По стихотворению Лермонтова Утес (6 класс) (2)

Стихотворение “Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ “Утес” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.

История создания, Тема стихотворения, Композиция

Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.

Стихотворный размер

Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.

Олицетворения

Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

История создания

Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Тема

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

8 стр., 3816 слов

Балетмейстерская деятельность в создании хореографического произведения

... танцевального произведения, в том числе костюма и сценического оформления. 11. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО, ПРОИЗВЕДЕНИЯ. 1. ... искусства. Танцевальное движение – основной выразительный материал в хореографии. Человеческое телодвижение как четырехсторонний выразительный комплекс, как единство четырех информационных потоков – телосложенческого, контактного, кинетического, психологического. История ...

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Смысл финала произведения «Утёс» М.Ю. Лермонтова

Стихотворение «Утёс» М.Ю. Лермонтова содержит линейную композицию. Это произведение состоит из размышлений лирического персонажа относительно смысла его существования. Два коротких четверостишия заставляют задуматься каждого. Но в чем же смысл финала произведения?

Концовка произведения «Утёс» говорит о том, что мы не можем отвечать за мысли и поступки других людей. Если человек так поступил, значит он так хотел. Не нужно оправдывать другого за совершенные им поступки. У каждого свои жизненные ценности и приоритеты. Однако несмотря на различие в взглядах и идеалах существует грань, переходить которую нельзя ни при каких обстоятельствах.

Ищите нас здесь

Если к человеку когда-то мы испытывали сильные глубокие чувства, он навсегда останется в нашей памяти. Если близкий человек принёс нам душевную боль, раны ещё долго будут кровоточить. Если человек по отношению к нам совершил подлый поступок, мы сможем его простить, но забыть о предательстве не получится.

Наш мир огромен и многообразен. Однако несмотря на яркость, насыщенность, наполненность большинство людей чувствуют себя одинокими. Смысл финала стихотворения «Утёс» М.Ю. Лермонтова в заключается в том, чтобы учиться находить радость в простых вещах. Не нужно ждать подарков судьбы, улыбок фортуны. Необходимо самостоятельно создавать счастье вокруг себя. Не следует расстраиваться по пустякам и переживать о событиях, которые мы не в силах изменить.

В этой жизни не все зависит от нас. Однако все свои провалы, неудачи, проблемы не следует списывать на рок судьбы и на несправедливое стечение обстоятельств. Важно избавиться от чувства жалости к себе и взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Только так человек сможет стать по-настоящему цельным и счастливым.

Наш мир соткан из противоречий. Но не стоит ставить крест на своей жизни. На каждом шагу нас подстерегают проблемы и сложности. Важно научиться преодолевать любые препятствия с высоко поднятой головой. Нужно позволить себе стать счастливым, реализоваться в этом мире так, как хотите именно вы, чтобы в конце жизни не сожалеть об упущенных возможностях и бесцельно прожитых днях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ищите нас здесь

2 стр., 614 слов

Напишите -рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала ...

... землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую. (По В. Астафьеву)* Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде ... то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника. (5) Два года спустя дичка моя ...