Краткое содержание В. Распутин «Уроки французского»

Валентина Распутина есть короткий рассказ с незамысловатым названием «Уроки французского», который читается легко, на одном дыхании и кажется на первый взгляд совсем несложным. На самом деле, несмотря на незамысловатый сюжет, это произведение с богатым подтекстом. Краткое содержание «Уроков французского» уместится в несколько предложений. Но рассказ побуждает к размышлениям, и читатель в итоге может сделать выводы, совсем не связанные с темой, которая, казалось бы, лежит на поверхности. Поэтому над сочинением по этому рассказу придется всерьез подумать.

Краткое описание персонажей

первого лица

Остальные герои:

  • мать, младшие сестренка и брат новоиспеченного ученика (они остаются как бы за кадром, но чувствуется, что оторванный от семьи подросток очень любит родных и скучает по ним);
  • молодая учительница французского языка Лидия Михайловна – именно она сумеет преподать главному персонажу произведения важнейший урок, не связанный с учебой в школе;
  • директор школы Василий Андреевич – суровый, педантичный человек, который сыграл в этой истории роль палача, хотя ему думалось, что он искореняет зло;
  • Вадик – ученик 7 класса, местный хулиган, чей авторитет базировался на физической силе;
  • Птаха – из тех, кого принято презрительно называть «шестерками», «друг» и помощник Вадика.

Есть и другие герои, но им отведены эпизодические роли, поэтому о них стоит только упомянуть в кратком пересказе произведения.

Пересказ в тезисах

Программа 6 класса предусматривает умение учащегося тезисно изложить пройденный материал. Это нельзя назвать собственно пересказом рассказа «Уроки французского» — скорее попыткой передать свое понимание основных мыслей произведения. В нескольких главах автор рисует перед читателем следующую картину.

  1. Мальчик (писатель предпочитает не называть имя главного героя) оказывается совсем один в чужом для себя месте, где вынужден не только учиться, но и в прямом смысле слова выживать. Царил голод, а скудные запасы, присылаемые из дома, таяли раньше времени из-за воровства других учеников.
  2. Постоянный голод подталкивает мальчика к мысли о необходимости добыть деньги, но, так как работать он еще не мог, единственно доступным способом стала строго запрещенная азартная игра.
  3. Классный руководитель Лидия Михайловна, узнав о «преступлении», решает не выдавать своего подопечного, а помочь ему своими силами.
  4. Способ, выбранный Лидией Михайловной, не вписался в принятые рамки «добропорядочного поведения», формально ею были нарушены строгие запреты, а потому ей пришлось уволиться из школы и уехать.

Краткое содержание рассказа

Краткое содержание рассказа Валентина Распутина можно изложить так.

4 стр., 1837 слов

«Уроки французского» анализ произведения Распутина – тема, план, ...

... на Распутина Главные герои Продолжим анализ произведения «Уроки французского» Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими в рассказе являются 11-летний мальчик и ... Распутин («Уроки французского»). Анализ, проведенный нами, позволяет даже сказать, что писатель ее поддерживает. Идея Даже краткий анализ «Уроков французского» Распутина позволяет понять идею этого произведения. Давайте разберемся ...

Повествование приходится на тяжелые послевоенные годы в Сибири, на Ангаре. Окончивший начальную школу подросток отправлен матерью в районный центр для дальнейшего обучения. Содержать его вдали от дома – непомерно тяжелый груз для голодавшей семьи. Мать буквально отрывает от сердца то мешок картошки, то буханку хлеба, то 5 рублей денег, лишая себя и младших детей необходимого, чтобы дать путевку в жизнь старшему. Сын, понимая это, не признается матери, что у него потихоньку таскают продукты. Он недоедает, почти падая в голодные обмороки, однако продолжает хорошо учиться. Лишь французский язык никак не дается ему: он бегло читает, переводит, но слушать его произношение невозможно. Чтобы спастись от дикого голода, ребенок придумал выход из положения: научился играть в азартную игру «чику» с местным и мальчишками и понемногу выигрывает, покупая на выигрыш хлеб и молоко. Верховодивший у игроков физически крепкий и нахальный семиклассник Вадик вместе с подхалимом Птахой избивают героя, поняв, что он раскрыл их нечестную игру.

Классный руководитель Лидия Михайловна, видя следы драки на лице ученика, заставляет его во всем признаться, однако не выдает директору. Учительница берет на себя труд подтянуть мальчика по предмету. Поначалу она не знает о бедственном положении ребенка, так как он, из чувства гордости, никому не рассказывает об этом, но постепенно догадывается. Под предлогом необходимости дополнительных занятий Лидия Михайловна приглашает мальчика к себе домой, старается накормить его, однако гордый мальчишка не согласен «брать милостыню».

И тут доброе сердце молодой учительницы подсказывает ей маленькую хитрость: она начинает играть с подопечным в «пристенок» — детскую игру на деньги. При этом она ловко «случайно» проигрывает, и мальчик оказывается законным обладателем полного кармана мелочи. На эти «кровно заработанные» деньги он вновь может купить себе хлеб с молоком, чтобы дожить до следующей посылки из дома. С его точки зрения, это уже не милостыня.

3 стр., 1399 слов

Развитие познавательных процессов в игре у детей дошкольного возраста

... о развитии познавательной сферы детей можно получить в ходе наблюдения за дошкольниками. Упражнения для развития познавательных процессов в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный ...

Финал закономерен: однажды в разгар запрещенной игры в комнату к учительнице входит директор школы. Лидия Михайловна всю вину берет на себя и ее увольняют. Мальчик остается в школе, продолжая образование. Французский, кстати, для него теперь уже не проблема: Лидия Михайловна научила его легко и бегло говорить, не глотая звуки.

Один раз уже подросший ученик получает посылку, наполненную макаронами и яблоками. Он понимает, кто прислал ее, ведь такого «богатства» в его деревне отродясь не бывало. Увидеть это чудо можно было лишь на картинках в книжках.

Основная идея

О чем этот рассказ Распутина? Только ли описание злоключений подростка, вынужденного самостоятельно решать отнюдь не детские проблемы? Конечно, нет.

Ребенку на заре его жизненного пути встретился удивительный человек – человек с огромным добрым сердцем и раскрытой душой. Лидия Михайловна еще молода – автор то и дело, рассказывая о ней, сравнивает ее с «девчонкой», но она уже прекрасный педагог. Это не только ее профессия, но и призвание. Не словами, а поступком своим она преподает ученику урок доброты, который запомнился ему на всю жизнь. Лидия Михайловна, разумеется, знала, что поступает наперекор школьным правилам и прекрасно понимала, что при таком педантичном директоре последствия для нее могут быть тяжкими, пощады ждать не приходилось. Но для нее гораздо важнее внешних правил и законов оказался ребенок, лишенный помощи и поддержки взрослых, еще не умеющий сам за себя постоять в условиях беспощадного мира. Она пожертвовала работой, чтобы дать возможность способному мальчишке доучиться, не бросить школу, элементарно выжить. При этом она сумела не задеть его болезненную гордость.

Уроки, подобные этому, не забываются никогда.