Можно ли обойтись без духовных потребностей, без потребности общения между людьми? Является ли труд потребностью?

«Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида» ( Б. Д. Парыгин )

В выбранном мною высказывании затрагивается проблема значимости социальных потребностей, связанных с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе. Нельзя не заметить также, что все эти потребности связаны с самореализацией. И это, несомненно, важно, ведь потребности эти так же универсальны, как и биологические.

Основоположник социальной психологии Б. Д. Парыгин утверждает: «Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида». Иными словами, потребности духовной направленности, такие как потребность во внимании, признании, самовыражении, присутствуют у каждого человека, являются естественными и неотъемлемыми. Также этот класс потребностей можно назвать потребностями, связанными с самореализацией человека в обществе. С этой точкой зрения трудно не согласиться, ведь именно этот класс потребностей и делает человека человеком.

Для подтверждения выбранной точки зрения можно привести следующие теоретические доводы. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Потребности – это то, что движет человеческим поведением, даёт ему мотивацию к деятельности. Есть множество способов классификации человеческих потребностей, но, по большому счёту, все они сходятся в одном: в разделении всех человеческих потребностей на первичные и вторичные или же низшие и высшие. К низшим, или первичным, относят биологические, физиологические потребности, общие для человека и для животного. Это такие потребности, как потребность в пище, в воде, в безопасности. Высшие, или вторичные потребности, в свою очередь, делятся на подклассы (например, в системе классификации человеческих потребностей А. Маслоу).

Основные из этих подклассов – экзистенциальные (обуславливают жизнь человека в социальной сфере), престижные (связаны с достижением статусов, общественным признанием) и идеальные, или духовные (связаны с обретением смысла жизни, стремлением к красоте и т. д.).

Таким образом, потребности во внимании и признании можно отнести к престижным потребностям человека, тогда как потребность в самовыражении представляет собой идеальную, или духовную потребность.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические аргументы. Примером может служить яркая историческая личность – Адольф Гитлер. Многие психологи впоследствии утверждали, что этот человек представлял собой сгусток сложных психических отклонений. В частности, Эрих Фромм объяснял доведённое до абсурда стремление Гитлера к такому странному удовлетворению потребностей во внимании, признании и самовыражении, как крайнее проявление нарциссизма. Таким образом, этот человек может служить утрированным примером стремления удовлетворить данный пласт проблем.

12 стр., 5652 слов

Культура и досуг пожилых людей

... поддержки пожилых людей; для дальнейшего использования в практике культурно - досуговых учреждений по работе с пожилыми людьми. Структура работы., Глава 1. Культурно 1.1 Представление о содержании культурно-досуговой деятельности В современной социально-культурной ситуации досуг ...

Но люди не всегда понимали универсальность этих потребностей. В древнем мире существовал класс людей, которые просто не имели ни возможности, ни права удовлетворять эти потребности. Речь идёт о рабах. Несомненно, как и все люди, они стремились к удовлетворению этих потребностей, за что получали лишь побои и насмешки надсмотрщиков.

И, наконец, примером из литературы может послужить герой пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Петя Трофимов – вечный студент. Вся его история заключалась в попытке самовыражения посредством его знаний и теорий. Однако в большинстве случаев попытки удовлетворить потребность во внимании и признании другими людьми остаются безуспешными.

Также можно привести пример из личного опыта. Даже основываясь на своём небогатом жизненном опыте, могу сказать, что эти потребности крайне важны для каждого человека. Ведь недостаточно просто добиться успеха, важно, чтобы это было оценено и признано обществом. Даже маленький ребёнок бежит к маме, чтобы показать ей сделанный им куличик с той лишь целью, чтобы получить заслуженную похвалу – признание.

Таким образом, проанализировав теоретический аспект проблемы и приведя фактические подкрепления, можно сделать вывод, что действительно, такие престижные и духовные потребности, как потребности во внимании, признании и самовыражении, являются неотъемлемой частью человеческого существа.

< Предыдущая Следующая >

2.3. Появление потребности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что в общем потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают.

Небольшое сочинение на тему «Потребности человека»своими словами…

А. Н. Толстой великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением в течение его творчества стал роман «Война и мир», который несет в себе философский характер, так как его герои размышляют о смысле жизни, о чувствах, и о других вопросах, волнующих их сердца. И даже в самом названии романа скрыт смысл гуманности. «Война и мир» — это как бы противостояние двух сил. В произведении показаны две стороны человеческой жизни, с одной стороны — это война, а с другой — мир. Война 1812 года — это страшное испытание, выпавшее на долю русского народа. Это кровопролитное, ужасное событие в истории человечества. Тысячи людей, в том числе и дворяне, такие, как Пьер, Андрей, Николай и другие, встали на защиту родного отечества. На каждом шагу их приследовала опасность, они готовы были жертвовать своей жизнью, ради России. Хотя другие не были обеспокоены судьбой Родины, они больше думали о делах, по их мнению, поважнее, чем спасение страны от врага. А. Н. Толстой говорил: «…война — противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», но война 1812 года — это «страшная необходимость».

Но автор показывает читателю не только войну, в прямом смысле этого слова, но и бури, грозы, настигающие человека. Война в человеческой душе переворачивает все в жизни, она страшна так же, как и сражение на поле брани. И эти колебания происходят в судьбах главных героев романа: Андрея, Пьера, Наташи и других. Переживание, разочарование в любви, путь душевных исканий, — все это тревожило неспокойное существование князя Андрея. С каждым новым страданием он становился мудрее и сильнее. Встретив, по его мнению, настоящую любовь, счастье его снова настигает неудача, глубокое разочарование. Мне кажется, что истинное успокоение Андрей обрел на Бородинском поле, где был смертельно ранен. Наверное, именно в тот момент, князь почувствовал, что его жизнь прожита не зря. Безусловно, гуманизм названия заложен в слове «мир». В романе мир — это прежде всего стремление к согласию между народом, между русскими и французами, но, к сожалению, его можно было добиться только с помощью насилия, то есть войны.

Что в нашем понимании война? Это прежде всего смерть, кровь, боль, потеря близких людей и не понятная агрессия со стороны неизвестных ранее людей. Может ли она быть гуманной? Я считаю что нет! Никакое убийство нельзя оправдать! Сейчас в нашем современном мире происходит множество вооружённых конфликтов. И средства массовой информации всегда оправдывают агрессора. Сводки новостей гласят что погибло столько-то военных и какое то количество мирных жителей. В наше время считается, что если жертв среди мирного населения нет. Значит одна из сторон гуманна. Но редко кто учитывает, что человек как правило берёт в руки оружие чтобы защитить себя, свою землю, свои идеалы! Неоднократно во внутренние конфликты вмешивается миссия ООН. Они называют себя миротворцами и считают что поступают гуманно. Этого не может быть если они встают на чью то сторону. Получается что одним можно убивать под защитой мировой общественности, а другим нельзя! Я считаю что война гуманной не может быть не в каком понимании. Потому что любой вооруженный конфликт это насилие над чужими интересами и ценностями.

2.4. Особенность потребности человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с её объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

3 стр., 1111 слов

Управленческая характеристика теории иерархии человеческих потребностей А. Маслоу

Введение История управленческой мысли — это одна из самых важных составляющих управленческой теории в наши дни, ведь именно эта наука систематизирует все идеи и концепции, которые когда-либо выдвигались, и формирует пространство для принятия рациональных и эффективных управленческих решений с целью достижения наилучшего результата в своей области. Свой вклад в данную науку внес и американский …

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счёт общественно обусловленного развития их предметов.

Если в потребности деятельность по существу зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая её сущность.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров (доминанты).

При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у неё произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорождённый — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-potrebnosti-cheloveka-klass/

1. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000. 2. Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. 2006. 3. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. № 2. 4. Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс, 2003. 5. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 6. Философский энциклопедический словарь. М. 1983. 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989. 8. Пусторолев П.П. Анализ понятия о преступлении. М.: 2005.