По литературе. Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой

Лирический герой стихотворения Пушкина находится в заточении и не имеет возможности выбраться на волю. Но, несмотря на это, его душа и мысли свободны, ведь человек с самого рождения волен сам выбирать свой путь, он – независимая личность. Автор уподобляет героя орлу, называя обоих «вольными птицами».

Темой стихотворения является внутренняя свобода личности, которую никто не может ограничить, даже «спрятав» его от окружающего мира. Главное, по мнению поэта, — сохранить независимость убеждений, именно она делает человека недосягаемым даже для физических угроз.

Сочинение — эссе «Свобода и ответственность» (по страницам литературных произведений)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Ивана Нечаева городского поселения поселка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области

Межмуниципальный конкурс эссе

«Молодежь: свобода и ответственность»

Направление: свобода и ответственность

в литературном произведении

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-svobodyi-v-russkoy-literature/

Свобода без ответственности не бывает

(по страницам литературных произведений)

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-svobodyi-v-russkoy-literature/

На протяжении всего своего существования люди задумывались над вопросом: что такое свобода и ответственность, связаны они или независимы друг от друга.

Свобода — это возможность проявления своей воли, независимость, отсутствие ограничений. Если следовать этому определению, можно подумать, что свобода не имеет границ, следовательно, свободный человек может делать все, что захочет. Так ли это на самом деле?

Давайте разберемся. Мы живем в обществе, где каждый имеет свои права и обязанности. Если рассматривать вопрос с точки зрения правоведения, то каждый человек в той или иной степени ограничен моральными и правовыми нормами в целях поддержания общественного порядка. Поэтому там, где есть свобода, всегда есть ответственность – необходимость отвечать за свои действия. Чтобы ответить на все возникающие вопросы по данной проблеме, я предлагаю обратиться к произведениям писателей разных эпох.

В качестве первого примера обратимся к произведению А.С.Пушкина «Дубровский». Рассмотрим эпизод, когда Маша Троекурова со своим нелюбимым мужем князем Верейским ехала в карете, и их остановила шайка разбойников во главе с Дубровским. Владимир сказал Маше, что она свободна и может оставить князя. Но Маша, несмотря на любовь к молодому Дубровскому, ответила, что уже поздно, так как она поклялась в верности другому человеку и не может нарушить свою клятву. Она несет ответственность за данное ей обещание.

8 стр., 3796 слов

Сочинение свобода это осознанная необходимость

... Получается человек свободен настолько, насколько он позволяет себе быть свободным. Эссе По Английскому На Тему Свобода ➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ КЛИКАЙ ЗДЕСЬ! Эссе По Английскому На Тему Свобода 17 ... этом смысле, потому что я уверен, что когда человек получает больше свободы, он также получает больше ответственности за свои действия. Я думаю, что только 1% людей готовы иметь реальную свободу. Сочинение ...

Из биографии А.С.Пушкина мы знаем, что брак и семья, освященные церковным благословением, были для него святыней. Эта мысль глубоко укоренена в его творениях, проходя через них яркою нитью.

Марья Кирилловна Троекурова проявила большую нравственную доблесть, отказавшись покинуть князя Верейского, с которым только что была против воли повенчана. Вот ее поучительные слова: «Я обвенчана, я жена князя Верейского, я согласилась, я дала клятву». А.С.Пушкин наглядно показал нам, как тесно переплетаются между собой свобода и ответственность.

Еще раз поразмышляем над проблемами романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В нем очень хорошо показано, что может произойти с человеком, вышедшим за рамки закона и переоценившим свободу своих действий. Главный герой, Родион Раскольников, чтобы подтвердить свою собственную теорию о делении людей на обычных и тех, кому все дозволено, убивает двух женщин. Дальше мы видим, что Родиона начинает мучить совесть, он жалеет о случившемся, раскаивается, но уже ничего не изменить.

Так Родион пошел на преступление и не учел, что за свои поступки надо отвечать, а любое действие всегда влечет за собой последствия. За это он был наказан собственными терзаниями.

Позволю себе подвести итог всему написанному в сочинении. Чему же учат нас писатели в своих произведениях? Живя в обществе, каждый человек имеет право на реализацию своих желаний, интересов. При этом он не должен нарушать нормы морали и права. Свобода без ответственности не бывает.

Вся наша жизнь, каждый ее день состоит из принятых решений. Человек свободен в принятии своих решений, однако надо понимать, что выбор – это ответственность перед собой и другими людьми.

6.04.2019. Абдуллаева Полина, 11 класс, МОУ СОШ №1

имени Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры

Марина Цветаева, «Кто создан из камня…»

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье

Стихотворение Марины Цветаевой представляет собой некий манифест, оно провозглашает правила жизни, по которым живет лирическая героиня. Она своевольна и не признает ничего, что могло бы хоть как-то ограничить ее свободу. Она презирает тех, кто «создан из камня», то есть людей, которые сами задают себе границы. Главным для неё является чувство душевной свободу, знание, что она может делать все, что хочет, не только в физическом, материальном плане, но и, в первую очередь, в духовном. Ее не могут остановить никакие запреты и предрассудки, она называет себя «бренной морской пеной», что символизирует абсолютную независимость и безграничность.

Философия свободы. Понятие свободыв литературе

План

I. Многоаспектный и противоречивый характер осмысления понятия свободы вистории философии.

II. Человек «мигрирующий»: онтология пути, местности, пространства, свободы.

III. Зависимость свободы героя от его привязанности: к миру, к месту, квещам. «Чемоданы» Ерофеева и Довлатова как основной атрибут путешествия.

8 стр., 3715 слов

Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации

... на основные права человека, то увидим, что существуют право на жизнь , право исповедовать любую религию, свобода передвижения, свобода от передвижения и многое другое. Каждое право играет важную роль в благополучии любого человека. Право на жизнь защищает жизнь людей. Это ...

IV. Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-svobodyi-v-russkoy-literature/

Проблема свободы — одна из важных и сложных проблем, она волновала многихмыслителей на протяжении многовековой истории человечества. Можно сказать, чтоэто глобальная человеческая проблема, своего рода загадка, которую из века ввек пытаются разгадать многие поколения людей. Само понятие свободы заключает всебе подчас самое неожиданное содержание, это понятие очень многогранно, емко, исторически изменчиво и противоречиво. Говоря о сложности идеи свободы, Гегельписал: «Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что онанеопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительноим подвержена, как об идее свободы» [Гегель 1956:291]. Не случайно и немецкийфилософ Эрнст Кассирер в работе «Техника современных политических мифов»оценивал слово „свобода“ как одно из наиболее туманных и двусмысленных нетолько в философии, но и в политике. Свидетельством смысловой „подвижности“ и»неконкретности» понятия служит тот факт, что возникает в разных оппозициях. Вфилософии «свобода», как правило, противостоит «необходимости», в этике -«ответственности», в политике — «порядку». Да и сама содержательнаяинтерпретация слова содержит разнообразные оттенки: она может ассоциироваться ис полным своеволием, она может отождествляться и с сознательным решением, и стончайшим мотивированием человеческих поступков, и с осознанной необходимостью.

В каждую эпоху проблема свободы ставится и решается по-разному, нередко впротивоположных смыслах, в зависимости от характера общественных отношений, отуровня развития производительных сил, от потребностей и исторических задач. Философия свободы человека была предметом исследования различных направлений: Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Запоследние годы в философской литературе появился ряд публикаций по проблемесвободы. Это работы Г. А. Андреева «Христианство и проблема свободы», Н.М. Бережного»Социальный детерминизм и проблема человека в истории марксистско-ленинскойфилософии», В.Н. Голубенко «Необходимость и свобода» и др. Значительноевнимание этой проблеме уделяется в монографиях и главах Анисимовым, Гаранджой, Спиркиным, Шлайфером.

Шопенгауэр был прав, указав, что для новейшей философии, равно как и дляпредшествующей традиции, свобода — главная проблема.

Диапазон понимания свободы очень широк — от полного отрицания самойвозможности свободного выбора /в концепциях бихевиоризма/ до обоснования»бегства от свободы» в условиях современного цивилизованного общества /Э. Фромм/.

Шопенгауэр представляет проблему понятия свободы отрицательной, т. е. выявитьсодержание СВОБОДЫ как понятия, возможно, только указывая на определенныепрепятствия, мешающие человеку реализовать себя. То есть о свободе говоритсякак о преодолении трудностей: исчезла помеха — родилась свобода. Она всегдавозникает как отрицание чего-то. Определить свободу через самое себяневозможно, поэтому нужно указать на совсем другие, посторонние факторы, ичерез них выйти на прямую к понятию СВОБОДЫ. Н.А. Бердяев в противовеснемецкому философу подчеркивает, что свобода — положительна и содержательна:»Свобода не есть царство произвола и случая» [Бердяев 1989:369].

Свобода — одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. Однако даже самыерадикальные умы прошлого, выступавшие в защиту этой святыни, полагали, чтосвобода не абсолютна. Предоставление индивиду права распоряжаться собственнойжизнью обратит наш мир в мир хаоса. На память приходит давняя история о том, что однажды состоялся суд над человеком, который, размахивая руками, нечаянноразбил нос другому человеку, обвиняемый оправдывался тем, что никто его неможет лишить свободы размахивать собственными руками. Суд принял решение: обвиняемый виновен, поскольку свобода размахивания руками одного человекакончается там, где начинается нос другого. Шуточный пример, явно доказывающий, что нет абсолютной свободы, свобода весьма относительна.

7 стр., 3471 слов

Роскошь, как язва, погубляет душу. Роскошь разъедает душу человека? ...

... свобода. Мой современник не может решить всех проблем, не совершив ни одной ошибки, он не идеален, но его интересует будущее и современник вынужденно рискует. Человек ... выйдя замуж за старика и окунувшись в роскошь, изменилась, стала черствой, сухой, забыла о некогда ... и не стоит на месте. Душа современника постоянно стремиться к развитию. Молодой человек сегодняшнего времени индивидуален. Он не ...

В индивиде сильны инстинкты своеволия, эгоизма, разрушительности. Свободахороша, пока человек умеряет свои порывы. Человеческая свобода имеет своипротиворечия. Согласно Нибуру, человеку свойственна склонность злоупотреблятьсвоей свободой, переоценивать свое значение и стремиться к тому, чтобы статьвсем. Тем самым человек впадает в грех. «Следовательно, грехопадениесовершается в самой свободе. Причем парадокс зла возникает из свободы не какнеобходимое или неотъемлемое следствие, а как внутреннее противоречие, как «алогичныйфакт» [Шлайфер 1983:19].

В практической деятельности некоторые люди нередко, переоценивая свои силы ивозможности, ставят перед собой ВЫШИННЫЕ /Беккет/ цели. Нибур и многие другиефилософы толкуют эту проблему теологически: когда человек, рассчитываясовершить многое, полагается только на себя, он концентрирует внимание на самомсебе и пренебрегает зависимостью от Бога; он порывает связь с Богом и неизбежновпадает в грех. Человеческая свобода, утверждает Нибур, может увеличить и кдобру, и ко злу любое желание, и эта уникальная свобода становится источникомкак разрушительных, так и творческих сил личности. Пользуясь выражениемПаскаля, Нибур подчеркивает, что «достоинство человека и его убожество имеютодин и тот же источник» [Шлайфер 1983:19]. О свободе как корне сатанинского злаи богоподобия рассуждал и Борис Петрович Вышеславцев. Это свобода, когда людипревращаются в «бесов», один из характерных примеров — это миф о грехопадении. Он изображает как раз два аспекта: с одной стороны диаволовское: «неподчиняйтесь ни малейшему запрету — тогда будете, как боги!», с другой стороны -человеческое влечение. Этот дерзновенный вызов знал не один Достоевский, егознала русская былина. Вышеславцев приводит в пример странную гибель ВасилияБуслаева, который не верил ни в сон, ни в чох». Однажды Буслаев гулял стоварищами и увидел черный камень, надпись на котором гласила: через этоткамень не прыгать, а кто прыгнет — сломает голову. Тотчас Василий Буслаевразбежался, прыгнул и… погиб. Дерзновение на вседозволенность приковываетчеловека к вечному корню сатанинского зла. Предельная точка свободы — это опорадля искушения.

Подобная интерпретация событий, имевших место в райском саду, была дана иЛьвом Шестовым. В Библии читаем: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которыхсоздал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни откакого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерева мы можем есть. Толькоплодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь кним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете какбоги, знающие добро и зло» [Книга Бытия:2,17].

4 стр., 1783 слов

Описание природы в пэмме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

... Чичикова или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Статья вторая // Русская критика XVIII--XIX веков. Хрестоматия. Сост. В. И. Кулешов. М., Просвещение, 1978. Приложение. Доминирующие мотивы в описании пейзажей при характеристике ... происходят в поэме: эта «чушь и дичь» распространяется не только на природу, но и на нравы, царящие в стране, где можно торговать живыми или мёртвыми людьми, душами. И, ...

← ctrl Пред. След. ctrl →

Страницы: 1 …

Теги: свободы, человека, чемодан, путешествия, пространства

Николай Некрасов, «Свобода»

С детства никем не запуган, свободен, Выберешь дело, к которому годен

Стихотворение Некрасова посвящено, пожалуй, одному из самых важных событий 19 века – отмене крепостного права (1861 г.).

Произведение носит торжественный характер, лирический герой ликует при виде ребёнка, рождённого уже в свободное время. Ведь теперь он может выбирать свой жизненный путь сам, он не обязан следовать никаким правилам, он свободен от уз крепостничества и теперь сам будет строить свою судьбу – именно это автор находит самым важным в жизни каждого человека. Несмотря на то, что в середине стихотворения поэт упоминает о том, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных», он все равно уверен, что общество наконец встало на истинный путь, и скоро все люди смогут назвать себя по-настоящему свободными, а значит, счастливыми.

Какую литературу о свободе вы посоветуете?

хорошо что вы читали БГ

но видимо не достаточно глубоко его поняли

даже в Христианстве есть «Попуще́ние Бо́жие — в монотеистических религиях (прежде всего в христианстве и мусульманстве) позволение Бога совершать своим творениям (живым существам или даже неживым стихиям) дела, безразличные Богу, неугодные ему и даже богопротивные»

Если смотреть шире

у человека есть три уровня — физическое тело, сознание (тонкое тело) и дух (душа, джива)

как душа человек является частью Бога (Кришны).

На этом уровне нет никакого диктата или подчинения. здесь душа и Бог находятся на одной волне, они — едины в своих желаниях.

Здесь душа по настоящему свободна и при этом не противоречит Богу, так как с ним на «одной волне»

на других же уровнях (тонкое и физическое тело), или когда действуем нашим умом, своим эго мы можем попадать на волну с Богом или же действовать в пределах «Попустительства» на этих уровнях у нас практически нет свободы, или же она иллюзорна

то есть какие то вещи мы просто не сможем сделать — не будет возможности

а за какие-то — получим карму — хорошую или плохую — соответственно зависим от наших прошлых действий

То что либералы говорят о свободе — это иллюзорная свобода, т к порождает карму

и качество кармы зависит от нравственности человека

фактически они говорят — делайте что хотите а что будет с вами потом — сами пеняйте

Настоящая свобода — это осознание себя как души и своих духовный желаний

и свобода от навязанных желаний (от других, от общества … )

вернемся к БГ

Арджуна и Кришна стояли на поле битвы, это можно сравнить с нашей гражданской войной и Великой Отечественной вместо взятой

т к называемые родственники Арджуны на противоположной стороне много чего сделали плохого (Махабхарата в помощь) и их карма требовала их ухода из этого мира

Кришна (Господь Бог) в БГ описал ситуацию во всей полноте с разных точек зрения

и в конце поставил Арджуну перед выбором — «сражайся или нет»

37 стр., 18170 слов

Литература языковедение : «Маленький человек»

... этих людей действовало на интуитивном уровне, их духовная организация позволяла творить по наитию. Если в окружающей действительности не было ничего стоящего, они писали «жизнь» с собственной своей души. ... § 1. Историческая действительность и дух города, породившие героя и язык эпохи. Маленький человек как принадлежность прозы «потерянного поколения» Если газеты то и дело сообщают об очередном ...

он не заставил Арджуну сражаться, он философский все объяснил и дал выбор.

Арджуна же сам, свободно сделал выбор, т к осознавал себя и его желания совпали с желаниями Кришны

и потом они не каялись о своем выборе (т к они не были причиной этого)

а скорбели, т к было много боли и крови в этой мировой войне

И глобально, все это случилось по воле Бога (Кришны), как и природные стихии или столкновения планет

когда случается цунами — люди не каются, а скорбят

Кришна пришел чтобы сменить эпохи: двапара югу на кали-югу

Для этого нужно было избавить Землю от могущественных существ, которые не давали жить простым людям

Федор Тютчев, «Silentium»

Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей

Лирический герой в стихотворении Тютчева находит свободу не во вне, не в окружении, а в самом себе. Он призывает нас к молчанию, ведь внутри каждого из нас существует отдельный мир, в котором можно обрести истинное счастье. Чтобы не потерять эту гармонию и независимость, нужно скрывать свои чувства, не позволять другим разрушить душевный покой и, тем самым, ограничить свободу. Кроме того, люди, которые любят распространяться о своих переживаниях, становятся скованными общественным мнением и самим фактом его необходимости в их личной жизни. От этой зависимости Тютчев нас предостерегает.

Михаил Лермонтов, «Три пальмы»

Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.

Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» представляет собой восточное сказание о трёх пальмах, которые молились о том, чтобы их кто-нибудь увидел, но когда Бог услышал их просьбу и прислал к ним странников, они безжалостно их срубили. Произведение наталкивает читателя на мысль, что свободным человек может быть лишь в одиночестве. Любое общество ограничивает индивида, не даёт ему свободы выбора, мнения, действий. Только в уединении можно остаться честным по отношению к себе и обрести желанную волю выбирать и решать за себя, что лучше, а не искать истину в пересудах и перебранках.

Автор: Татьяна Девятьярова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!