Серебряный век в творчестве есенина

Во всей поэзии “серебряного века”: Сергей Александрович Есенин

Такая Смелая и неожиданная метафоризация привычных и характерных реалий деревенского быта стала вскоре одним из любимейших поэтических приемов Сергея Александровича Есенина, признанного всеми лидера “крестьянской кузницы”. С. А.

Есенин Сергей Александрович Есенин вобрал, впитал в свое творчество едва ли не все достижения как классического, “золотого века”, так и современного ему “серебряного века” русской поэзии.

По значимости же влияния на его поэтический мир трудно поставить кого-либо рядом с Блоком, так как “именно художественный опыт Блока убедил Есенина в том, что его органичной темой является судьба русской деревни, России, что его малый (“ситцевый”) мир вбирает в себя мир большой”.

Обратившись к словарю Вл. Даля, легко можно установить все те значения лейтмотивного словообраза “выть” (“земельный участок, доля, судьба” и т. д.), которые обогащают и раскрывают его смысл. Интересна в стихотворении смыслонесущая роль и других диалектизмов, также обогащающих своими значениями основной словообраз.

Но еще более интересна оппозиция строк: если первые из них создают в основном зрительный словообраз, построенный на предметно-загадочных, семантически не очень ясных для читателя диалектизмах с их символистским “мерцанием смысла”, а также на богатых светоощущениях (“черная выть”, “синяя гать”, “серое вере-тенье”, “красный костер окровил таганы” и т.

д.), то вторые – строятся на чувственно-слуховом восприятии поэта (“Как мне тебя не ласкать, не любить?”, “К сердцу вечерняя льнет благодать”, “Глухо баюкают хлюпь камыши” и т. д.).

Художественно-диалогическая рифменная созвучность строк, постепенно разворачиваясь от строфы к строфе, создает к последней из них ТОТ неповторимый образ “выти”, в котором отразилась вся деревенская Русь.

Для раннего С. Есенина характерна и религиозная лексика, богато представленная в его первом поэтическом сборнике “Радуница” (1916).

Однако она свидетельствует не о мистической, а о народно-бытовой, освященной крестьянской традицией вере, выше которой С. Есенин ставит свою родину.

Об этом говорится в его программном стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…”, строфы которого также построены на диалого-семантической оппозиции, оттеняющей нравственный выбор поэта:

7 стр., 3166 слов

«Золотой век» русской поэзии

... литературы. Что составляло особенность русского «золотого века» ? Во-первых—широта и грандиозность поставленных перед собой задач. Во-вторых—высокое трагическое напряжение поэзии ... совершенно точно, и вместе с тем, с невероятной иронией отражают разные ... мира, который будет развиваться по своим законам. Но особенно ... только на французском языке, стихи писал исключительно на русском. Несмотря на ...

Так в альтернативно-семантической оппозиции “рай-родина” обнаруживаются высшие нравственные ценности поэта. А разве не о тех же ценностях идет речь в стихотворении “Шел господь пытать людей в любви”, где “старый дед” не уступает в доброте, любви и милосердии самому богу?

Подошел господь, скрывая скорбь и муку; Видно, мол, сердца их не разбудишь И сказал старик, протягивая руку: “На, пожуй… маленько крепче будешь”.

Любовь поэта к простым людям, родине, природе естественна и глубока. Отсюда и его частое желание “затеряться” в ней, слиться с нею воедино.

Последний эпитет, заимствованный явно из религиозной лексики, очень хорошо вписался в поэтический язык С. Есенина, придав ему необходимую здесь приподнятость.

В противоположность этой лексике поэт мастерски владеет повседневной, порой даже намеренно сниженной лексикой, выражающей нехитрые, но щемящие душу мелочи и детали деревенского быта.

Вот как он описывает избу, в которой все пробуждает дорогие сердцу воспоминания:

  • Пахнет милыми драценами;
  • У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз… А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. (“В хате”)

В его основе несомненно лежит глубоко жизненный реализм, восходящий своими корнями к традиционным мотивам деревенского избяного мира крестьянских поэтов XIX в. (Ср. стих “Изба” Ф. Н. Слепушкина, “В избе” С. Д. Дрожжина и др.).

Часто в установке на неожиданную образность литературоведы усматривают влияние символизма. У С. Есенина же “неожиданная образность” чаще всего предметна, акмеистична, даже реалистична, как в разностилевой “Радунице”.

И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари”. (“Выткался на озере алый свет зари”) “Как метель, черемуха Машет рукавом”, (“Край ТЫ мой заброшенный…”)

Так, через усвоение богатейших традиций русской поэзии, ее разнообразных направлений и стилей, вбирая все достижения современных ему поэтов, в том числе и “новокрестьянских”, Вбирая все богатство жизни, природы и деревенского мира, оттачивал С. Есенин свой неповторимый художественный стиль, став бесспорным лидером поэтической “крестьянской купницы”.

(No Ratings Yet)

Загрузка…

Во всей поэзии “серебряного века”: Сергей Александрович Есенин

Другие сочинения по теме:

  1. Сергей Александрович Есенин истинно русский поэт Сергей Александрович Есенин истинно русский поэт. Его родная стихия народная поэзия, русская деревня, рязанские дороги и косогоры, поля и леса….
  2. Сергей Александрович Есенин Творчество Сергея Сергей Александрович Есенин Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным…
  3. Иосиф Бродский – творец поэзии “Серебряного века” “Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди них наиболее тяжелыми являются не преследования авторов,…
  4. Чувство Родины основное в моем творчестве. (С. Есенин) Насколько устойчивой была у Есенина мечта об “Инонии”, отражавшая патриархальные представления крестьянства, показывает его очерк “Ключи Марии” (1918), в котором…
  5. Композиция, посвященная Сергею Есенину. Есенин, Маяковский, Маклашевская Маклашевская. С Маяковским я встречалась раза три, почти мельком. Но у меня осталось чувство, что он умеет внимательно и доброжелательно…
  6. Творческие пути Осипа Мандельштама: поэта “серебряного века” Через все многообразное творчество поэта и его тяжелую жизнь проходит поиск ответа на вопрос, который вынесен в эпиграф сочинения.

    5 стр., 2174 слов

    Образ России в поэзии Сергея Есенина

    ... стальною Видеть бедную, нищую Русь. От воспевания патриархальной России Есенин в конце творческого пути приходит к осознанию: чтобы не отстать ... Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя.- М., 1990. 2. Беляев И. Подлинный Есенин.- Воронеж, 1927. 3. Васильева М. ... страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, ...

    Осип…

  7. За что любил родину такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что для него родина – прежде всего поля, деревни, леса: словом, все то, что входит в плоть и…
  8. Поэты “Серебряного века”: Николай Гумилев В русской литературе “Серебряный век” – это период творчества главных представителей модернизма, период проявления талантов многих поэтов.1892 год считают началом…
  9. Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Есенин С. А Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется…
  10. На Парнасе серебряного века …Юноша был тонок, строен, в элегантном университетском сюртуке с очень высоким, темно-синим воротником (тогдашняя мода), и причесан на пробор тщательно….
  11. Русская поэзия серебряного века Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как…
  12. Русская литература серебряного века, как блестящее созвездие ярких индивидуальностей Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере…
  13. Последний поэт из серебряного века (Творчество Георгия Иванова) Чудный серебряный век русской поэзии не вписался в “терновый венец революций”. Он исчез, как свет лета исчезает в предзимней сумрачности….
  14. Фольклор в поэзии Есенина Поэзия С. Есенина – яркая и неповторимая страница русской литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Ей свойственно глубокое чувство родины, острое переживание…
  15. Поэзия Анны Ахматовой и поэты “серебряного века” Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает…
  16. Русская литература серебряного века, как блестящее созвездие ярких индивидуальностей (окончание) Такое использование ассоциативных значений слова побуждает читателя к встречной лирической активности. “В поэзии важно только исполняющее понимание – отнюдь не…
  17. Композиция, посвященная жизни и творчеству Сергея Есенина. Есенин и имажинисты Ведущий. 17 ноября 1920 года. Большой зал Политехнического музея. Вечер “Суд имажинистов над литературой”. Председательствующий. Издох футуризм. Давайте грянем дружнее;…
  18. В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина? Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами. Сборник “Радуница” складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался…
  19. Цыганские мотивы и кабацкие мотивы в поэзии Есенина В поэме “Анна Снегина” герой – сам поэт – говорит героине: Я вам прочитаю немного Стихи Про кабацкую Русь… Отделано…
  20. Эволюция темы Родины в поэзии С. Есенина Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились…

Сергей Есенин , Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин

Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани.

6 стр., 2808 слов

Бальмонт мой любимый поэт серебряного века

... называемую власть народа. К самым известным поэтам серебряного века относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, К. Бальмонт, А. Блок. «Мой любимый поэт серебряного века». Сочинение. Есенин Сергей Александрович Есенин Сергей Александрович горячо любим поклонниками ...

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм.

”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится…” и др.)

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта – самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916 года выходит первая книга “Радуница”, в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910 – 1915 годах. Творчество поэта 1914 – 1917 годов сложно и противоречиво (“Микола”, “Егорий”, “Русь”, “Марфа Посадница”, “Ус”, “Исус – младенец”, “Голубень” и др.).

Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню.

А деревня, ограниченная околицей, – это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.

Герой лирики Есенина молится “дымящей земле”, “на алы зори”, “на копны и стога”, он поклоняется родине. Есенин позже признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”.

В стихотворении “Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь – “царевну сонную, находящуюся “на туманном берегу”, к “веселой вере”, которой теперь привержен он сам. В стихотворении “Тучи с ожереба…

” (1916) поэт как будто предсказывает революцию – “преображение” России “через муки и крест” и гражданскую войну.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метаморфизм (что позже приведет поэта к имажинистам).

Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери – природы. Он Очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень”.

13 стр., 6452 слов

Тема любви в лирике Есенина. Стихи Есенина про любовь

... девушке. Но, к сожалению, и за стихи нужно платить. И поэт платил вечными ссорами и расставаниями. Сочинение на тему тема любви в лирике есенина , Тема: Тема любви в лирике Сергея Александровича Есенина. Работу выполнила: ученица 9 «Б» класса ...

В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи и светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, – “Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916), “Запели тесаные дроги” (1916).

Но уже отчетливей проступают приметы другой – каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” (“В том краю, где желтая крапива” (1916), “Синее небо, цветная дуга” (1916).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей.

В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” (“Товарищ” (1917), “Певучий зов” (1917), “Отчарь” (1917), “Октоих” (1918), “Пришествие” (1918), “Преображение” (1918), “Иония” (1918), “Иорданская голубица” (1918).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец – то выходит сборник “Голубень”, вобравший в себя стихи 1916 – 1917 годов.

Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918), “Сельский часослов” (1918).

В 1919 году вышла книга “Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели.

Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 – 1918 годах.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.

Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной.

Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д.

Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.)

Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Издания

Прижизненные

1917:

  • Есенин С. А. Радуница. — Петроград: Издание М. В. Аверьянова, 1915. — 62 с.

1918:

  • Есенин С. А. Иисус-младенец. — П.: Сегодня, 1918. — 6 с.
  • Есенин С. А. Голубень. — М.: Революционный социализм, 1918.
  • Есенин С. А. Радуница. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — ??? с.
  • Есенин С. А. Сельский часослов. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 28 с.
  • Есенин С. А. Преображение. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 68 с.

1920:

16 стр., 7723 слов

Поэт в россии — больше, чем поэт

... Эссе "Поэт в России больше, чем поэт…" «Поэт в России больше, чем поэт…» Пора, мы уходим: еще молодые, со списком еще не приснившихся снов, с последним, чуть зримым сияньем России на фосфорных рифмах последних стихов. Владимир Набоков Поэт… Какое ...

  • Есенин С. А. Голубень. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — ??? с.
  • Есенин С. А. Ключи Марии. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — 42 с.
  • Есенин С. А. Трерядница (издательство, год и место издания не обозначены)
  • Есенин С. А. Триптих. Поэмы. — Берлин: Скифы, 1920. — 30 с.
  • Есенин С. А. Россия и Инония. — Берлин: Скифы, 1920. — ??? с.

1921:

  • Есенин С. А. Иисус-младенец. — Чита, 1921
  • Есенин С. А. Исповедь хулигана. — М.,1921. — 14 с.
  • Есенин С. А. Преображение. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
  • Есенин С. А. Трерядница. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
  • Есенин С. А. Радуница. — 3-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
  • Есенин С. А. Пугачев. — М.: Имажинисты, 1922. — 54 с. (год издания указан ошибочно)

1922:

  • Есенин С. А. Автобиография // Современное обозрение : Журнал нового типа (Литература — искусство — жизнь).

    — Петроград: Изд-во «Ars». — 1922, ноябрь. — № 2. — С. ??? (Первая прижизненная публикация автобиографии Сергея Есенина в России).

  • Есенин С. А. Пугачев. — 2-е изд. — Петроград: Эльзевир, 1922. — 64 с.
  • Есенин С. А. Пугачев. — 3-е изд. — Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. — ??? с.
  • Есенин С. А. Избранное. — М.: Госиздат, 1922. — 116 с.
  • Есенин С. А. Собрание стихов и поэм. — Т. 1. — Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — 178 с. (Второй том не выходил.)
  • Esenin S. Confession d’un voyou. — Paris, 1922. — ??? (переводы на фр. яз. Франца Элленса и Марии Милославской)

1923:

  • Есенин С. А. Стихи скандалиста. — Берлин: Изд-во И. Т. Благова, 1923. — 232 с.

1924:

  • Есенин С. А. Москва кабацкая. — Л., 1924. — 44 с. (издательство не обозначено)
  • Есенин С. А. Стихи (1920-24).

    — М.: Круг, 1924. — 86 с.

  • Есенин С. А. Русь советская. — Баку: Бакинский рабочий, 1924. — 80 с.

1925:

  • Есенин С. А. Страна советская. — Тифлис: Советский Кавказ, 1925. — 62 с.
  • Есенин С. А. Песнь о великом походе. — М.: Госиздат, 1925. — 32 с.
  • Есенин С. А. О России и революции. — М.: Современная Россия, 1925. — 96 с.
  • Есенин С. А. Березовый ситец. — М.: Госиздат, 1925. — 100 с.
  • Есенин С. А. Избранные стихи. — М.: Огонек, 1925. — 44 с. (Библиотека «Огонька» № 40)
  • Есенин С. А. Персидские мотивы. — М.: Современная Россия, 1925. — 48 с.

Основные

  • Есенин С. А. Собрание стихотворений в 3-х тт. — М.: Госиздат, 1926.
  • Есенин С. А. Стихи и проза / Сост И. В. Евдокимов, 1927. — ??? с.
  • Есенин С. А. Стихотворения. — Л.: Сов. писатель, 1953. — 392 с. (Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье.)
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1956. — 438 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — М.: ГИХЛ, 1960—1962.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — 2-е изд. — М.: ГИХЛ, 1966—1968.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 3-х тт. — М.: Библиотека „Огонёк“, 1970.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 6-ти тт. — М.: Худож. лит., 1978.
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 464 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука, Голос, 1995—2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького) (Т. 1.: Стихотворения; Т. 2.: Стихотворения («маленькие поэмы»); Т. 3.: Поэмы; Т. 4.: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»; Т. 5.: Проза; Т. 6.: Письма; Т. 7.: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы)

Международные проекты

  • Есенин С. А. Анна Снегина. Поэма / Издание на 12 языках (рус., англ., болг., венг., итал., нем., рум., сербск., словенск., словацк., хорв., чешск.).

    9 стр., 4453 слов

    Серебряный век русской культуры (3)

    ... XX в. наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей ... современниками, пытались предсказать будущее. Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому времени, ... поэтов первой величины - А.А. Блок, Н.С. Гумилев и т.д., в том числе и совсем молодые - С.А. Есенин, ...

    — М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2010. — ??? с.

О поэте

  • Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 1. (1895—1920).

    — М.: Сов. Россия, 1969. — 303 с.

  • Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 2. (1921—1925).

    — М.: Сов. Россия, 1970. — 446 с.

  • Бухарин Н. Злые заметки. — М., ГИЗ, 1927. — 20 с.
  • Виноградская Н. Как жил Есенин. — Л.: Огонек, 1926. — 36 с.
  • Епифанов П. Поединок при свете луны. Ещё раз о духовном мире поэзии Сергея Есенина // Крылья голубиные : Альманах. — 2007. — № 1. — С. 50—79.
  • Есенин и современность. Сборник. — М.: Современник, 1975. — 406 с.
  • Куняев Ст. Ю., Куняев С. C. Сергей Есенин. — М.: Мол. гвардия, 2005. — 593(13) c.: ил. (ЖЗЛ; вып. 922) 5000 экз.
  • Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — М.: Астрель, Corpus, 2011. — 608 с. 5000 экз. I
  • Мариенгоф А. Роман без вранья (1927)
  • Марченко А. М. Есенин: Путь и беспутье. — М.: Астрель, 2012. — 606 с. 5000 экз.
  • Сергей Александрович Есенин / Сост. С. С. Куняев. М.: Русскiй Мiръ, Жизнь и мысль, 2013. — 736 с., ил. — (Русскiй Мiръ в лицах).

    — 5000 экз.

  • Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. — М.: Новый индекс, 2012. — 640 с., ил., 3000 экз.

Стихи Сергея Есенина

Сочинение на тему «Мой любимый поэт серебряного века»

Сочинение на тему «Мой любимый поэт серебряного века»

Мой любимый поэт серебряного века – это Сергей Есенин. Его стихи выделяются своей мелодичностью и живостью по сравнению с другими поэтами данной эпохи.

Есенин – это человек с широкой русской душой, который ни на миг не забывал о своей любви к Родине, о том, что главное в жизни – это в любой ситуации оставаться самим собой.

У него была короткая, но удивительно насыщенная жизнь, наполненная и взлетами и падениями, и чистой любовью и коварным предательством.

Большинство поэтов серебряного века выбирали для своих стихов очень мрачные картины. Да, они побуждают в душе высокие чувства, но они очень тяжелые, как и думы поэтов данной эпохи. Совершено другой Сергей Есенин. Он живой, с яркой и заразительной улыбкой, светлыми волосами цвета пшеницы.

8 стр., 3870 слов

Ахматова — мой любимый поэт серебряного века

... мой любимый поэт ахматова мой любимый поэт серебряного века анна ахматова мой любимый поэт серебряного века ахматова мой любимый писатель сочинение анна ахматова текст «мой любимый поэт» Моё любимое стихотворение серебряного века (сочинение для девушек) | Литерагуру (334 слова) Серебряный век для русской ... моей любовь. Поэтесса не просто воспевает красоту любви. Она говорит, что любовь ... Россию ...

От строк его стихотворений исходит мягкий солнечный свет, который проникает ранним утром в настоящую деревянную русскую избу.

Так и хочется выйти на крыльцо, вздохнуть бодрящий, свежий, утренний воздух, а потом босиком пробежаться по мягкой зеленой траве до прохладного ручья, напиться ключевой водой, и как упасть в мягкий стог сена и любоваться величайшей красотой нашей Родины. Ее яркими рассветами.

Особой нитью через творчество Сергея Есенина проходит любовная лирика. У него было три официальных брака. Не спорю, что он был любимцем женщин. Но и это не умоляет его таланта. Да, его жизнь была насыщена не только творчеством, но и вполне мирскими удовольствиями. Он умел ценить все то, что его окружало.

И любовь женщин определенно привносила в творчество Есенина особую новизну и те неповторимые чувства, о которых можно прочитать только в самых лучших книгах. При этом удивительно, как он чувствовал свою и чужие души. Читая его стихи, удивляешься насколько тонко и правдиво Сергей смог описать те чувства, которые переполняли его сердце и душу.

На мой взгляд, для этого нужен особый поэтический дар, которым Есенин непременно обладал.

Он как бы говорит, что и я через это проходил, и у меня были такие же эмоции, давай вместе найдем ответы на интересующие нас вопросы внутри себя самих. Ведь все что требуется – это Родина и любовь к ней. Любовь может быть разная и приносить, как счастье, так и страдание.

Но главное – помнить, где ты родился, какая великая у тебя держава, как многое еще ты можешь сделать для нее. Любовь к женщинам, безусловно, прекрасное чувство. Но оно опустошает душу поэта. Взамен наполняет его тетрадь самыми пронзительными стихотворениями, о которых еще долго будут помнить, и учить наизусть последующие поколения.

Сергей Есенин удивительный человек и замечательный поэт. Ни у одного поэта стихотворения не проникают в душу настолько глубоко, как его. Поэтому мой любимый поэт серебряного века – это Сергей Есенин.

Серебряный век. Творчество поэтов серебряного века. Маяковский, Блок, Есенин, Ахматова, Гумилев. Сборники произведений

Тема России в творчестве поэтов Серебряного века

Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком».Этот период отмечен именами таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, Н. Гумилёв, А. Ахматова, М. Цветаева и др.

Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям,- это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в её великое будущее. Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России.

Но каждому из них пришлось испить из чаши сираданий, выпавших в то время на долю Родины и народа. Талантливые стихи М. Цветаевой долго не публиковались.

Жалость и печаль переполняли её сердце. Бессонница меня толкнула в путь. О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!- Сегодня ночью я целую в грудь- Всю круглую воюющую землю!…

Бедствия народа – вот что пронзило её душу. Чем прогневали тебя эти серые хаты,- Господи!-и для чего стольким простреливать грудь! Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты, И запылил, запылил отступающий в путь… В годы народного горя, ещё не вполне понимала причины и маштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный.

М. Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир «сытых»; душа болела за врага.

Два на миру у меня врага, Два близнеца – неразрывно – слитых: Голод – голодных – и сытость сытых! Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М. Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре.

На всю жизньсохранила она острое ощущение, «что зарей в Кремле Легче дышится – чем на всей земле!

» Щемящей тоской проникнуты стихи, посвящённые разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми «расстояние: версты, мили… рас — ставили, рас – судили… по двум разным концам земли…» В 1925г. с какой грустью пишет она: Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится.

Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце… Мотив «Россия, родина моя!», ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении «Родина»(1932г.) Здесь горькое сознание «разъединенности неразъединимого»: «родина моя» и одновременно «чужбине». А дальше признание: Настолько родина и сталь Рок, что повсюду, через всю Даль – всю ее с собой несу!

Тема родины звучит и в последним цикле стихов – антифашистских стихов, тема родины и в «Стихах к Пушкину», и в «Стихах к сыну» с настойчивым советом: «Езжай, мой сын, в свою страну…» Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г., в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе… Естественно, что в поэзии А. Блока, поэтический дар которого так высоко ценила М. Цветаева, тема родины раскрывается иначе.

» Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл «На поле Куликовом»(1908г.) Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим. Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.

Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми:»И вечный бой! Покой нам только снится…» Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его «роковой, родной страны!» Революцию Блок принял как избавление от «старого мира», «страшного мира».

Двенадцать апостолов революции в поэме «Двенадцать»(1918г.) символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира «в белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос».

Блок верил в очистительную представлялось поэту как «великое возрождение под знаком мужественности и воли. Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока.

Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова–о родине. А Есенин, как бы перекликающийся в своём признании с другим великим поэтом – с Лермонтовым: Но люблю тебя, родина кроткая А за что – разгадать не могу. Выходец из народной среды, Есенин отдал своё сердце поэта русской деревне, русской природе: «Всё равно останусь я поэтом золотой, бревенчатой избы».

Горько было осознать ему, что время революционных перемен не принесло доброго, светлого в жизнь деревне, не получилось «мужицкого рая». Но голос Есенина, воспевающего «Русь, малиновое поле», «нескончаемое синее, нежное», «голубую Русь» с её зелёными лугами, золотистыми осенними лесами, был подхвачен одним из самых талантливых поэтов нашего времени. Эта муза не пришлого дня.

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня, Если сам я хоть что-нибудь значу, писал Н. Рубцов о Музе Есенина. Творчество Рубцова – это искренняя песнь о любви к Родине, к России, продолжающая святые традиции поэтов «Серебряного века» воспитывающих в нас любовь к нашей дорогой, страдающей, но прекрасной Родине.

Доклад: Тема России в творчестве поэтов Серебряного века , Сочинения на свободную тему

Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком».Этот период отмечен именами таких поэтов, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, Н.Гумилёв, А.Ахматова, М.Цветаева и др.

<\p>

  • Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям ,- это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в её великое будущее.<\p>
  • Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России. Но каждому из них пришлось испить из чаши страданий, выпавших в то время на долю Родины и народа.

<\p>

  • Бессонница меня толкнула в путь.

<\p>

  • О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой !-<\p>
  • Сегодня ночью я целую в грудь-<\p>
  • Всю круглую воюющую землю!…<\p>
  • Бедствия народа- вот что пронзило её душу.

<\p>

  • Чем прогневали тебя эти серые хаты,-<\p>
  • Господи!-и для чего стольким простреливать грудь!<\p>
  • Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты,<\p>
  • И запылил, запылил отступающий в путь…<\p>
  • В годы народного горя, ещё не вполне понимала причины и маштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный.<\p>

М.

Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир «сытых»; душа болела за врага.<\p>

  • Два на миру у меня врага,<\p>
  • Два близнеца- неразрывно -слитых:<\p>
  • Голод -голодных – и сытость сытых!<\p>
  • Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М.

Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре.

На всю жизнь сохранила она острое ощущение, «что зарей в Кремле Легче дышится- чем на всей земле!»<\p>

Щемящей тоской проникнуты стихи, посвящённые разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми «расстояние: версты, мили… рас — ставили, рас -судили… по двум разным концам земли…»<\p>

  • В 1925г.

с какой грустью пишет она:<\p>

  • Русской ржи от меня поклон,<\p>
  • Ниве, где баба застится.<\p>
  • Друг! Дожди за моим окном,<\p>
  • Беды и блажи на сердце…<\p>
  • Мотив «Россия, родина моя!», ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении «Родина»(1932г.) Здесь горькое сознание «разъединенности неразъединимого»: «родина моя» и одновременно «чужбине».

А дальше признание:<\p>

  • Настолько родина и сталь<\p>
  • Рок, что повсюду, через всю<\p>
  • Даль – всю ее с собой несу!<\p>
  • Тема родины звучит и в последним цикле стихов- антифашистских стихов, тема родины и в «Стихах к Пушкину», и в «Стихах к сыну» с настойчивым советом: «Езжай, мой сын, в свою страну…»<\p>
  • Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г.

, в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе…<\p>

  • Первым воплощением этой темы в творчестве Блока стало стихотворение «Осенняя воля» (1905г.).

Здесь высказано самое дорогое- убеждение, что в любви к родине – спасения человека, что невозможно представить свою судьбу в отрыве от судьбы родины: «Как жить и плакать без тебя!»<\p>

  • Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл «На поле Куликовом»(1908г.)<\p>
  • Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим.

Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием:<\p>

  • Но узнаю тебя, начало<\p>
  • Высоких и мятежных дней!<\p>
  • Над вражьим станом, как бывало,<\p>
  • И плеск и трубы лебедей.

<\p>

Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми:»И вечный бой! Покой нам только снится…»<\p>

Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его «роковой, родной страны!»<\p>

  • Революцию Блок принял как избавление от «старого мира», «страшного мира».

<\p>

  • Двенадцать апостолов революции в поэме «Двенадцать»(1918г.) символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира «в белом венчике из роз – впереди -Иисус Христос». Блок верил в очистительную представлялось поэту как «великое возрождение под знаком мужественности и воли.<\p>
  • Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока.

Ведь им написана прекрасная ода «Скифы», в которой поэт снова, уже после революции, размышляет об исторических судьбах и задачах России. Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова–о родине.<\p>

  • Но люблю тебя, родина кроткая<\p>
  • А за что- разгадать не могу.<\p>
  • Выходец из народной среды, Есенин отдал своё сердце поэта русской деревне, русской природе: «Всё равно останусь я поэтом золотой, бревенчатой избы». Горько было осознать ему, что время революционных перемен не принесло доброго, светлого в жизнь деревне, не получилось «мужицкого рая».<\p>
  • Но голос Есенина, воспевающего «Русь, малиновое поле», «нескончаемое синее, нежное», «голубую Русь» с её зелёными лугами, золотистыми осенними лесами, был подхвачен одним из самых талантливых поэтов нашего времени.<\p>
  • Эта муза не пришлого дня.<\p>
  • С ней люблю, негодую и плачу.<\p>
  • Много значит она для меня,<\p>
  • Если сам я хоть что-нибудь значу,<\p>
  • писал Н.Рубцов о Музе Есенина.<\p>

— Творчество Рубцова – это искренняя песнь о любви к Родине, к России, продолжающая святые традиции поэтов «Серебряного века» воспитывающих в нас любовь к нашей дорогой, страдающей, но прекрасной Родине.

Сочинение на тему «О поэтах «серебряного века»»

Истинная поэзия — это любовь,

мужество и жертва.

Ф. Гарсия Лорка

Эти слова одного из величайших испанских поэтов, по моему мнению, больше всего подходят к той блестящей плеяде поэтов конца XIX — начала XX века, которых Анна Ахматова так проницательно назвала «серебряным веком русской поэзии». И действительно, после Александра Пушкина и Лермонтова это был самый яркий «всполох» в литературной жизни русского общества — Ахматова, Цветаева, Пастернак, Ходасевич, Есенин, Гумилев и многие, многие другие.

В России всегда было много талантливых людей, но удивительно то, что к началу XX века выделился большой ряд по-настоящему хороших поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе.

Это были люди высокообразованные, знакомые не только с культурой своей страны, но и историей, литературой, мифологией и различными искусствами других стран и народов.

А в произведениях Максимилиана Волошина красной нитью проходит тема Бога:

Вначале был Мятеж,

Мятеж был против Бога,

И Бог был Мятежом.

И все, что есть, началось чрез Мятеж.

И как различно каждый из поэтов воспринимает Христа. Гумилев представляет Иисуса в белых одеждах, со светящимся нимбом над головой, идущим к людям и дающим им радость:

Он идет путем жемчужным

По садам береговым…

А страдающая душа Бунина раскрывается Христу, чтобы найти у него покой:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кроткость синей дали.

Любовь… Без нее, наверное, не смог бы жить ни один человек, тем более творец. Но и здесь каждый поэт по-своему видит мир любви, в котором суждено ему жить.

Любовь! Любовь!И в судорогах, и в гробе.

Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь, —

пишет Марина Цветаева, надолго разлученная с мужем, но пронесшая любовь к нему через всю свою жизнь. Мир любви Анны Ахматовой совсем другой:

А ты думал — я тоже такая,

Что можно забыть меня,

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого коня.

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Но самая большая любовь в жизни каждого из этих людей — это любовь к России. Именно ей во все времена посвящали самые прекрасные строки все русские поэты: Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Мандельштам и Белый, Клюев и Гумилев…

Игорь Северянин склоняет голову, воспевая родину:

Моя безбожная Россия,

Священная моя страна!

А рядом звучат задумчивые родниковые струи поэзии Есенина:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Сергей Есенин принял русскую революцию, как Блок и Маяковский, и в семнадцатом году он пишет:

О, Русь! Взмахни крылами,

Поставь иную крепь.

С иными именами

Встает иная степь.

Но зпоследствии он смотрит на все происходящее в России совершенно другими глазами. Многие люди приняли революцию 1917 года, если не с восторгом, то, по крайней мере, без ужаса, но вместе с большевиками приходят голод, разруха и еще долгие годы войны.

Войны гражданской, где брат идет на брата и отец на сына. Если сначала все мечтали о переустройстве общества, о лучшей жизни, то потом появляется страшное слово — эмиграция. Один за другим уезжают талантливые люди: ученые, писатели, музыканты.

А вместе с ними уезжает, исчезает, раскалывается на кусочки русская культура, складывавшаяся веками, которая мощным потоком вылилась в произведениях писателей «серебряного века».

Марина Цветаева пишет Борису Пастернаку из Берлина:

Расстояние, версты, мили…

Нас расставили, рассадили,

Не рассорили — рассорили,

Расслоили…

Стена да ров

Расселили нас, как орлов —

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

Эти строки дышат горечью. В Германии, Франции, Швейцарии в русских кафе, где собираются эмигранты, звучали стихи Есенина, Белого, Ходасевича, Блока.

Но кому нужны были там, за границей, эти истерзанные болью строки, обращенные назад в Россию:

Идет по луговинам летия.

Таинственная книга бытия,

Российского —

где судьбы мира скрыты —

Дочитана и наглухо закрыта.

И рыщет ветер, рыщет по степи

  • Россия! — Мученица! —

С миром спи!

(Марина Цветаева)

Дмитрий Мережковский пишет 11 февраля 1918 года:

…Да будут прокляты слова,

Дела и люди. Да будут прокляты.

Если гаснет свет — я ничего не вижу.

Если человек зверь — я его ненавижу.

Если человек хуже зверя — его убиваю.

Если кончена моя Россия — я умираю…

А в ответ, как взрыв, гордо, пророчески-победоносно звучат строки Зинаиды Гиппиус:

Она не погибнет, — знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся — верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем, — верьте!

Но что нам наше спасенье!

Россия спасется — знайте!

И близко ее воскресенье.

Как много пережили эти люди, как много они испытали, сколько потерь! Но все их чаянья, беды и расставания — без жалоб, смерти — без упреков сливаются в «Молитве» Анны Ахматовой:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за своей литургией

После стольких мучительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

<\p>

Во всей поэзии «серебряного века»: Сергей Александрович Есенин – Школьное сочинение

Такая смелая и неожиданная метафоризация привычных и характерных реалий деревенского быта стала вскоре одним из любимейших поэтических приемов Сергея Александровича Есенина, признанного всеми лидера «крестьянской кузницы». С. А.

Есенин Сергей Александрович Есенин вобрал, впитал в свое творчество едва ли не все достижения как классического, «золотого века», так и современного ему «серебряного века» русской поэзии.

По значимости же влияния на его поэтический мир трудно поставить кого-либо рядом с Блоком, так как «именно художественный опыт Блока убедил Есенина в том, что его органичной темой является судьба русской деревни, России, что его малый («ситцевый») мир вбирает в себя мир большой».

Следуя традициям русского символизма, «вещности» и реальной предметности акмеизма, поэт обновляет свой поэтический язык прежде всего за счет использования «диалектизмов», что нашло яркое выражение в стихотворении «Черная, потом пропахшая выть…».

Обратившись

Но еще более интересна оппозиция строк: если первые из них создают в основном зрительный словообраз, построенный на предметно-загадочных, семантически не очень ясных для читателя диалектизмах с их символистским «мерцанием смысла», а также на богатых светоощущениях («черная выть», «синяя гать», «серое вере-тенье», «красный костер окровил таганы» и т.д.

, то вторые – строятся на чувственно-слуховом восприятии поэта («Как мне тебя не ласкать, не любить?», «К сердцу вечерняя льнет благодать», «Глухо баюкают хлюпь камыши» и т. д.).

Художественно-диалогическая рифменная созвучность строк, постепенно разворачиваясь от строфы к строфе, создает к последней из них ТОТ неповторимый образ «выти», в котором отразилась вся деревенская Русь.

Для раннего С. Есенина характерна и религиозная лексика, богато представленная в его первом поэтическом сборнике «Радуница» (1916).

Однако она свидетельствует не о мистической, а о народно-бытовой, освященной крестьянской традицией вере, выше которой С. Есенин ставит свою родину. Об этом говорится в его программном стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…

», строфы которого также построены на диалого-семантической оппозиции, оттеняющей нравственный выбор поэта:

Так в альтернативно-семантической оппозиции «рай-родина» обнаруживаются высшие нравственные ценности поэта. А разве не о тех же ценностях идет речь в стихотворении «Шел господь пытать людей в любви», где «старый дед» не уступает в доброте, любви и милосердии самому богу?

  • Подошел господь, скрывая скорбь и муку;
  • Видно, мол, сердца их не разбудишь
  • И сказал старик, протягивая руку:
  • «На, пожуй… маленько крепче будешь».

Любовь поэта к простым людям, родине, природе естественна и глубока. Отсюда и его частое желание «затеряться» в ней, слиться с нею воедино.

  • Край любимый! Сердцу снятся
  • Скирды солнца в водах лонных
  • Я хотел бы затеряться
  • В зеленях твоих стозвенных.
  • («Край любимый! Сердцу снятся…»)

Последний эпитет, заимствованный явно из религиозной лексики, очень хорошо вписался в поэтический язык С. Есенина, придав ему необходимую здесь приподнятость.

В противоположность этой лексике поэт мастерски владеет повседневной, порой даже намеренно сниженной лексикой, выражающей нехитрые, но щемящие душу мелочи и детали деревенского быта.

Вот как он описывает избу, в которой все пробуждает дорогие сердцу воспоминания:

  • Пахнет милыми драценами;
  • У порога в дежке квас,
  • Над печурками точеными
  • Тараканы лезут в паз…
  • А в окне на сени скатые,
  • От пугливой шумоты,
  • Из углов щенки кудлатые
  • Заползают в хомуты.
  • («В хате»)

Вероятно, во всей поэзии «серебряного века» трудно отыскать еще одно такое же «вещное», материально сочное и выразительное акмеистическое стихотворение, как это.

В его основе несомненно лежит глубоко жизненный реализм, восходящий своими корнями к традиционным мотивам деревенского избяного мира крестьянских поэтов XIX в. (Ср. стих «Изба» Ф. Н. Слепушкина, «В избе» С. Д. Дрожжина и др.).

Часто в установке на неожиданную образность литературоведы усматривают влияние символизма. У С. Есенина же «неожиданная образность» чаще всего предметна, акмеистична, даже реалистична, как в разностилевой «Радунице».

  • И пускай со звонами плачут глухари.
  • Есть тоска веселая в алостях зари».
  • («Выткался на озере алый свет зари»)
  • «Как метель, черемуха Машет рукавом»,
  • («Край ТЫ мой заброшенный…»)

Так, через усвоение богатейших традиций русской поэзии, ее разнообразных направлений и стилей, вбирая все достижения современных ему поэтов, в том числе и «новокрестьянских», Вбирая все богатство жизни, природы и деревенского мира, оттачивал С. Есенин свой неповторимый художественный стиль, став бесспорным лидером поэтической «крестьянской купницы».

Портретная характеристика персонажей

Ссылка на основную публикацию

Есенин! Гений земли Русской! Ни до, ни после него, никто из поэтов не обладал такой глубинной любовью к Отечеству, любви до боли, до иступления, великой духовной силой и вместе с тем детской открытостью и нравственной чистотой!

Стихи Есенина вызвали столько слёз, столько людских переживаний! Поэтому любовь народа к его творчетсву вполне заслуженна. Портрет Есенина ставят в один ряд с иконами, вешают на стены в семейные фотографии, с его стихами идут в бой во вторую мировую войну…

Поэзия Есенина Философия поэзии Есенина вылита и растворена в словесных образах его героев.В поэзии Есенина ставится и решается проблема индивидума в свете его взаимосвязи с миром, взаимоотношений человека, общества и природы. В стихах создается собственное виденье концепции человека.

Образы творчества Есенина

Главными образами из которых соткана поэзия Есенина являются земля, небо и время. Связью между небом и землей служит деревенская изба и присущие ей незамысловатые атрибуты – божница, окно, печь, порог…Сначала это реальная изба.

Но по мере творческого пути она постепенно превращается сначала в храм, а потом и в небесное жилище – райский терем, золоченая хата.

В центре земли стоит изба с крестьянскими постройками. Между избами – дорога, которая связывает их образует деревни, слободки, села. Всё это вкупе с полями и лесами и есть есенинская «голубая Русь».

В поэзии Есенина видно проникновение и взаимозаменяемость мира небесного и земного: в небе «голубая трава», там растут деревья, бродят небесные стада, а на земле – небесная «синь, упавшая в реку».

Время у Есенина это акт выбора. И оно необратимо и неостановимо: «Да… Не вернуть, что было. Все годы бегут в водоем» («Анна Снегина»).

Время это движение, оно летит, течет, плывет, бежит и везде оставляет свой след.

Время разворачивается и материализуется в памяти тем самым создавая будущее.

Есенин позволяет себе играть со временем – растягивать, ускорять, останавливать, сжимать, окрашивать его в различные цвета, в зависимости от настроения поэта и его героев.

Путь лирического героя

Будучи ярко выраженным романтиком, Есенин хотел видеть своего героя красивым и добрым, сильным и нежным, находящегося в гармонии с самим собой.

Творчество Есенина автобиографично. По сути это единый лирический роман, где главный герой сам автор.