетание противоположных по значению слов (Оксюморон)
  • Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (Сравнение)
  • Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (Гипербола)
  • Образное определение (Эпитет)
  • Перенесение значения по сходству (Метафора)
  • Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (Градация)
  • Одинаковое начало нескольких предложений (Анафора)
  • Одинаковая концовка (Эпифора)
  • Членение предложения на части, при котором какая-то часть его отделяется от основной На письме точкой, многоточием или тире (Парцелляция)
  • Расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (Инверсия)

Самостоятельная работа

  • А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте? (Работа с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)

Листочки с ответами рецензии собираю. На экране проецируется правильный ответ.

  • Все средства художественной выразительности названы? Учащиеся должны найти ещё два средства художественной выразительности. Если они затрудняются – подсказываю.

(Парцелляция, инверсия.)

9 стр., 4021 слов

Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста ...

... приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисуем схему: (слайд 9) ... при написании сочинения по критерию К4 вы можете получить 3балла, если приведёте 2 аргумента из художественной литературы. С ... часть начинать с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому. VI. Подведение итогов -Ребята, давайте подведём ...

Слайды №27, 28

  • Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте? (Предложения с обособленными членами).
  • А какие члены предложения называются обособленными? (Ответы)

Слайды №29, 30

Работа с предложением. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.

Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством4.

  • Для чего писатель использует в тексте причастные и деепричастные обороты, прилагательные? (Чтобы показать красоту птиц)

Слайд №31

  • На какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении? (Ответы)

У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила:

  • безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
  • О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
  • Н, НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.

Слайд №32

  • Проверяем и объясняем расстановку знаков препинания!

Слайды №33,34

Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.

Слайды №35,36

  • Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.

Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторженно замахали руками.

Слайд №37

– В тесте я случайно, когда печатала, только сейчас заметила, допустила грамматические ошибки, найдите их.

  • Скоро вся палуба была полна людьми.
  • И вдруг появился этот человек… с руками, покрытыми густой паутиной наколки.

Слайд №38

  • Найдите ключевые слова, подтверждающие красоту птиц, и выпишите их в виде словосочетаний, определите тип связи.

Слайд №39

  • Итак, какова же главная мысль данного текста?
  • Какую проблему поднимает автор текста?
  • Какова позиция автора? (Автор осуждает человека в надвинутой на брови кепке, и это презрение передаётся через выражения:

В тёмном пиджаке

Руками, покрытыми густой паутиной наколок

Тяжёлая рука

Широкая тёмная ладонь

Едва разжимавшиеся губы

С тёмными наколотыми руками)

11 стр., 5315 слов

Какую роль играют знаки препинания в русском языке

... тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята ... пунктуации Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой ...

Слайд №40

  • Составьте синквейн. Например:

Человек

Бездушный, жестокий

Старался обмануть, поймать, погубить чайку

Вдруг леска оборвалась

Жестокость

Слайд №41

  • А как вы относитесь к этому человеку?
  • Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе.

Хорошо, что крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.

Слайд №43

  • Итак, мы подошли к нашей основной теме – к написанию сочинения. Из скольких частей должно состоять наше сочинение?

5. Творческая работа в группах:

1 вариант придумывает вступление к сочинению,

2 вариант – формулирует и комментирует одну из проблем, поднятых в тексте Ю.Графского.

3 вариант – определяет авторскую позицию,

4 вариант – излагает собственное мнение, аргументируя, опираясь на жизненный или читательский опыт,

5 вариант – рассуждает об актуальности проблемы,

6 вариант – придумывает возможное заключение к сочинению.

Свои размышления учащиеся записывают в тетрадь.

В течение нескольких минут ребята выполняют предложенное учителем задание.

6. Прослушивание коллективной творческой работы

Один учащийся из каждого варианта поочередно прочитывает созданный фрагмент сочинения. Остальные внимательно слушают , фиксируя в тетради как достоинства коллективного творчества, так и недостатки.

7. Беседа с элементами анализа коллективной работы

Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочинения-рассуждения.

Рефлексия

  • Как вы считаете, что удалось нам сегодня на уроке

8. Формулирование вывода по уроку учащимися

  • Чему был посвящен сегодняшний урок?
  • Каковы результаты нашей работы?

9. Подвожу итог