: «Старый одинокий воробей затосковал на богатой земле по родине на Тверском бульваре и кислому черному хлебу»
^
«Музыка и музыкант в представлении старика-скрипача и автора».
Д/з.: Выберите отрывок для выразительного чтения, аргументируйте свой выбор, подготовьтесь к выразительному чтению. |
Материал рассчитан на 2 часа. (Один за счет уроков внеклассного чтения, другой – за счет уроков развития речи).
Предварительная подготовка к уроку:
-
Самостоятельное домашнее чтение рассказа учащимися.
-
Подготовка выразительного чтения учащимися трех отрывков текста.
-
Подготовка заочной экскурсии к памятнику Пушкину в Москве. Рассказ учащегося на 2-3 минуты. (Об истории создания, об общенародном празднике в день его открытия, о литературных встречах у подножия памятника).
Ход урока
I. Б е с е д а с у ч а щ и м и с я о б А. П л а т о н о в е
-
Что вы знаете о Платонове?
(Это наш сосед-земляк, уроженец Воронежской области.У него трудная и одновременно счастливая судьба: в конце жизни писателя не печатали, после смерти пришло настоящее призвание. В Воронеже много мест, связанных с Платоновым).
-
Какие произведения писателя вы знаете?
(Детские рассказы «Никита», «Июльская гроза», «Неизвестный цветок» и др.).
-
Какова главная мысль сказки-были «Неизвестный цветок? В чем убеждает нас автор?
(Чтобы жить и не умереть, надо было трудиться день и ночь. Цветок превозмогал боль и усталость, и в конце лета он, как звезда, явился живым мерцающим огнем).
II. С л о в о у ч и т е л я о п и с а т е л е.
Андрей Платонов – сложный писатель. Он жил в трудное время революции, гражданской войны, трагических событий 30-х годов. Вместе со своим народом он выдержал великое испытание Отечественной войной. В творчестве писателя нашли отражение события, пережитые страной. Его произведения – это художественная летопись России и ее многочисленного народа.
Андрей Платонов был наделен трудным даром – «обнажившимся сердцем». О чем бы ни рассказывал писатель: о стариках или детях, о великих замыслах или обычной работе простого труженика, о музыканте – скрипаче или кузнеце, о любви или смерти – он прикасался к своим героям «обнажившимся сердцем». Страдания героев всегда сливаются со страданиями автора.
Еще раз вспомним сказку-быль, с которой мы познакомились в прошлом году. Много трудностей преодолел цветок, выросший между камнем и глиной. Писатель сумел так рассказать об этой истории, так построить свое повествование, что мы почувствовали, как грустно самому автору. Печалится Даша, не нашедшая цветка на следующий год, это же состояние тоски и надежды испытывает рассказчик.
«Обнажившееся сердце» Платонова – в каждом его произведении. Поэтому читатель, когда обращается к книгам этого автора, всегда волнуется.
III. И д е й н о –х у д о ж е с т в е н н ы й а н а л и з т е к с т а.
Сегодня мы будем работать над произведениями Андрея Платонова «Любовь к родине, или путешествие воробья». Вы должны были самостоятельно прочитать это сказочное происшествие. На уроках мы попытаемся разобраться в авторском замысле, в секретах мастерства писателя.
По содержанию рассказа вы помните, что старик ходил к памятнику Пушкину и играл там на скрипке. Сейчас мы совершим заочную экскурсию к этому памятнику. Ее подготовили ваши товарищи.
IV. З а о ч н а я э к с к у р с и я к п а м я т н и к у П у ш к и н у.
- Подумайте, почему старик-музыкант выбрал именно это место для игры на скрипке?
(Во-первых, поэзия Пушкина и сам поэт, наверное, были близки скрипачу. Пушкинские мысли и чувства были созвучны мыслям старика.
Во-вторых, у подножия памятника всегда собираются люди, любящие и понимающие искусство. Следовательно, здесь у музыканта будут слушатели, способные понять то, что он будет исполнять).
V. Т е м а т и к а р а с с к а з а. Р а б о т а н а д с о д е р ж а н и е м и и д е е й. С м ы с л з а г о л о в к а.
- О чьей любви к родине рассказывает писатель? Обратите внимание на запятую перед союзом и л и.
(Союз или в данном случае употребляется в значении то есть , об этом свидетельствует запятая; следовательно, писатель повествует о любви к родине старого воробья).
- Как вы понимаете подзаголовок «Сказочное происшествие»?
(С одной стороны, это рассказ о том, как воробей, унесенный ветром, оказывается в стране изобилия, а потом возвращается на родину. С другой – это повествование об одиноком несчастном, никому не нужном старике. Рядом с правдой жизни – вымысел).
С л о в о у ч и т е л я.
Знакомясь с новым произведением Андрея Платонова, мы обратим внимание на один из художественных приемов прозы писателя: сочетание реальности жизни с фантастическим началом, были со сказкой. Это слияние сказки с реальностью, часто используемое автором в таких крупных произведениях, как «Чевенгур», «Ювенильное море» и других, сближает его стиль с устным народным творчествам. Своими корнями Платонов глубоко уходит в фольклор. Наверное, поэтому о писателе говорят: «Платонов – интеллигент, который не вышел из народа».
- Как вы понимаете это высказывание? (Смотрите на доску).
(Интеллигент – это лицо, обладающее большой внутренней культурой, принадлежащее к людям умственного труда).
Вы помните, что глагол «выйти» многозначный. Он может употребиться в значении «происходить из какой-л. семьи» и в значении «уходить».
- В каком значении употреблен глагол «не вышел» в приведенном высказывании?
(Не уходил).
- Чтение цитаты, записанной на доске и объяснение учащимся ее значения.
(Выходец из рабочей семьи, по культуре и образованию Платонов стал интеллигентом, но с народом не порвал, свою жизнь и свое творчество связал с простыми людьми, навсегда стал выразителем их интересов и чаяний).
Обратимся к рассказу. Мы определили одну из тем рассказа – путешествие воробья. Очень сжато расскажите историю по плану:
1) Знакомство со стариком-музыкантом.
2) Путешествие в сказочную изобильную страну.
3) Возвращение на родину.
Сжатый пересказ учащихся.
^
Над этим эпизодом мы сейчас поработаем.
Раскройте тетради, запишите на полях число.
Запись темы. (Смотрите среднюю часть доски: А. Платонов. Даты жизни. Высказывания о нем).
Самостоятельная работа. Цитатный план по теме «Старый одинокий воробей затосковал на богатой земле по родине на Тверском бульваре и кислому черному хлебу».
Определение по заголовку содержания цитатного плана.
^
(О воробье).
О каком воробье?
(О старом, одиноком).
Что о нем?
(Затосковал).
Где затосковал?
(На богатой земле).
^
(О родине и черном кислом хлебе).
Найдите третью часть рассказа. Начиная со строчек «Проснулся воробей на земле…» и кончая словами «…согреваемый надеждой на бурю» — отрывок из рассказа, по которому вы самостоятельно будете составлять цитатный план.
Первые три пункта мы составим вместе. Не забывайте тему плана.
Коллективная работа.
1) «Проснулся воробей на земле, в чистой и теплой тишине».
2) «Здесь шло вечное лето, и пищи поэтому было много».
3) «Воробей клевал весь день».
Самостоятельная работа: составление цитатного плана. (Работа будет проверена, оценки выставлены в журнал).
^
4) «Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба».
5) «Вскоре он стал вовсе печальным».
6) «Нигде не встречал ни знакомого, ни родственника».
7) «Воробей стал жить в одиночестве».
8) «Нашел себе постоянное место, где земля лежала более скудной и неудобной».
9) «Воробей подружился со змеей.
10) «Воробей надеялся, что когда-нибудь настанет буря и унесет обратно домой».
^
(Это любовь к родине, тоска по ней, несмотря ни на какие прелести чужой земли. Это такое состояние, когда хочется домой, хотя дома, на родине, и беднее, и голоднее).
Т е м а м у з ы к и в р а с с к а з е.
Много места в рассказе занимает музыка. Играет скрипач, поет буря, слышно завывание вьюги, воробей бормочет тихую песню, в сказочной стране путешественник встречает поющих гордых птиц. Обратите внимание на левую сторону доски, где выписаны сочетания слов из текста, связанные с песней, с музыкой.
Индивидуальное задание ученику: подготовиться к устному сочинению-миниатюре на тему «Музыка и музыкант в представлении старика-скрипача и писателя Платонова».
Послушаем начало рассказа. Выразительное чтение подготовили ваши товарищи. Во время чтения будет звучать «Серенада» Шуберта».
Выразительное чтение 1-го отрывка. (Первые два абзаца).
Беседа по содержанию отрывка.
^
О деньгах ли думает музыкант, исполняя то или иное произведение?
-Почему старик-скрипач мог играть даже для одного слушателя? Процитируйте (см. на записи в левой части доски).
Т е м а о д и н о ч е с т в а в р а с с к а з е.
Беседа с классом по вопросам.
^
(Всю жизнь занимался музыкой. Сейчас на пенсии, но со скрипкой не расстается).
- Хорошо или плохо он прожил свою жизнь?
(Хорошо, так как служил любимому делу. Плохо, потому что не обеспечил свою старость, у него нет ни близких, ни друзей).
- Какие странные поступки совершает старик?
(Дружит с птицей, черепахой; не имея лишних денег, очень скромно питаясь, покупает у мальчишек полуживую птицу).
Анализ текста.
- Найдите фразу в тексте, которая записана на доске(правая сторона).
(музыкант ожидал воробья…)
^
(Старика).
- Чем порождена эта мысль?
(Одиночеством, своей ненужностью, бессмысленностью жизни в данном положении).
-На чьей стороне автор: на стороне нищего музыканта или чистых, красивых прохожих, спешащих по своим нужным делам?
(Автор сочувствует старику).
- Всегда ли красивые, чистые люди совершают красивые поступки, выполняют нужные дела?
(В данной фразе мы слышим историю автора. Какие же это чистые и красивые люди, если они за своими «нужными и важными делами» ничего не видят и не способны принять чужого сострадания. Да и старик не нуждается в их сочувствии, может быть потому, что они не умеют сострадать).
Выразительное чтение 2-го отрывка.
(Из 4-й части, начиная со слов «Старый музыкант понял…» и кончая словами «…и сам тоже ложился… на покой…»)
К о м м е н т а р и й у ч и т е л я:
Перед нами трагедия человеческой жизни. «В старости душа не заживает, она долго мучается памятью». Перед нами одинокий человек. Всю жизнь он добросовестно и, наверное, с удовольствием, служил своему делу, скорее всего, играл в симфоническом оркестре. И вот пришла старость. В жизни было много потерь». Старику много пришлось забыть…безвозвратно». И теперь никому не нужен. Ни одного близкого человека рядом. И отходит он сердцем и душою то рядом с таким же старым и одиноким воробьем, то с кроткой и верной черепахой.
Выразительное чтение в музыкальном сопровождении 3-го отрывка (конец рассказа, начиная со слов «Дома музыкант вынул птичку…» и до конца рассказа).
Беседа по сопровождению отрывка.
(Смерть воробья – это еще одна потеря в жизни старика. Ее надо пережить. Сил нет. Надо как-то справиться с болью утраты).
(Он рассчитывал, что музыка, как всегда, облегчит страдание, успокоит).
(Нет, в музыке чего-то не хватало для полного утешения горюющего сердца старика. Слишком много страданий выпало на долю музыканта. Так много страданий от потерь и так мало отдыха в радости!)
(Пока сердцу хватит сил биться, музыкант будет ходить к памятнику Пушкину или играть для черепахи – она долго живет. Пока руки будут держать смычок, он не расстанется со своей скрипкой, так музыка может утешить кого-то, помочь преодолеть трудности. В этом герой Платонова видит оправдание своей жизни).
Устное сочинение-миниатюра: «Музыка и музыкант в представлении старика –скрипача и писателя Платонова».
VI. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я п о с о д е р-
ж а н и ю р а с с к а з а.
Итак, состоялась еще одна встреча с писателем Андреем Платоновым. Читая о сказочном путешествии воробья, знакомясь с судьбой старика, мы пережили грустные и волнующие минуты приобщения к художественному миру писателя. Мы увидели, что без родины трудно. Платонов побудил нас задуматься над своей жизнью и жизнью наших близких. А нет ли такого же берущего за душу одиночества? А не можем ли мы что-то сделать, чтобы облегчить чье-то страдание? Хорошо, если сегодня мы почувствовали «обнажившееся сердце писателя». Если это случилось, значит, мы услышали голос Андрея Платонова. Его волнения, тревоги, дошли до нас. Впереди новые встречи с Андреем Платоновым.
Оценка работы учащихся (выразительное чтение, заочная экскурсия, сочинение-миниатюра, лучшие советы во время беседы по идейно-художественному содержанию рассказа).
Сдача тетрадей на проверку.
Домашнее задание (смотри на доске).
Список использованной литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya/
1. Альбом «А.С. Пушкин: для уроков литературы в IХ классе». 2. Суслов И.И. Памятник Пушкину в Москве. М.: Просвещение, 1968.
3. Чалмаев В. Андрей Платонов. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984.