Тема : «Загадка как литературный жанр. загадок»

УМК «Планета Знаний». Урок литературного чтения

Тема урока: «Загадка как литературный жанр. Сочинение загадок» (ТРКМ)

Цель урока: учить сочинять загадки

Задачи:

Сформировать понятие о загадке, как о жанре устного народного творчества. Обогащение словаря. Сочинение загадок. Развитие умения описывать объект в устной речи.

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению.

Регулятивные: освоение способов работы с различными источниками информации.

Познавательные: сочинять и отгадывать загадки; анализировать объекты с целью выделения признаков; формирование навыка выразительного чтения.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу прочитанного; конструировать монологическое высказывание.

Предметные: сформировать понятие о загадке, как о жанре устного народного творчества. Обогащение словаря. Сочинение загадок. Развитие умения описывать объект в устной речи.

Планируемые результаты:

Научиться составлять, сочинять, отгадывать загадки, ребусы; Применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Ход урока

Вызов

Дети рассказывают сочинённые дома стихи об одуванчике. Что такое стихотворение? Что обязательно есть в стихотворении? (рифма) Работа в парах. Соберите из строк стихотворение

На зелёной тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек зашуршал

И растаял этот шар.

Как можно назвать это стихотворение? (загадка)

Если дети не могут отгадать им предлагается ещё варианты загадки:

3 стр., 1147 слов

Загадок с детьми дошкольного возраста

... цикла «Игрушки» . На материале этих простых, но чрезвычайно образных коротких стихотворений можно начинать работу по сочинению загадок . Например, «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно ... его не брошу, потому что он хороший». Получилась загадка , которую дети легко отгадывают. В дальнейшем, дети легко сочиняют загадки о зайке ,слоне и других персонажах : Спать пора, ...

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок-

И остался стебелёк.

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, пожух

И превратился в пух.

Определите тему урока. Загадка

Любите ли вы загадки? А помните ли вы какие-нибудь из них?

Предположите, чем мы будем заниматься, какова цель урока.

К концу урока мы должны научиться сочинять загадки, результат — ваша загадка.

Осмысление

Как вы думаете, сможем ли мы сразу создать загадку или нам нужны для этого знания?

Что такое загадка? Тайна, секрет, описание предмета, предлагаемое для разгадки.

Каковы признаки загадки?

Сравните:

На зелёной тонкой ножке Вырос одуванчик позднею весной.

Вырос шарик у дорожки. Был он ярко-жёлтый, словно золотой.

Ветерочек зашуршал А потом стал белым, точно поседел.

И растаял этот шар. Дунул сильный ветер, друг мой улетел.

1

Есть ли рифма.

+

2

Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)

Шар

3

Показаны важные признаки.

Зелёная тонкая ножка, вырос у дорожки,

Растаял-улетел, потому что подул ветер

4

«Загадка — ума зарядка»

Вывод: загадка-это литературное произведение в стихотворной форме, которое развивает сообразительность, в котором сам предмет не назван, но показаны его признаки.

Как вы думаете, когда загадку можно легко и быстро отгадать?

В группах. Отгадать загадку (лук).

Не бьёт, не ругает, а от него плачут.

Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него и взрослые и дети?

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда не приду всех до слёз доведу.

И зелен и густ-

На грядке вырос куст.

Начали щипать-

Стали плакать и рыдать.

Сидит дед,

В семь шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

В десять одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.

Вывод: чем точнее признаки, тем легче загадку отгадать.

Все загадки, с которыми мы имели дело, были русскими народными.

А есть ли загадки у других народов?

Мы сейчас это узнаем, но прежде заглянем в словарь и определим значение слов сомбреро, решето.

А как бы вы определили значение слова подсолнух? Что вы знаете о подсолнухе?

Откройте учебник на с. 48. Найдите загадку, отгадка которой подсолнух.

С.50 испанская загадка о подсолнухе

Теперь мы готовы сочинить загадку.

Выберете предмет, загадку о котором вы хотите сочинить.

Ёжик

_____________________________ в иголках,

______________________________ под ёлкой.

Ёжик

_____________________________ клубок,

______________________________ бок.

Заяц

__________________________ беленький,

__________________________ серенький.

Заяц

__________________________ не кот,

__________________________ год.

__________________________ для лета,

__________________________другого цвета.

Заяц

__________________________ ухо,

__________________________ пуха.

__________________________ ловко,

__________________________морковку.

Лиса

_________________________ какая,

_________________________ золотая.

_________________________живёт,

_________________________крадёт.

Кот или кошка

_________________________ усатая,

_________________________полосатая.

_________________________ступает,

________________________убегает.

Если вам не хочется сочинять загадку, вы можете продолжить знакомство с загадками других народов (с.50)

Рефлексия.