У Баха такая музыка, что испортить ее чем-то трудно

Профессор Санкт-Петербургской консерватории Анатолий Милка — один из крупнейших российских исследователей творчества Иоганна Себастьяна Баха, член Международного Баховского общества. По приглашению Казанской консерватории он провел в нашем городе два дня: прочитал четыре лекции в рамках Международного фестиваля, посвященного 330-летию со дня рождения великого композитора.

Корреспондент «Вечерней Казани» встретилась с Анатолием Павловичем, чтобы поговорить о предстоящей мировой премьере в Татарском театре оперы и балета им. Джалиля — спектакле на музыку Мессы си минор И. С. Баха DONA NOBIS PACEM («Даруй нам мир»).

В постановке, над которой работает легендарный танцовщик ХХ века Владимир Васильев, будут заняты оркестр театра, хор, оперные солисты и артисты балета.

  • Батеньки! Вот это замысел! — воскликнул профессор Милка, услышав о предстоящей премьере. И потрясенно покачал головой.

— Но музыка Баха не так уж редко вызывает интерес у хореографов, вы согласны?

— Пожалуй, да. Недавно я видел на YouTube, как японские танцовщики под музыку шести виолончельных сюит Баха демонстрировали смесь театра кабуки и классического балета. У меня это странное сценическое действо вызвало протест, но очень многим, судя по хвалебным отзывам в Интернете, такой эксперимент нравится. Думаю, то, что делает сейчас Васильев, будет логичнее, чем соединение виолончельной музыки Баха с театром кабуки.

— Одним из самых знаменитых балетов на музыку Баха считается сочинение Начо Дуато «Многогранность. Формы тишины и пустоты», которое появилось в репертуаре петербургского Михайловского театра в 2012 году. Видели?

  • Нет, еще не видел… Знаете, у Баха такая музыка, что испортить ее чем-то очень трудно. Она вытащит все.

— Известно, как сам Бах относился к танцам?

— Еще как известно! Он написал массу сочинений, которые называются сюитами, партитами. А ведь это, в сущности, сборники танцев. К танцам Бах относился с большим почтением, он понимал их глубоко и тонко. Мода на танцы в Германию пришла из Франции, где сам король был, как говорят сейчас, неслабым танцовщиком. Все новое увлекало Баха, он постоянно стремился знать больше, дружил не с коллегами-музыкантами — с университетской публикой. Важно знать, что Лейпцигский университет во времена Баха считался одним из самых прогрессивных в Европе. А сам Бах служил кантором в Школе Святого Фомы, которая считалась одной из самых консервативных в Европе. Между Школой Святого Фомы и Лейпцигским университетом возникали недопонимания: в школе считали, что вся опасная крамола идет из университета…

29 стр., 14219 слов

Что такое сюита. Методическое сообщение : «Жанр сюиты в инструментальной ...

... Сюита в русской музыке XX века Очерк 8. Эволюция сюитного творчества Д.Д. Шостаковича Очерк 9. Инструментальные, камерно-вокальные и хоровые сюиты Г.В. Свиридова Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сюита: ... Синхронизация выполнена 11.07.11 10:29:23 Похожие рефераты: Шехеразада (сюита) , Глава 1. Клавирные сюиты И.С. Баха: к проблеме жанрового архетипа Глава 2. Сюита XIX века Очерк 1. « ...

— Почему Месса си минор занимает особое место в творчестве Баха?

— Во-первых, из сочинений такого рода — связанных с церковью, верой, службой, оно у Баха было последним. И это, скажем прямо, великая музыка. Прекрасная. Когда слушаешь Мессу си минор, трудно понять: а точно ли человеком это написано? Не Господом ли Богом?.. В этой музыке Бах сконцентрировал множество смыслов.

— Чье исполнение этой мессы вы считаете лучшим на сегодняшний день?

— Я слышал множество разных интерпретаций. Лучшую не назову: каждая сильна по-своему, а главное — музыку Баха трудно испортить, я уже говорил об этом… Никогда не забуду, как слушал Мессу си минор в церкви Святого Николая в Лейпциге. Сильное было впечатление — до слез. А если вышибает слезу, если дух захватывает, то какие еще необходимы индикаторы для доказательства того, что это сочинение гениально?.. Знаете, у меня не выходит из головы новость про Васильева. Я все пытаюсь представить, что же может добавить к Мессе си минор балет. Интересно, возникнет ли на премьере у кого-нибудь из зрителей желание закрыть глаза и просто слушать музыку? Или наоборот — на сцене будет происходить такое любопытное действо, что захочется за ним следить? В любом случае, постановка Васильева обещает всем нам новый опыт восприятия музыки Баха.

— Можете дать совет, как правильно слушать Баха?

— Нет. Все это делают по-своему. Могу сказать лишь за себя и людей, которые изучают творчество Баха годами. Мы знаем: его музыка — это не только то, что звучит. Понимаете, он творил в эпоху высокого барокко, тогда создатель музыки должен был проявить в своих произведениях «изобретательность ума». Знаете, что это такое?

— Что?

— На радио, на телевидении сейчас происходит нечто подобное, если объяснять примитивно. Там так анонсируют какое-то интервью, такой хлесткий подбирают заголовок, что слушателей это заставляет встрепенуться. У Баха «изобретательность ума» была иного уровня: слушатели могли представить его музыку в нотах и поразиться тому, что это не просто ноты, а необыкновенной красоты графический рисунок. А сколько шифров в его сочинениях! Определенное значение имеет даже количество звуков, составляющих темы баховских произведений… Все это трудно не то что понять — даже представить тем, кто слушает Баха неподготовленным. Они думают, что его музыка — это только то, что слышно. Но есть восприятие Баха еще примитивнее! Это, знаете, когда реагируешь на его сочинения, как на обои. Как на некий фон. Когда, точнее будет сказать, никак не реагируешь: занят чем-то, а параллельно звучит музыка Баха.

13 стр., 6464 слов

Бах, Иоганн Себастьян

... также в других городах — во Франкфурте, Дрездене, Кёнигсберге. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке. Без ... преувеличения, Бах создал основы всей музыки нового и новейшего времени — история музыки обоснованно делится на добаховскую и послебаховскую. Педагогические произведения ...

— Это плохо?

  • Нет, что вы. Бах — это всегда хорошо…

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.