Рассуждение “Каков смысл романа “Герой нашего времени”?”

«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».

Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен. Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…

«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно». Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими. И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»

11 стр., 5234 слов

Анализ письма веры к печорину. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», ...

... написала. Вот, собственно. Письмо Веры к Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа Лермонтова «Герой нашего времени») В романе Лермонтова «Герой ... Земли, старшая сестра твоя Лизаветта Александровна. Вот это сочинение, за которое меня похвалила моя учительница. Залог успеха ... многие наши вопросы. Но чтобы прийти к ним, нужно обладать недюжинной силой самообладания. Это не чёткий, ...

Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

Проблема счастья в «Герое нашего времени»

Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.

«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.

Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.

Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

Герои и природа

Человек оценивает по отношению к миру, важной частью которой является природа. Сильные характером люди покидают уютные дома, познают новые явления и миры. Они путешествуют по планете, распространяя свой оптимизм. Печорин не сидит на месте. Он любит природу Кавказа, восхищается мощью моря. В описании пейзажей столько эмоций, что сложно не создать образную картину увиденного. Природа улучшает человека, она дает духовную силу, наделяет надеждой и уверенностью, что человечество ждет будущее. Индивидуалист по характеру Григорий, меняется среди деревьев и просторов для быстрой скачки коней.

Печорин и Онегин – герои своего времени – сочинение на тему

Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.

Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.

В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».

14 стр., 6569 слов

В чем трагедия печорина? (по роману лермонтова «герой нашего времени»)

... 0-1935 Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина?» Пропустить и перейти к содержимому Сочинение представляет собой анализ взаимосвязи характера и судьбы главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего ... К примеру, Печорин ищет опасных приключений в повести “Тамань”, из-за чего страдают “мирные контрабандисты”, налаженную жизнь которых он разрушает. В повести “Бэла” наш герой рушит жизнь Бэлы, ...

«Сочинение-рассуждение по роману»

А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени «Герой нашего времени» — первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника («Княжна Мери»), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Печорин — «лишний человек». Поведение его непонятно окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они — представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям. Но на этом сходство заканчивается. Печорин — иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов». Печорин — сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, — «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

7 стр., 3251 слов

Печорин лишний человек и почему 9 класс

... В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова/ В. Г. Белинский. — М. Просвещение 1987. Разносторонние интересы Печорина нельзя ... постижение человека. Несоответствие внутреннего внешнему и в то же время обусловленность интенсивного развития духовной жизни невозможностью ... Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится ...

Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Лермонтов говорит: «Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти…» «Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», с другой — «нервическая слабость». Печорину около тридцати лет, а «в его улыбке что-то детское»,

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один…». Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени. «Целая моя жизнь, — указывает сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности.

Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, — говорит он, — какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

9 стр., 4001 слов

Как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким

... как проявляется характер печорина во взаимоотношениях с грушницким княжна мери характеристика печорина Отношения печорина и вернера произведение Лермонтов герой нашего времени княжна мери печорин и грушницкий взаимоотношения Печорин и Грушницкий сочинение на тему 1. Печорин и его окружение. Раскрытие характера героя. 2. Печорин ...

Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы «сделаться героем романа», старается «производить эффект». Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда — тем и другим». Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, он пишет в своем дневнике: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашел этого своего «высокого назначения», не нагнел деятельности, достойной его «необъятных сил». Он -тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин — человек 30-х годов, типичный представитель своего времени. Время это поставило его перед выбором: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть «предназначение высокое». Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, так как приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.

2 стр., 753 слов

Образ и характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени Лермонтова

... жизнь. Он не имеет злых побуждений, поэтому читатель не должен осуждать его. В любом случае, смерть Грушницкого на дуэли с Печориным могла бы не произойти, если бы герой ... черт благородного человека, нежели чем подлеца. Сочинение Характеристика и образ Грушницкого Грушницкий является одним из самых ярких второстепенных героев в романе «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Это ...

Современность проблем романа

Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?

Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?.. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.

Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

Ундина

(361 слово) «Герой нашего времени» — произведение неповторимое, загадочное, захватывающее. Столь же таинственны его герои. Пожалуй, самой интригующей героиней является Ундина (русалка), как ласково называет ее Печорин.

Главный герой встречает девушку в Тамани. Настоящего имени он так и не узнал. На вопрос Печорина об имени девушка изворотливо ответила: «Кто крестил – тот знает». Точного возраста тоже не обозначено — автор говорит, что ей не больше 18 лет. В сущности, Печорин не знает о ней ничего, своих догадках он ориентируется лишь на ее внешность – легкий полосатый наряд, молодое лицо с озорным выражением и распущенные длинные волосы. Своей таинственностью девушка сразу вызвала у любившего приключения Печорина интерес. Она привлекла его неоднозначными и двусмысленными ответами, умением напевать старинные песни, частыми отлучками и свободой жизни, незнакомой Григорию. У героини проницательные глаза, правильный нос, длинные русые волосы, и, несмотря на то, что она далеко не красавица, в ней «много породы».

Однако, оказалось, таинственное поведение Русалки связано с ее деятельностью: причудливая девушка оказалась контрабандисткой. Узнал о ее промысле Печорин, проследив за ней — она встречалась с сообщником, молодым человеком по имени Янко, а еще им помогал слепой мальчик. Но главный герой не остался незамеченным: узнав о слежке, Ундина попыталась соблазнить офицера и пригласила его ночью на лодку. Там она набросилась на него, желая утопить свидетеля. В борьбе с Ундиной Печорин победил, сбросив ее в море. Позже герой увидел, как она вышла из воды. Она сказала Янко о том, что их обнаружили. Без сожалений они оставили слепого мальчика и старуху, спасая себя и товары. После этой истории Печорин недоумевал, почему судьба закинула его к ним:

15 стр., 7452 слов

Печорин – герой своего времени

... “Бэла” или “Максим Максимыч” Печорин заслуживает большего осуждения в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение Кто герой нашего времени? Встреча с Печориным в виртуальном мире. сочинение Нужна ли дополнительная глава произведению М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение Имеются ...

Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

На примере Ундины автор показывает читателю, каким неоднозначным может быть человек, как много может быть у него в арсенале масок, чтобы скрыть свое желание жить в угоду лишь себе. Ундина в каком-то смысле является двойником главного героя: она эгоистична и безнравственна, умна и хитра, любит приключения и свободу, не боится риска. Но ее от Григория отличает определенность: она точно знает, как жить и что делать. Роль этого образа столь же понятна — он помогает раскрыть характер Печорина в исключительных обстоятельствах наедине с исключительным человеком (Ундиной), что является важным элементом романтизма.

Пора николаевского безвременья.

Отчего же автору «просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и которого к его и вашему несчастью, слишком часто встречал» и действительно ли это так? «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает!» – Лермонтов отнюдь не лелеет «гордую мечту сделаться исправителем людских пороков», он пишет судьбу современников, чьи пороки и недостатки так похожи, что легко понять – с одной стороны, их формирует общество. Сказать об этом открыто нельзя, но и молчать невозможно: эпоха, наступившая вслед за восстанием декабристов, отобрала надежду на освобождение народа, справедливое законодательство, но не сломила надежду и силу духа мыслящих людей.

Повиновение власти вместо деятельной жизни на благо Отечества, – только такая перспектива ожидала молодых людей после восстания декабристов в годы правления Николая І. Сила же духа и надежда на изменения в эту переходную эпоху, где нет больше старого, но и новое еще не родилось, пробуждает индивидуализм. Он становится своеобразным спасением – человек способен осознавать себя личностью.

Бэла

(316 слов) Бэла – шестнадцатилетняя черкесская княжна, тоненькая и изящная девушка. Печорина привлекла в ней азиатская красота, черные волосы и глаза как у горной серны. Обманным образом, с помощью брата Бэлы – Азамата, Григорий крадет ее, обменяв на лошадь. Так юная черкешенка попадает в крепость к Печорину.

Первые несколько дней своего пребывания у Печорина Бэла была напугана. Она любила свой дом и хотела туда вернутся, поэтому только сидела в углу и пела грустные песни. Бэла, воспитанная традициями горного народа, была горда и независима, поэтому дорогие подарки Печорина и его деликатное обхождение не могли вызвать в ней любовь. Но как только он сдался, и даровал девушке свободу, она добровольно начала жить с ним. За это время дикарка искренне полюбила его и приняла свою судьбу. Покорность сильному и властному мужчине-победителю тоже была заложена в ее воспитании, поэтому гордость уступила место привязанности и смирению. Верность и честь – для нее самое главное. Даже недолгую разлуку с Печориным Бэла переносила тяжело, ведь ее любовь была сильной и настоящей. Но, приручив дикарку, сам похититель остыл к ней.

5 стр., 2338 слов

Галерея образов горцев в романе Лермонтова Герои нашего времени

... в частности, образы горцев в повести «Бэла». Они уже не похожи на романтических героев, в которых все необыкновенно от внешности до поступков, однако в них осталась романтическая сила страстей. В создании образов Лермонтов ... противопоставленного Печорину. Штабс-капитан – настоящий «кавказец» не в пример Печорину, Грушницкому и другим офицерам, лишь волею случая занесенным на Кавказ. Он служит на ...

Со временем чувства Печорина к Бэле проходят, девушка чувствует это, замыкается в себе, красота ее меркнет. Она продолжает любить Григория, а для него это лишь вчерашняя забава. Хотя Лермонтов не говорит о чувствах Печорина к Бэле, ее образ помогает многое понять о главном герое и его характере: он неосторожно и эгоистично ведет себя, что приводит к трагедии. Бэла погибает от рук Казбича, но Максим Максимыч говорит, что смерть для нее единственный выход, и с ним трудно спорить: счастье героини было во взаимности, которой она уже не смогла бы добиться. Не будь истории с похищением, Бэла, возможно, была бы счастлива.

Образ Бэлы не только способствует раскрытию характера главного героя, но и демонстрирует особый горный колорит произведения, который позволяет читателю проникнуться атмосферой экзотического края, где царят свои законы, отличные от западного мира. Лермонтов очень любил свободный и естественный Кавказ, поэтому в очередной раз воспел его дикую красу, загубленную пресыщенным иноверцем.

Грушницкий

(333 слова) Грушницкий – это герой, к которому не возникает симпатии ни у автора, ни у читающей публики. Возможно, поэтому полное имя Грушницкого так и не прозвучало в романе. М. Ю. Лермонтов сознательно не придал много индивидуальных черт этому персонажу, подчеркивая в его образе только общие пороки военного класса того времени.

Грушницкий привлекателен внешне: это высокий, статный молодой человек с черными кудрями, он молод и красив, ему 20 лет, но выглядит он на 5 лет старше, однако состоит на службе всего год. Грушницкий всегда в форме, таким образом, он пытается очаровывать дам. Он образован, знает французский язык, но речь его быстрая и вычурная, а эмоции фальшивы. Главная мечта юноши – стать героем романа, центром внимания. Его воспитали простые люди, родители его жили в деревенской усадьбе, видимо, поэтому он так хотел выделиться в светском обществе и произвести впечатление. Грушницкий из всех сил демонстрировал свою индивидуальность, содранную со страниц модных книг, но при этом был глуп, самовлюблен, и не отличался храбростью (во время боя он даже зажмуривает глаза).

Юный Грушницкий совершенно не разбирается в людях и своих чувствах. Его дружба с Печориным тоже не настоящая. Молодые люди кажутся друг другу милейшими созданиями, но под масками улыбок скрывались предательство и месть. Даже чувство к Мэри не такое глубокое, как ему хочется, это просто влюбленность. Отвергнутый княжной, юнкер начинает распускать слухи о Мэри, которые приводят к дуэли с Печориным. Перед началом поединка Грушницкий портит оружие противника, и только волею случая Григорий обнаруживает неисправность. Финалом дуэли становится смерть юнкера, который так и не смог признать свою подлость. Мнение общества для него дороже самой жизни.

Описывая Грушницкого, автор обращает внимание читателей на те черты героя, которые угадываются и в образе Печорина: он также пытается уйти от вечной скуки, играя чувствами других, что, зачастую, приводит к трагедиям. Внешне поведение юнкера очень похоже на то, как держит себя Григорий, но для него хандра, цинизм и скрытность — всего лишь красивая поза, а вот для Печорина это личная драма. Таким образом, Грушницкий — это отражение главного героя в кривом зеркале, которое увеличило недостатки персонажа и исказило его достоинства.

5 стр., 2310 слов

Характеристика и образ Грушницкого в романе Лермонтова Герой нашего времени

... сам. Тест по произведению Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени Если Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. ... общении. Из вышесказанного видна отчётливая противоречивость. Грушницкий описан весьма подробно и многие из данных ему М.Ю.Лермонтовым характеристик кажутся противоположными друг другу. Юнкер имеет ...