Урок русской литературы «М.Ю.Лермонтов «Мцыри»»

План к сочинению по теме «Мцыри»: пункты

«Мцыри»

М. Ю. Лермонтов

  1. Бытие Мцыри в качестве пленника
  2. Жизнь и служение Господу
  3. Желание побега и его воплощение
  4. Встреча с диким зверем
  5. Провал затеи и смерть героя

Мцыри жаждет воли. Ведь стены монастыря для него – такое же рабство, как и кандалы. Герою становится тесно в затхлых, аскетичных кельях. Он стремится на свет, к свободе. Эти слова могут служить вступлением к сочинению. Ниже вы найдете еще один вариант предисловия. Читайте далее.

Прием антитезы

Для того чтобы изобразить конфликт мечты и реальности, М. Ю. Лермонтов использует прием антитезы. Жизнь Мцыри в монастыре описывается героем как существование в тюрьме, где он совершенно не был свободен. Мцыри думает о свободе, которую он может получить только в том случае, если выберется наружу. С самого начала произведения показано несоответствие мечты центрального персонажа и действительности.

Мир, о котором мечтал Мцыри, оказывается не таким, какой он есть на самом деле. И сам Мцыри уже не таков, какой был раньше, до заточения в монастырь. Когда главный герой на свободе встречает девушку, он не может заговорить с ней, потому что привык к несвободе.

Суровая действительность разрушает все надежды героя, все самые лучшие стремления покидают Мцыри. Прием антитезы ярко используется при описании жизни в «тюрьме» и жизни на воле. Когда Мцыри сбегает на поиски родного края, с особыми красками описывается природа, юношеская любовь, борьба с барсом. И именно в эти моменты главный герой поэмы по-настоящему счастлив. И это счастье сменяется безысходностью, когда Мцыри понимает, что вернулся обратно в тюрьму.

«Мцыри»: вступление к сочинению

«Мцыри»

Герой осознает, что он жив только вдали от стен храма, только там он свободен, дышит полной грудью. Сам герой описывает это состояние как блаженство. Вот вступление к сочинению по теме «Мцыри» :

Герой поэмы свободолюбив, но он еще и неимоверно силен. Об этом говорит встреча с барсом. Умирает Мцыри как настоящий воин, достойно и безропотно принимая свою участь. Он остается несломленным духовно.

10 стр., 4834 слов

Толстой Л.Н. Использование приема антитезы война и мир и преступление ...

... постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен. В романе "Война и мир", как можно уверенно утверждать, антитеза важна и как композиционный прием, и как один из способов изображения характеров, и как средство создания исторического ... за признаки его величественности и тем самым заявить претензию на исключительную роль в театре жизни. Кутузов также описан Толстым не как герой: он стар, время от ...

Нетрудно догадаться, что дело тут вовсе не в монахе. Это собирательный образ. Лермонтов показывает, что свободный человек вне всяких рамок и препятствий. Мало того, даже смерть не властна над ним.

Еще один лейтмотив – показать читателю, что мечты далеко не всегда сбываются. Мцыри стремится в родную деревню и почти добрался туда. Однако схватка с хищником, который преградил его дорогу, подорвала его состояние здоровья и оставила тяжкие раны. Если мыслить иносказательно, то барс символизирует преграды, которые могут попасться на жизненном пути, в тот период, когда человек самоотверженно идет к своей мечте, когда он уже практически уверен, что достиг ее.

В детстве каждый из нас мечтает чуть ли не сутками напролет: и в космос хотелось полететь, и машину времени изобрести, и стать примой Большого театра. Однако далеко не все грёзы сбываются: прима Большого театра днем сидит в офисе, а по вечерам, может быть, ходит в фитнес-клуб. И это все. Почему же так происходит? Я думаю, что со временем прима перестала верить в свои силы и забросила великие планы в ящик офисного стола, выбрав мечту попроще. Чтобы убедиться в моей правоте, достаточно вспомнить классические литературные произведения, где много примеров, которые подтверждают мою точку зрения.

В повести И. С. Тургенева «Вешние воды» герой хотел жениться на красавице Джемме, остаться вместе с ней за границей, продав родовое гнездо в России. История их любви была очень романтичной: Санин рискнул жизнью, защищая честь едва знакомой девушки, у которой уже был жених. Увидев отвагу молодого человека и серьезность его намерений, барышня решила разорвать помолвку и выйти замуж по любви, а не по расчету родителей. Тогда ее русский спаситель пошел искать покупателей для своего имения, чтобы обеспечить совместную жизнь с Джеммой. Встретив приятеля, он отправился к его богатой жене, дабы совершить сделку, но роскошная женщина соблазнила его на спор. Разумеется, он не женился на любимой девушке, а увяз в коварных сетях Марии Николаевны. Все это мужчина вспоминал много лет спустя, сидя в одиночестве за письменным столом. Его мечта так и не сбылась. Почему? Он сам предал ее, уступив соблазну и выбрав более легкодоступную женщину. Ради исполнения грёз нужно было трудиться и рисковать, а Санин предпочел упростить себе жизнь, а в итоге упустил свое счастье.

В повести И. С. Тургенева «Ася» герой влюбился в молоденькую девушку с непростой судьбой. Она была незаконной дочерью барина, которую пытался вывести в свет ее сводный брат. Родители героини давно умерли, но она все еще переживала из-за своего сложного положения. Поэтому она была неуверенной в себе и очень переменчивой собеседницей, поведение которой сбивало с толку любого кавалера. Н. Н. не был исключением. Но постепенно он лучше узнал барышню и понял, что влюблен. Однако по всем критериям его выбор был невыгоден и чреват осложнениями. Это понимал и брат Аси, поэтому, когда он узнал от сестры о ее увлечении, он вызвал Н. Н. на разговор и попросил мягко поговорить с ней, чтобы отказ не был болезненным. Конечно, герой любил Асю, но был взбешен тем, что она рассказала обо всем Гагину. Он бросился упрекать ее, показал трусость и неуверенность в себе, поэтому его избранница убежала, а на следующее утро уехала навсегда. Мечта Н. Н. не сбылась, и в этом он виноват сам. Мужчина хотел легкой и гладкой любви, которая сама придет в руки, но так не бывает. Ради счастья нужно жертвовать комфортом, но герой не смог, а потому все потерял.

4 стр., 1898 слов

Мечта и реальность: Почему люди предают свою мечту? Что писать в сочинении?

... Мечта и реальность: Нужно ли быть верным своей мечте? Что писать в сочинении? Первое, что приходит на ум при ответе на такой вопрос – да, нужно быть верным своей мечте, нужно прикладывать усилия к ее осуществлению, нужно ...

«Тема свободы в поэме «Мцыри»: написать сочинение-рассуждение про жизнь, мечту

Тема свободы в поэме «Мцыри»

«Тема свободы в поэме «Мцыри»:

Если заточить свободолюбивого человека в темницу в качестве вечного узника, он оттуда никуда не денется. Но душой он все равно будет на свободе, и подчинить его своей воле не получится.

Лермонтова

Мечта Мцыри была достаточно проста – он хотел свободной жизни в своем ауле. Учитывая, что в свое время парень сам не выбирал путь монаха, а его заточили в монастыре против воли, желание достаточно объяснимое. Герой мечтает, как попав на Родину, он наконец-то обнимет своих родных и больше никогда с ними не расстанется. Кстати, свободу и его желание прекрасно дополняет природа. Лермонтов достаточно выразительно говорит о грузинских просторах. Природа в данном случае живая.

Обидно, что, являясь хорошим, сильным и смелым человеком, Мцыри не довелось жить так, как ему хотелось бы. В детстве был плен, потом монастырь – по сути, молодой человек никогда и не видел той свободной жизни, о которой мечтает. Увы, его желаниям не дано было осуществиться.

На самом деле, свобода и одиночество всегда идут рука об руку. Вне зависимости от того, в какой стране проживает тот или иной человек, даже среди толпы можно чувствовать одиночество. Как же отличить свободу от одиночества? Наверное, если человек наслаждается тем, что он один – то это свобода. Если данный факт тяготит его – то одиночество.

Что же касается Мцыри , он совершает «бегство в смерть». Кстати, возможно, только лишь уйдя из этого мира, юноша наконец-то почувствовал душевное облегчение и стал счастливым и свободным на том свете.

Сочинение на тему «Почему Мцыри бежал из монастыря и не достиг родины?»: аргументы

Грузинка из поэмы «Мцыри»

«Почему Мцыри бежал из монастыря и не достиг родины?»

Причина, по которой герой бежал из монастыря, достаточно проста. Мцыри устал жить «чужой жизнью». Он не испытывал удовольствия от монашеских будней, он не выбирал эту профессию. Соответственно, жизнь взаперти очень его тяготила. Герой мечтал вернуться на Родину, увидеть свою семью. Потому в один прекрасный день решился на побег.

2 стр., 721 слов

Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?

... героем и заставляет его совершить побег из монастыря. Жить для героя поэмы - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные им ... по своему краю и по свободной жизни. В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того ...

Примечательно, что бегство из монастыря в данном случае равносильно бегству из тюрьмы. Мцыри желает жить настоящей, яркой, свободной жизнью, а не ютиться до конца жизни в тесной келье. На свободу рвется не только его тела, но и душа.

Выйдя за ворота, герой чуть не потерял сознание от буйства красок и смены образов. Он почувствовал, что его жизнь начинается заново. Кстати, на свободе Мцыри удалось побыть три счастливых дня. Нетрудно догадаться, что это были лучшие дни в его жизни, и последние. Ведь мечта героя так и не осуществилось. Тем не менее, он достиг цели. Мцыри удалось познать настоящее счастье, что возможно только лишь вне стен монастыря. Хоть оно и было кратковременным.

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вывод кратко для сочинения

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова

Стремление к свободе свойственно многим. То же самое касается и мечты. Однако, далеко не все желания сбываются. Тем не менее, для некоторых (таких, как Мцыри) людей три дня, проведенные на свободе, наверняка дороже десятков лет, проведенных в заточении.

Что же касается свободы – это высшее достояние, которое может быть у человека. На нее не должно быть никаких посягательств. А если они и наблюдаются, то личность должна бороться за свою жизнь и за свою свободу, как это делал юноша при схватке с барсом. Жалел ли персонаж о своем побеге? Скорее всего, нет. Ведь то время, которое он провел вдали от стен монастыря, принесло ему настоящее, неподдельное счастье.

Воплощение мечты Мцыри

Поэма один из самых интересных и трудных жанров литературы. Уже само положение поэмы в системе родов литературы указывает на своеобразие этого жанра. С одной стороны, поэма может принадлежать к эпосу таковы Полтава А. С. Пушкина, Хорошо! В. В. Маяковского, с другой к лирике, куда можно отнести Руслана и Людмилу и Цыган А. С. Пушкина, Орину, мать солдатскую Н. А. Некрасова, Соловьиный сад А. А. Блока. Анна Онегина С. А. Есенина и Двенадцать А. А. Блока имеют признаки обоих родов литературы и называются лиро-эпическими. А Н. В. Гоголь вообще эпические Мертвые души назвал поэмой, имея на то полное основание, исходя из жанровой многозначности этого художественного произведения.

Есть еще одна любопытная подробность, подмеченная при знакомстве с творчеством многих русских поэтов: начиная, как правило, с лирической поэмы, многие авторы затем переходят к эпическим или лиро-эпическим. Именно таким путем шли А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов (эпический характер поэмы Кому на Руси жить хорошо неоспорим), А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский (лиризм поэм Облако в штанах, Человек стал осознаваться лишь в наше время) и многие другие.

6 стр., 2729 слов

Образ лирического героя в поэзии лермонтова

... лирического героя в поэзии Лермонтова Другие сочинения по теме: Глубина чувства лирического героя в поэзии Владимира Сосюры Владимир Сосюра вошел в украинскую поэзию ... Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути. Мир лирического героя Лермонтова ... образам всецело мифологизированной мистериальной поэмы. Чудесный мир “искусственной ... Уж не жду от жизни ничего я”), обесценивается прошлое ...

Жанр поэмы один из любимейших в творчестве Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал более десяти поэм, законченных и незаконченных, большинство из которых не были опубликованы при жизни поэта, потому что именно этот жанр у Лермонтова стал его творческой лабораторией. Печатая почти все, что создавал в лирике и прозе, он продолжал экспериментировать в своем любимом жанре.

Мне кажется, что Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классикой жанра романтической поэмы: Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, Мцыри, Демон.

Для романтической поэмы характерны такие черты, как острые конфликты, лежащие в основе сюжетов, ведущее положение героя, личности исключительной, на голову выше окружающих его людей, находящейся в полной гармонии с миром природы.

Образцом, своеобразным учебным пособием по русскому романтизму совершенно справедливо считается поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри. Ее проблематика связана с центральными мотивами творчества великого поэта: мотивами свободы и воли, одиночества и изгнания, слияния героя с миром, тема Земли и Неба.

В основе сюжета Мцыри лежит традиционная романтическая ситуация бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество поэта: и лирический герой большинства его стихов, и герои многих драматических произведений несут на себе печать беглеца. Таковы образы беглого монаха (Исповедь), пленника монастырской тюрьмы (Боярин Орша).

Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против оков, наложенных на него.

Нет Бога вне свободного выбора личности (это главная идея еще одной романтической поэмы Демона), не может быть святым путь, ступить на который человека заставили таково этическое убеждение автора, выстраданное не без внутренней борьбы с безбожием, юношеским отрицанием общепризнанного.

Мцыри апофеоз лермонтовского романтизма. Герой поэмы могучая личность, противостоящая окружающему миру.

Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и неистовой природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает того образа жизни, который вполне удовлетворяет монахов монастыря:

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Романтический мотив единения человека с природой в поэме усилен вполне осознанно: душа Мцыри стремится к слиянию с той средой, в которой он был рожден и уже смутную память о которой он бережно хранил в своем сердце, рвущемся к родным могилам, к крутым и темным скалам, к плодородным долинам. Эта духовная связь с родиной главная черта, определяющая характер героя. Он хранит отчизну в душе, он готовится к встрече с ней, потому что на чужбине жизнь для него не имеет смысла. Ради мгновенного слияния с родиной Мцыри готов на величайшую жертву утрату бессмертия души:

2 стр., 517 слов

Значение имен и фамилий героев в поэме Гоголя “Мертвые души”

... “Мертвые души”. Фамилии героев в поэме несут определенную смысловую на­грузку. Так, фамилия “Манилов” ассоциируется у нас со словами “манить”, “заманить”, “манящая даль”. Так автор подчеркивает мечтательность героя, его полную оторванность от реальной жизни. Фамилия ...

Увы! за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Свобода для Мцыри высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием бытия, уделом нетворческих, скучных людей. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На волеЖил и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул.

Мцыри за три дня прожил целую жизнь: был ребенком в родительском доме, воином и охотником, испытавшим себя в поединке с барсом, робким влюбленным, который с восторгом смотрел на деву гор. Он был во всем сыном своей земли и своего народа:

…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних молодцов.

Удивительные превращения происходят с человеком, вкусившим свободы. В монастыре Мцыри и не подозревал о собственной отваге и выносливости, да и где бы он мог эти качества проявитьПо законам романтизма, герой проявляет свою одну, но пламенную страсть в исключительных обстоятельствах, какими стали для Мцыри и побег из монастыря во время гроз< > в час ночной, ужасный час, так напугавший мснахов, что они ниц лежали на земле, и встреча С барсом. Он все преодолел, все испытал и, помимо прочего, уже тогда решил умереть, если судьба вернет его в монастырь.

Предчувствие неудачЛ побега автор подчеркнул с помощью пейзажа. В сроем стремлении к родине, к дорогому для него миру природы Мцыри сталкивается с суровой реальностью. Природа незаметно меняет свой облик, превращаясь из друга во врага:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый чаС.

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи пгемнота

Сквозь ветви каждого куста…

Предчувствие сбываемся: путь Мцыри на родину оказывается движением по кругу, что вполне вписывается в романтический канон: жизнь героя определяется судьбой, роком, фатумом. На роду было написано, чтобы Мцыри возвратился в монастырь. Заботами монаха он выздоравливает, что ставит его перед выбором: либо смириться, либо умереть. Смерть Мцыри Лермонтов показывает как акт его свободной воли. Это не вынужденный, а добровольный уход из мира келий душных и молитв в мир чистой природы:

Ты перенестъ меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Трава меж ними так густа,

И свежий воздух так душист…

В офазе Мцыри поэт использовал все средства романтизма как художественного метода, чтобы довести до высшего накала трагедию несостоявшейся жизни героя.

Мцыри понимает истоки этой трагедии, сравнивая себя с цветком темничным, познавшим губительную сладость бытия, но не отказавшимся от этого искуса:

…Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок.

В этих словах трагическая история жизни и несбывшейся мечты романтического героя, принявшего неизбежность своего поражения, но отвергшего компромисс.

20 стр., 9895 слов

Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме ...

... героя, когда, заблудившись, он вновь оказывается у стен монастыря, от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. Он не раскаивается в содеянном, и за несколько минут воли ... жизнь он готов был отдать две жизни в монастыре и за такой жизнью отправился, совершив побег. Дни побега стали истинной жизнью для Мцыри, ... героя Главы 3–8. Воспоминания и мечты героя Мцыри ... рука судьбы Меня вела ...

Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.

Страницы: 1

Понравилось сочинение » Воплощение мечты Мцыри, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 8 класса