Конспект урока «Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам в форме спортивного репортажа»
Цели урока:
подготовить учащихся к сочинению-рассказу в форме спортивного репортажа на основе сюжетных картинок;
развивать и совершенствовать умения и навыки написания сочинения типа заметок или репортажа;
- развивать умение составлять план;
- выработка умения включать описание действий человека, его манеры держаться, позы в повествование;
- повторить тему «Употребление времён глагола»;
- провести этимологический анализ слов английского происхождения;
- повторить фонетический разбор;
- совершенствовать работу учащихся со словарём;
- развивать у учащихся интерес к спорту.
Оборудование: учебник, иллюстрации на спортивную тему, словари иностранных слов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся.
2) Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня у нас урок развития речи с использованием материала иностранного языка (английского).
Тема урока: сочинение – рассказ по сюжетным картинкам в форме спортивного репортажа. Эпиграфом нашего урока послужат слова великого немецкого поэта и мыслителя Гёте: «Кто не знает иностранных языков, тот ничего не знает о своём собственном». (Запись на доске) Цель урока: подготовка к написанию сочинения по сюжетным картинкам (рисункам) в форме спортивного репортажа.
III. Словарная работа
1) Баскетбол, бобслей, бокс (боксёр), матч, хоккей, футбол, бутсы, форвард, гол.
- Показываются сюжетные картинки (различных видов спорта), учащиеся записывают слова с проговариванием (выделяют орфограммы и ставят ударение).
Учитель: Все эти слова заимствованы из английского языка. Особенно интенсивно английские слова стали заимствоваться русским языком в конце XIX века и до наших дней. Их проникновению в русский язык способствовали преобразования в разных областях общественной жизни, в частности спортивной.
И дискуссии по проблемам современной художественной культуры ...
... является результатом обучения учащихся по предметной области искусства. Сам предмет “Мировая художественная культура” предполагает интегральность и широту знаний по разным видам искусства. За период ... искусства и науки. В практике преподавания МХК сложились следующие формы проверки знаний учащихся по данной предметной области: высказывания учащихся на занятии беседы по прочитанному материалу уроки ...
2) Этимологические справки при раскрытии значений слов
Бобслей – bob – sleigh
Сани с рулевым управлением, рассчитанные на несколько человек (до 8), для катания на специально – оборудованных ледяных горах с крутыми виражами;
бокс – boxing
Вид спорта, представляющий собой урегулированный правилами кулачный бой в специальных перчатках;
боксёр – boxer
Спортсмен, занимающийся боксом;
матч – match
Состязание между двумя или несколькими спортсменами, командами;
Хоккей – hockey
Игра на льду с составом команд по 6 человек каждая, в которой клюшками стремятся загнать в ворота противника плоскую резиновую шайбу;
футбол – football
Игра с участием двух команд ( по 11 игроков в каждой), стремящихся загнать (забить) мяч в ворота противника;
бутсы – boots
Ботинки для игры в футбол, с шипами или поперечными планками на подошве, с твёрдым носком;
форвард – forward
Игрок передней линии (линии нападения) в футбольной и хоккейной команде;
гол – goal – цель
Очко, засчитывающееся после каждого введения мяча или шайбы в ворота противника.
3) Работа над происхождением слов (напишем данные слова):
Волейбол, гандбол, баскетбол, футбол.
- Какую общую особенность в звуковом составе вы можете отметить в данных словах? + бол
баскетбол – basket + ball
корзина + мяч
волейбол – volley + ball
удар по мячу с воздуха
гандбол – hand + ball
рука + мяч
футбол – foot + ball
нога + мяч
Вывод: По данной звуковой примете вы можете в дальнейшем определять слова английского происхождения.
IV. Фонетический разбор
Футбол фут-бол
[ Ф у д б о л ]
ф – [ ф ] – согл., глух. парн., тв.парн.;
- у – [ у ] – гл., безуд.;
- т – [ д ] – согл., зв.
паорн., тв. парн.;
- б – [ б ] – согл., зв..парн., тв. парн.;
- о – [ о ] – гл., ударный;
- л – [ л ] – согл.,зв., сонорный, тв.
парн.
6 букв, 6 звуков.
Хоккей хок-кей
[ х а к’ э j’]
х – [ х ] – согл., глух., тв., парн.;
- о – [ а ] – гл., безуд.;
- к – [ к’] – согл., глух.
парн., тв. парн.;
- е – [ э ] – гл., ударный;
- й – [ j’ ] – согл., зв., сонорный, мягк.
6 букв, 5 звуков.
V. Перевод текста
– Предлагаются предложения ( заранее подготовленные учащимися ) на английском языке по теме «Спорт». Учащиеся сразу переводят услышанные предложения.
Примерный текст
We like sports – Мы любим спорт.
My favourite sports are boxing and judo – Moи любимые виды спорта – бокс и дзю—до.
Я люблю теннис.
My favourite sports are volleyball and hockey – Мои любимые виды спорта – волейбол и хоккей.
Про футбол на английском языке
... из вида спорта в некое подобие религии. Теперь даже американские игроки в “soccer” добиваются значительных успехов на международной арене. При изучении языка сочинение на английском про футбол по этой ... , как знает большинство из вас, - нога, а “ball” - это мяч. Происхождение названия: как по-английски пишется футбол? “foot” + “ball” = “football” Это название распространилось по всему миру, ...
- Давайте поговорим о футболе, ведь футбол – это увлекательное зрелище.
We like to play football – Мы любим играть в футбол.
We have new boots – У нас есть новые ботинки.
We like to watch football matches on TV – Мы любим смотреть футбольные матчи по телевизору.
VI. Работа с учебником (с. 285. Упр. 692)
1) Рассмотрите сюжетные картинки.
2) Ответьте на вопросы:
– Где и когда происходит действие, изображённое на картинках? (На спортивной площадке во время матча).
- Как развивается действие во время игры?
- Кто главный герой происходящего?
- Почему вы так считаете?
- Какое настроение у мальчиков и почему?
- Как художник показал удивление игроков?
3) Подробнее опишите мальчиков, их позы, выражение лиц.
VII. Составление плана
Спортивный репортаж, План. (примерный), Футбол – это увлекательное зрелище., Непредвиденное происшествие., Действие вратаря., Мяч в воротах.
(Возможны другие варианты).
VIII. Составление рассказа по картинкам (рисункам)
- Ребята, подумайте о речевом оформлении вашего сочинения.
- Какой тип речи вы изберёте? (Повествование, описание, рассуждение)
- Каким стилем воспользуетесь? (Разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный)
- Помните, что побудительные, вопросительные предложения помогут вам усилить выразительность текста.
Сочинение может быть написано в форме спортивного репортажа (что подсказывается началом).
В данном случае особенно уместно использовать глаголы в форме настоящего времени; это позволит «нарисовать» действия, сделать их как бы происходящими на глазах читателя. Использование форм будущего времени поможет передать быстроту и динамику событий.
IX. Обобщение по уроку
Подведение итогов и выставление оценок за активность на уроке.
X. Задание на дом
1) Повторить изученные орфограммы по теме «Глагол».
2) Подготовить сочинение – рассказ по рисункам (с. 285) (письменно).