Тема любви в поэзии С. Есенина

Сергей Есенин… Вот уже в который раз я перечитываю его стихотворения. И в который раз, закрыв книгу, словно впервые еще долго пребываю под впечатлением от прочитанного. Нет — от прочувствованного, пережитого всем сердцем! Водоворот чувств манит, очаровывает, уносит в неведомые волшебные дали, где царствует нежность, грусть, восторг, радость, сожаление, светлая печаль, красивая мечта… И — всегда — любовь. Любовь во всех ее проявлениях — к матери, к родине, к животному и растительному миру, к природе, к женщине. Эта любовь, ставшая главной темой всего творчества Есенина, волнует сердца читателей. Каждому из нас понятны и близки есенинские строки раздумья об уходящей молодости, о разладе между чувством и разумом, о нравственном очищении, о противоречиях любви. Этот список можно продолжать бесконечно долго — ведь поэт писал о самом сокровенном, о том, что хоть раз в жизни испытал каждый человек.

Поэтому кажется, что он писал о нас — обо всех и в то же время именно о тебе, единственном, таком похожем и таком не похожем на остальных. Любовь поэта… У Есенина она прекрасна и возвышенна, светла и трагична, озарена надеждой, искренностью, страстью, чистотой, верой. С самых первых строк, родившихся в пылком юном сердце:

Зацелую допьяна, изомну, как цвет.

Хмельному от радости пересуду нет.

Кажется, что сама природа вдохнула в его душу эти строки. Да это и понятно — для поэта весь мир связан неразрывной нитью. Охваченный чувством любви, он иными глазами смотрит на все вокруг — на родные поля и леса, на проселочную дорогу, на покосившуюся деревенскую избу, на реку, облака, птиц, парящих в вышине небесной глади. И это чувство живет в нем постоянно, меняя настроение, окраску» мысли, но никогда не исчезает.

Передавать чувство любви к женщине через образы природы было для Есенина так естественно, как будто сам он был частью этой неброской, глубокой и искренней в своей печали и радости русской природы.

Поэт любуется «березой-свечкой», ожидая встречи с любимой, «у голубого водопоя, на шишкоперой лебеде» клянется в верности своей избраннице. В его сердце расцветают «ландыши вспыхнувших сил», и в восторге ему «хочется руки сомкнуть над, древесными бедрами ив». Природа и невеста всегда идут рядом, и думая о девушке, поэт всегда думает о прелести родных мест:

3 стр., 1109 слов

С. Есенин—«последний поэт деревни»

... любви и света. И потому изба у поэта «бревенчатая» и «золотая». В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действи­тельно «последний поэт». ... порочным забавам, суете. От всех его простых и свет­лых радостей сельского мира только и осталось, чтобы «грусть свою уменьшить», ... сможет «каждая корова», и оттого душу героя напол­няет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно ...

Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

Самые заветные мечты, самые потаенные чувства облекаются поэтом то в образ чарующей своей красотой возлюбленной, то в сим-. вол Прекрасного, собранный из черт и явлений родной природы. Так, в одном из самых проникновенных стихотворений, Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» образ любимой сливается с образами природы, становится от этого еще более завораживающим, прекрасным, чистым:

На закат ты, розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Восхищаясь красотой девушки, обещая сохранить в душе таинственное волшебное чувство любви к ней, автор грустит о невозможности продлить сладкие минуты счастья. Но даже эта грусть не безысходна, она светла и по-своему прекрасна:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук,

В этом стихотворении возлюбленная поэта предстает перед нами одновременно и конкретной женщиной из плоти и крови, и неким идеалом, совершенством, божественным началом:

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи —

К светлой тайне приложил уста.

Неуловимое совершенство, которое так мечтает познать человек, невероятно облагораживает чувства, возвышает и очищает всю его душу. Сердце Есенина всегда трогали стихи поэтов Востока. Ему близки были их взгляды на любовь как на бесценный дар, величайшее сокровище в жизни. Он так же, как восточные поэты, верил, что любовь способна победить любое зло, ложь, насилие, несправедливость. Сам смысл человеческой жизни он склонен был видеть в любви. Есенина восхищала и красота восточной природы, которая как всегда для него была неразрывно связана с красотой женщины.

Под влиянием всех этих чувств поэт создал один из прекраснейших циклов «Персидские мотивы», в котором отразились его самые сокровенные, чувства и мысли.

Здесь и воспевание любви и преданности, и восхищение красотой, и раздумья о смысле жизни, о судьбе и предназначении человека.

Каждая строка в «Персидских мотивах» отражает чистоту песни любви, которая родилась в сердце поэта. Любовь здесь воспевается Есениным как одна из вечных, нерушимых ценностей жизни, она не имеет возраста, национальности, она не требует слов и обещаний. Она просто переполняет сердце человека и изливается через край волшебным потоком чувства. И потому

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Что такое любовь?—спрашивает поэт. Как назвать поцелуй? Как объяснить свои чувства? И отвечает, что любовь на всех языках — одинакова и выражается это чувство одинаково всеми народами, во всех странах, ведь

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой.

Да глаза, как яхонты, горят.

………………………………………

От любви не требуют поруки,

6 стр., 2732 слов

Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта

... выпуск лицеистов, куда бы их не забросила жизнь, отмечали день открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе ... Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии ...

С нею знают радость и беду.

«Ты — моя» сказать лишь могут руки,

Что срывали черную чадру.

И все же чувство любви к женщине неотделимо для Есенина от чувства любви к далекой родине. Любуясь прелестями Востока, он грустит по милым краям.

Здесь он видит много чуждого русскому сердцу, ему не нравится, что персияне «держат женщин и дев под чадрой». На его любимой родине не прячут прекрасных лиц,

Ведь и так коротка наша жизнь,

Мало счастьем дано любоваться.

И как бы ни манил «запах олеандра и левкоя», но поэт покидает Восток «из любви к родимому… краю».

И родина отвечает на его любовь «песнею соловьиной». Может быть, сама любовь, само сердце зовет его вернуться:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Красоты Востока восхищали поэта, но не смогли затмить красоты Русской земли, любви к русской женщине. Много красавиц в Персии и Ширазе, и все же есть одна — там, на родине, что милее всех:

Много роз бывает на пути,

Много роз склоняется и гнется,

Но одна лишь сердцем улыбнется.

Любовная лирика занимает в творчестве Сергея Есенина огромное место. Да это и понятно, ведь чувству любви подвластен каждый человек, это чувство дает силу и надежду на преодоление всех трудностей в жизни.

Не всегда в стихотворениях поэта мы видим лишь восторг и восхищение, мечту и надежду, красоту и гармонию. Многие его произведения проникнуты трагическими противоречиями и болью. В них звучат мотивы тоски, потерянности, ненужности, безысходности. Но даже в такие моменты человека спасает любовь. Она дает ему силы жить, помогает преодолеть отчаяние.

Запев о любви, лирический герой Есенина «отрекается скандалить» и посвящает любимой женщине самые теплые строки. Именно любимой женщине посвящает он и исповедь всей своей жизни:

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!

И здесь, при всем горьком, исповедальном выдохе чувств, все же сохраняется власть добра и света, никогда не оставлявшая поэта. И вера в любовь, которую он готов пронести до последнего вздоха:

Увядающая сила!

Умирать — так умирать!

До кончины губы милой

Я хотел бы целовать.

Сергей Есенин, наверное, более других поэтов стремился душой к добру и любви. Потому эта любовь, эти чувства так ярко, так тепло освещают все его творчество. Даже более — всю его жизнь, и, возможно, именно это позволило А. Толстому сказать: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».