Рассуждение языка и мысли

Стоя на краю отвесного утеса, где нашему глазу открывается все великолепие бескрайнего океана, волны которого то яростно бьються об острые скалы, то тихо рокочут тайны скрытых глубин, нам сложно сдержать рвущие горло слова восхищения. Как хочется тотчас сообщить всему миру насколько прекрасна эта минута, каким приятным теплом она отдается в нашей душе!

А что, если заменяющих все самые восторженные взгляды слов не найти? Что, если вместо комплиментов, описывающих красоту окружающей природы, слышно лишь только режущее слух молчание, такое грубое, такое холодное? «Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка» — говорил знаменитый немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер. Значит, что молчание — признак отсутствия мысли, отсутствия жизни и наоборот.

В тексте Матвеева раскрывает проблему, основанную на связи мысли и языка, влияния внутреннего мира человека на его речь. Ведь, не имея ничего за душой, мы не в силах дать что-либо окружению. Вялое существование не может принести человеку культурного богатства ровно так, как и сухая, непроработанная бережными руками земля не может стать полем, полным сочных и вкусных плодов.

Как хочется, чтобы в нашей речи со временем появлялись новые образы, новые обороты, помогающие передать чувства, рождающиеся в нас самих. Чтобы наш язык, подобно могучему дереву, рос, креп и расцветал, нужно питать его, развиваясь самим. Наши знания, глубина и чистота наших мыслей — все, в чем нуждается наша речь. Матвеева старается объяснить читателю, что язык — это маленький нежный росточек, который завянет, если о нем забыть или поливать его грязной водой, но который обязательно готов превратиться в цветок, получая бережный уход и внимание.

Обратимся к высказыванию российского лингвиста, Александра Александровича Реформатского:» По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово». Только посмотрите, насколько точно передал основное, достаточно обычное на первый взгляд, предназачение местоимений в русском языке! Каким отстрым умом нужно обладать, как много нужно знать, чтобы из всех возможных способов описания данной части речи речи выбрать именно этот! Ведь можно было бы использовать обычные профессионализмы, любую научную лексику, описывая местоимение, но Реформатский, имея достаточное количество знаний о волнующем его предмете, смело сочитает в своем высказывании научные понятия и художественно-выразительные средства.

3 стр., 1366 слов

Зачем человеку язык

... с личной заинтересованностью . Это рефлексивная функция, ведь речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии Язык необходимо изучать, потому что он важнейшее средство ... проявления чувств, переживаний, эмоций. Материалы для сочинения Посмотрите вокруг , и вы увидите много удивительных вещей ,созданных разумом и руками человека: радио, телефон, корабли, самолёты, ...

Стихи — это точно такое же чудо языка, как и любое из семи чудес света. Какая глубина мысли, какая выразительность таится в каждой строке:

«Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать…»

Тютчев не может сдержать порыва, мелодии так приятно льющейся в его сердце, и он находит прекрасные слова, их сочетания для того, что бы дать нам понять его чувства, его счастье, его любовь.

Язык — это нежное растение, жадно питающее соки природы нашего сознания. И нельзя дать этому цветку погибнуть, ведь вместе с ним погибнет и наша жизнь.