Пишем -рассуждение методическая разработка по русскому языку (11 класс)

6 апреля 2011

Урок-подготовка к сочинению-рассуждению «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Часть С». (слайд 1)

Цель урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

2) совершенствовать навыки анализа текста;

3) воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: исходный текст- раздаточный материал; критерии оценки сочинения.

Ход урока:

1. Инициация. (Организационный момент). Учащиеся рассаживаются двумя группами.

II. Вхождение или погружение в тему. (Постановка цели урока).

(слайд 2) Я: Учитываем ошибки пробного экзамена . Определяем пробелы в выполнении части С. Учащиеся: Чему нам сегодня нужно научиться, что повторить? ( писать сочинение по критериям, правильно определять тему и проблему художественного текста, писать комментарий к проблеме, правильно вписывать аргументы.) Я: Значит, что мы должны сделать на уроке ? (написать сочинение).

И ещё: работу каждого в группах будете оценивать сами.

III. Формирование ожиданий учеников. (Планирование эффектов урока).

— Какое главное условие правильного выполнения задания – написания сочинения? (правильно понять текст, определить тему и проблему).

Вот это то, что мы должны сегодня выполнить правильно.

— Читаем текст.

Волк на елке

В новогоднюю ночь старый волк особенно остро почувствовал своё одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.

Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. Волчица – и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.

Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много – перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало…Да, в волчьем мире зайцы решают всё.

2 стр., 775 слов

Сочинение по тексту валеевой про волков

... Домой мы шли молча, всё уже было сказано в лесу. ↑ Сочинение про волка 5 класс План 1.Животный мир 2.Волк 3.Санитар леса На нашей планете ... снова принимает позу грозного сторожа. Всем ясно, кто здесь хозяин. ↑ Сочинение про волка 4 класс. Царь зверей План 1. Царь зверей 2. Санитар леса ... он дышал почти у наших ног. Мне сразу захотелось к маме, уроки делать, комнату прибрать, а не это всё. Тоска и ужас ...

Ёлки, ёлки… «Ёлки-палки, — думал волк, — когда же это всё кончится? Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»

И вдруг…Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.

«Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – Дай-ка и я погляжу». И он поднял глаза на ёлку.

Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.

-Ёлки-палки! – сказал Волк и замер с закрытым ртом.

Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него – и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается – не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется – только сидеть и смотреть.

Так и сидели они рядышком – Заяц и Волк – под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось.

Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье… Ф. Кривин

IV . Интерактивная беседа .( Обсуждение проблемы. Передача и объяснение информации) (Слайд 3 «План работы с текстом).

Разберемся с содержанием.

1. Пересказать текст.

2. Проблемная беседа. — Определите стиль (художественный).

— Докажите (жанр сказки, два худ. образа, разнообразные художественные средства).

-Какой прием лежит в основе текста? (аллегория) -Что такое аллегория? ( АЛЛЕГОРИЯ — (греч. αλληγορία, иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой).

-Что из себя представляет текст? (жанр — сказка) — «Сказка –ложь, да в ней намек…» Какой же намек есть в сказке? О чем сказка? Ваши впечатления. (Сначала выслушать ответы)

-Каковы же проблемы в сказке? (Мозговой штурм)

-Обратимся к тексту. В каком предложении заключен главный смысл текста? ( В 26) «Не в зайцах счастье» — каким синонимическим фразеологизмом можно заменить это выражение? (Не хлебом единым жив человек).

Вот это главная проблема. Какая еще проблема есть в тексте? (Проблема приоритетов. Что мы ценим в жизни больше: достаток или наполненную духовную жизнь?)

Промежуточный вывод. Итак, подводим первый самый важный итог: какова тема и проблема текста? ( Тема: Одинокий, несчастный Волк не стал хватать зайца, засмотревшись на удивительной красоты ёлку, т.е. В жизни человека, кроме материального, есть то, что заставляет его восторгаться, что сильно на него воздействует – это красота. Проблема: не хлебом единым жив человек, т.е. проблема красоты и её воздействия на человека и проблема выбора: достаток или духовность).

8 стр., 3882 слов

Комментируем сформулированную проблему исходного текста

... из прочитанного текста, важный для по­нимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. 2 Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но ... мне было шестнадцать лет. (28)Мать отпустила меня с тетей Шурой на юг, в санаторий. (29)Отвечая на мое посланное из Анапы в Москву письмо (живем с Шурой в ...

— Итак, перед нами текст худ.стиля. Это сказка. Под образами Волка и Зайца подразумеваются люди. А можно аллегорический смысл сказки представить реальным текстом? -Послушаем, что получилось у девочек, которые попробовали выполнить это творческое задание. Причем, девочки выполняли это задание, не имея никаких разъяснений по тексту. Посмотрим, что у них получилось. ( слайд 4) Задания группам: обсудить, сделать записи.

1 группа. — Определите тему и проблему текста Насти. 2 группа. — Определите тему и проблему текста Тани.

Человек и работа (Ефремова Настя)

По вечерам человек особенно остро чувствовал своё одиночество. Он часто уходил в себя, думая о проблемах и размышляя о жизни.

Да, ему никогда не везло. Всегда находился такой человек, который его опережал. И жена от него ушла, что это за муж, семью обеспечить не может?

Эх, деньги-деньги, одно несчастье от них! У кого их много- перед ними все на коленях ползают, руки целуют, а у кого мало… Да, в нашем мире деньги решают всё.

Несправедливость… «И когда же всё это кончится?- подумал человек. Никакой справедливости!»

И всё-таки человек нашёл работу. Хорошую работу. Да в общем-то и не искал её, предложили. Не мог поверить этому человек: неужели удача ему улыбнулась?

Работа и вправду оказалась неплохая. Где только не работал человек, всё не то было. А эта по душе пришлась. О такой работе человек и мечтал.

— Вот повезло-то!- думал человек, не скрывая радости.

Бывает же такое! Всю жизнь работаешь-работаешь, а наслаждения от работы не получаешь, душа не радуется от выполненных дел. Думаешь, что жизнь прожита зря. И тут в один прекрасный день предлагают работу, да такую, которая только снилась.

Много работал человек, всего себя, все силы в работу вкладывал, вот только платили маловато. Но это ему неважно было, ведь многие работают, а счастья никакого, нет радости в работе. А у человека мечта в жизнь воплотилась. Что может быть лучше?

Впервые подумал человек, что не в деньгах счастье, а в удовольствии, которое ты получаешь от работы.

— Определите тему и проблему текста Насти. ( Текст о том, как человек был несчастен оттого, что занимался не своим делом. И как обрел удовлетворение в жизни в хорошей работе. В чем счастье человека, что для него важнее: материальное или человеческое, духовное?)

10 стр., 4791 слов

Айвазовский, Иван Константинович

... дочери Жанны. 3. Творчество 3.1. Айвазовский и Турция Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. ... Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским. ... сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в ...

Макшанова Таня

В новогоднюю ночь Иван Петрович особенно остро почувствовал своё одиночество. Медленно прогуливаясь по ночным улицам, освещённым яркими праздничными плакатами, он размышлял о жизни.

Да, ему никогда не везло. Он работал на заводе механиком, не хватал звезд с неба. Жена – и та оставила его, потому что хотела жить красиво, а денег, которые зарабатывал Иван Петрович, не хватало. А он любил музыку. Все свои сбережения тратил на пластинки.

Детство Ивана Петровича трудное было, не до музыки. Так и не осуществилась мечта стать музыкантом. Но зато каким счастьем был для него концерт симфонической музыки в прошлом году, до сих пор музыка звучит где-то далеко в памяти.

И вдруг… Иван Петрович от удивления широко открыл глаза: неужели, правда? Он оказался на городской площади, где величаво стояла красавица ёлка, а под ней стоял немолодой человек со скрипкой на плече. В зимнюю ночь лились сказочные звуки, они волновали и вызывали в памяти смутные картины далекого детства, милые черты родных ему людей, запах свежесрубленной ёлки.

Завороженный, Иван Петрович поднял глаза вверх и увидел, что зимнее небо было необычайно звездным. Даже в летнее время не бывает столько звёзд на небе, сколько было в эту сказочную ночь. Ночь, звёзды и музыка… И уже ничего не хочется – только стоять и смотреть.

Долго простоял Иван Петрович, слушая любимые мелодии, любуясь яркими звёздами, а потом пошёл домой, но он уже по-новому смотрел в будущее. Ведь у него есть любимое дело, которое, да, не приносит много денег, но ведь не в деньгах счастье. Не правда ли?

— Определите тему и проблему текста Тани. (Текст о том, как несчастный человек услышал музыку в парке и как она на него подействовала. Проблема влияния искусства на человека)

Промежуточный вывод . (слайд 5) Итак, трансформируя исходный текст, мы точнее увидели его проблемы. В тексте Кривина говорится о красоте и ее влиянии на человека. И это понятие широкое. Девочки представили свое понимание. И оно правильное. Давайте определим, что входит в понятие «красота»? (учащиеся рассуждают).

А я вам хочу предложить размышления ребят, которые писали об этом в нашу школьную газету (зачитать)

Невозможно дать четкое определение этому понятию. Для каждого человека красота заключается в разных вещах. Для кого-то это бриллиантовая россыпь, нитка жемчуга, ветка сакуры, весенний рассвет или звездная летняя полночь… А может быть это розы, розовые или белые, тугие нераскрытые бутоны, много бутонов, Рим и Венеция, Леонардо и Рафаэль, Лувр и Эрмитаж… Или тихий шелест волн, пальма на розовом песке, лунная дорожка с тенью кипариса… Чайка на скале или тихая речка в оправе буйной зелени… И те глаза, в которых отражается то прозрачный янтарь, то солнца лучики… И лицо любимого человека. Все это — красота! Она – повсюду! Стоит только внимательнее смотреться вокруг, оставив за спиной всю прозу жизни с ее черно-белыми полосами. И тогда обязательно увидишь все красивое, то, что не позволит твоей душе очерстветь и превратиться в камень. Нужно только замечать это и восхищаться всем, что окружает нас: улицами, деревьями, рисунками ветвей на фоне неба, красотой людей и закатом…

4 стр., 1816 слов

Иван 3 человек и политик

... можно назвать последним князем удельной Руси и первым государем единой России. Детство и юность. Изучая любую важную историческую личность — фактически, изучая любого человека, — мы сталкиваемся с проблемой определения, ... должен был символизировать примирение вечных соперников - Москвы и Твери. В последние десять лет жизни Василия II княжич Иван постоянно находился рядом с отцом, участвовал во всех ...

Из сочинений:

О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое красота? И как почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира? Попробуем разобраться в этом, опираясь на опыт великой русской литературы.

Прежде всего, красоту русские поэты видели в природе. Например, А. А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь в мгновения высшего душевного подъема:

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Красота у А. А. Фета — это упоение радостью жизни, праздник и одновременно тайна.

Для Ф. И. Тютчева природа — тоже одушевленное, разумное существо:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Красота для него — в бесконечном движении, во внутренней музыке мира, в согласии мировых сил:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Но красота — это не только природа, но и человек. В чем же красота человеческая?

Вспоминаю стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». В нем говорится о девочке, которая не отличается внешней красотой — «напоминает лягушонка», как пишет поэт. Но та некрасивость становится незаметной, когда она радуется чужой радости, когда ее чувства настолько сильны, что изменяют внешность. «Младенческая грация души» и есть то единство внешнего и внутреннего, тот внутренний огонь, который переплавит любые страдания в радость. И потому Н. Заболоцкий делает вывод:

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Это значит, что красота — внутри, в жизни человеческих чувств, в их силе и напряженности: «И прелести твоей секрет развязке жизни равносилен», — писал Б. Пастернак. Человек прекрасен в те моменты, когда в нем — вся без остатка — проявляется стихия жизни, когда в нем, как солнце в капле воды, отражается жизнь во всей ее сложности, с ее страданиями и радостями, потерями и обретениями.

Физкультминутка . Встаньте, расслабьтесь, закройте глаза и руками нарисуйте в воздухе, то, что для вас является красивым.

V. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся).

Работа над текстом сочинения. ( Делаем записи в тетради.) (слайд 6)

Используя план будущего сочинения, группы обсуждают все 8 пунктов плана и создают тезисное сочинение: ( слайд 7)

1 группа. Проблема выбора: достаток или духовность. ( Группа Насти Ефремовой, Насти Старцевой) Составьте к тексту лирическое или вопросное вступление.

3 стр., 1030 слов

Как Бунин описывает состояние души человека в рассказе «Господин ...

... нем нет чувства восхищения красотой, ему неинтересно осматривать достопримечательности, музеи, церкви. Все его чувства сведены к тому, чтобы хорошо поесть и отдохнуть, отвалившись в кресле. Когда же господин из Сан-Франциско умирает, ... потому что он нарушил их покой, их постоянное состояние праздника. Такие люди, как они, никогда не задумываются о человеческой жизни, о смерти, о мире, о каких-то ...

2 группа. Не хлебом единым жив человек, т.е. проблема красоты и её воздействия на человека ( Группа Тани Макшановой, Светы Богдановой) Составьте к тексту актуальное или цитатное вступление

Если будут вопросы, задавайте.

Учительское участие в работе – консультации. Возможные трудности: